Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПИЦУ́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 303

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков; А. В. Бруенок (медицина)

ПИЦУ́НДА, го­род, при­мор­ский кли­ма­тич. ку­рорт в Аб­ха­зии, в Гагр­ском р-не, на мы­се Пи­цун­да Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья Кав­ка­за. Нас. 8,4 тыс. чел. (2012).

На мес­те или близ совр. П. ло­ка­ли­зу­ет­ся ан­тич­ный г. Ве­ли­кий Пи­ти­унт, Пи­ти­ус (Πιτυοῦς, род. п. Πιτυοῦντος, от греч. πτυς – со­сна), впер­вые упо­ми­наемый Стра­бо­ном, ссы­лаю­щим­ся на Ар­те­ми­до­ра Эфес­ско­го (2 в. до н. э.). Неко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с г. Кар­те­рон-Тей­хос, упо­ми­наемым Клав­ди­ем Пто­ле­ме­ем. Пли­ний Стар­ший со­об­ща­ет о раз­граб­ле­нии в 1-й пол. 1 в. н. э. «бо­га­тей­ше­го го­ро­да» Пи­тиу­са пле­ме­нем ге­нио­хов, жив­ших на бе­ре­гу Чёр­но­го м. сев.-за­пад­нее Пи­тиу­са. Ар­риа­ном в опи­са­нии по­бе­ре­жья Чёр­но­го м. («Пе­рипл Пон­та Эвк­син­ско­го»), со­став­лен­ном на ос­но­ве его пла­ва­ния в нач. 130-х гг., Пи­ти­унт от­ме­чен как пер­вая сто­ян­ка к се­ве­ру от рим. вла­де­ний. Ок. сер. 2 в. здесь бы­ла по­строе­на кре­пость, став­шая ча­стью т. н. Кав­каз­ско­го ли­ме­са Рим. им­пе­рии. По со­об­ще­нию Зо­си­ма, в 254–257, в хо­де Скиф­ских войн, го­род два­ж­ды под­вер­гал­ся на­па­де­нию, в хо­де вто­ро­го был раз­граб­лен. Яв­лял­ся од­ним из мест ссыл­ки, в т. ч. хри­сти­ан (в 407 сю­да был со­слан свт. Ио­анн Зла­то­уст, умер­ший в до­ро­ге). В 325 еп. Пи­ти­ун­та Стра­то­фил был уча­ст­ни­ком I Все­лен­ско­го со­бо­ра. Го­род по­стра­дал в кон. 4 в. или нач. 5 в. На­ря­ду с Се­ба­сто­по­лем (см. Су­хум), яв­лял­ся од­ним из цен­тров рим. и ви­зант. вла­сти на тер­ри­то­рии Аб­ха­зии. В 542 го­род раз­ру­ши­ли ви­зан­тий­цы, что­бы не до­пус­тить за­хва­та ук­ре­п­ле­ний пер­са­ми; был вос­ста­нов­лен в сто­ро­не от ста­ро­го мес­та, вхо­дил в Абаз­гию, но­ми­наль­но за­ви­си­мую от Ви­зан­тии. С кон. 8 в. – в со­ста­ве не­за­ви­си­мо­го Аб­хаз­ско­го цар­ст­ва, за­тем Цар­ст­ва аб­ха­зов и карт­лий­цев (Груз. цар­ст­ва). С П. свя­зы­ва­ет­ся то­по­ним Бич­вин­та (от груз. «пич­ви» – со­сна), из­вест­ный по ср.-век. груз. ис­точ­ни­кам. На ге­ну­эз­ских кар­тах го­род обо­зна­чал­ся как Пе­зон­да или Пе­цон­да. В 15–16 вв. здесь раз­ме­ща­лась ре­зи­ден­ция абх. ка­то­ли­ко­сов, во 2-й пол. 16 в. из-за уг­ро­зы тур. на­па­де­ний пе­ре­не­сён­ная в Ге­лат­ский мо­на­стырь. К 19 в. П. пре­вра­ти­лась в не­боль­шой на­се­лён­ный пункт с кре­по­стью. С 1810 в со­ста­ве Рос. им­пе­рии. Во 2-й пол. 19 в. П. ут­ра­ти­ла во­ен. зна­че­ние. Центр ок­руга Су­хум­ско­го во­ен­но­го от­де­ла (1864–83), за­тем в со­ста­ве Су­хум­ско­го ок­ру­га (1883–1918). С сер. 20 в. раз­ви­ва­лась как при­мор­ский кли­ма­тич. ку­рорт (офи­ци­аль­но ос­но­ван в 1960, до 1991 со­юз­но­го зна­че­ния). С 1963 пос. гор. ти­па. С 1992 в со­ста­ве Рес­пуб­ли­ки Аб­ха­зия. С 2007 го­род.

Фото А. Ю. Скакова Пицунда. Собор Успения Божией Матери.

В цен­тре совр. П. – кре­сто­во-ку­поль­ный 1-гла­вый 3-ап­сид­ный со­бор с нар­тек­сом и га­ле­ре­ей-хо­рами, тра­ди­ци­он­но да­ти­руе­мый 10 в., по­стро­ен­ный, воз­мож­но, на мес­те бо­лее древ­не­го хра­ма (вос­ста­нов­лен во 2-й пол. 19 в. и ос­вя­щён в 1885 в честь Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри; ны­не Кон­церт­ный зал, в 1975 ус­та­нов­лен ор­ган); в ин­терь­е­ре – ос­тат­ки рос­пи­сей 16 и 19 вв. Ря­дом с со­бо­ром – руи­ны хра­мово­го ком­плек­са (1-ап­сид­ная цер­ковь и мар­ти­рий 2-й пол. 5 в., пе­ре­строе­ны во 2-й пол. 6 в. или нач. 7 в. в 3-ап­сид­ную кре­сто­вид­ную в пла­не цер­ковь); ча­сов­ня Пи­цунд­ских свя­тых (18 в., вос­ста­нов­ле­на в 19 в.); ос­тат­ки пред­по­ло­жи­тель­но двор­цо­во­го со­ору­же­ния 4–6 и 10 вв. Про­сле­жи­ва­ют­ся так­же ос­тат­ки ср.-век. во­до­про­во­да. Уча­сток с со­бо­ром ок­ру­жа­ют обо­ро­нит. со­ору­же­ния 16 в., об­нов­лён­ные в 1830 рус. гар­ни­зо­ном. В 1885 здесь был соз­дан Ус­пен­ский скит Но­во-Афон­ско­го мо­на­с­ты­ря (пер­вая по­пыт­ка ос­но­вать оби­тель от­но­сит­ся к 1872; уп­разд­нён в 1920-е гг.). Ря­дом с со­бо­ром, в мо­на­стыр­ском зда­нии нач. 20 в., рас­по­ло­же­на экс­по­зи­ция Гос. ис­то­ри­ко-ар­хит. му­зея-за­по­вед­ни­ка «Ве­ли­кий Пи­ти­унт» (ос­но­ван в 1991).

Осн. при­род­ный ле­чеб­ный фак­тор – суб­тро­пич. влаж­ный кли­мат, с очень мяг­кой, бес­снеж­ной зи­мой (ср. темп-ра янва­ря ок. 6 °C) и тё­п­лым, сол­неч­ным ле­том (ср. темп-ра ав­гу­ста ок. 24 °C). Осад­ков ок. 1500 мм в год. Чис­ло ча­сов сол­неч­но­го сия­ния – ок. 1800 в год. Ку­паль­ный се­зон длит­ся с мая до кон­ца ок­тяб­ря (ино­гда до се­ре­ди­ны но­яб­ря). Во­да в мо­ре ле­том про­гре­ва­ет­ся до 22–26 °C. Име­ет­ся ши­ро­кий пес­ча­но-гра­вий­ный пляж. Рас­ти­тель­ность пред­став­ле­на сам­ши­то­вой ро­щей и уни­каль­ной ро­щей пи­цунд­ской со­сны (пл. ок. 200 га), про­тя­нув­шей­ся вдоль мор. по­бе­ре­жья поч­ти на 7 км (в со­ста­ве Пи­цун­да-Мюс­сер­ско­го за­по­вед­ни­ка). Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ле­че­ние боль­ных гл. обр. с за­бо­ле­ва­ния­ми ор­га­нов ды­ха­ния, сер­деч­но-со­су­ди­стой и нерв­ной сис­тем. Функ­цио­ни­ру­ют пан­сио­на­ты с ле­че­ни­ем (неск. вы­сот­ных кор­пу­сов, рас­по­ло­жен­ных вдоль бе­ре­га мо­ря), гос­ти­ни­цы, уч­ре­ж­де­ния от­ды­ха.

Пицунда. Фрагмент мозаики из так называемой церкви № 2 на территории Пицундского городища. 1-я пол. 5 в. Музей искусств Грузии (Тбилиси).

При ар­хео­ло­гич. рас­коп­ках (с 1952) на тер­ри­то­рии Пи­цунд­ско­го го­ро­ди­ща (сев.-зап. ок­раи­не совр. П.) за­фик­си­ро­ва­ны куль­тур­ные слои от 2-й пол. 1 до 6 вв. н. э.; отд. на­ход­ки – 2–1 вв. до н. э. Ис­сле­до­ва­лись: рим. ук­реп­лён­ный ла­герь кон. 1 – 1-й пол. 2 вв. н. э.; рим.-ви­зант. кре­пость (кон. 2 – 6 вв.), в т. ч. пре­то­рий и ук­ра­шен­ное мо­заи­ка­ми зда­ние; при­мы­каю­щее к ней ук­ре­п­лён­ное по­се­ле­ние («ка­на­ба»; с 5 в.), в т. ч. тер­мы, цер­ковь, стро­ив­шая­ся на од­ном мес­те не ме­нее 4 раз [ме­ж­ду 313 и 325; 1-я пол. 5 в. (об­на­ру­же­ны мо­за­ич­ный пол с греч. по­свя­ти­тель­ной над­пи­сью, фраг­мен­ты мра­мор­но­го де­ко­ра, бап­ти­сте­рий); 2-я пол. 5 в.; на­ча­ло или 2-я пол. 6 в.]; бо­лее 300 погре­бе­ний нек­ро­по­ля, рас­по­ло­жен­но­го за­пад­нее кре­по­сти. К юго-за­па­ду от го­ро­ди­ща, близ мо­ря, рас­ко­па­ны ос­тат­ки 2-ап­сид­ной церк­ви 6 в. Сре­ди на­хо­док: клей­ма XV ле­гио­на на гли­ня­ных пли­тах; клад 3 в. (се­реб­ря­ные ча­ша с 2 рель­еф­ны­ми фри­за­ми и 2 лож­ки, сплав­лен­ные мо­не­ты); фраг­мен­ты сте­к­лян­ных со­су­дов с ран­не­хри­сти­ан­ской сим­во­ли­кой; мо­заи­ки, в т. ч. с изо­бра­же­ния­ми три­то­на и рыб, сло­на и льва; мо­не­ты, в т. ч. 2 кла­да 3 и 4 вв.; свин­цо­вые пе­ча­ти кн. Кон­стан­ти­на Абазг­ско­го (кон. 7 – 8 вв.) и еп. Фео­до­ра (7 в.).

Близ П. най­ден клад брон­зо­вых то­по­ров 13–12 вв. до н. э. В с. Ала­хад­зы рас­ко­па­ны ос­тат­ки хра­мо­во­го ком­плек­са – 3-не­фной ба­зи­ли­ки 5–6 вв., пе­ре­стро­ен­ной пред­по­ло­жи­тель­но в кон. 8 – 1-й пол. 9 вв., и нес­коль­ко бо­лее позд­ней 3-ап­сид­ной кре­сто­во-ку­поль­ной церк­ви. В с. Лдзаа (Лид­за­ва) на­хо­дит­ся свя­ти­ли­ще Лдзаа-ны­ха, од­но из 7 гл. тра­диц. свя­ти­лищ Аб­ха­зии; близ не­го об­на­ру­же­ны ос­тат­ки ср.-век. хри­сти­ан­ско­го хра­ма.

Лит.: Па­чу­лиа В. П. Пи­цун­да. Тб., 1962; Якоб­сон А. Л. О да­те боль­шо­го хра­ма в Пи­цун­де (Аб­ха­зия) // Крат­кие со­об­ще­ния Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии. 1972. Вып. 132; Ве­ли­кий Пи­ти­унт. Тб., 1975–1978. Т. 1–3; Шам­ба Г. К. Пи­цунд­ская ча­ша // Из­вес­тия Аб­хаз­ско­го ин­сти­ту­та язы­ка, ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии им. Д. И. Гу­лиа. Тб., 1976. Т. 5; Во­ро­нов Ю. Н. В ми­ре ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков Аб­ха­зии. М., 1978; Шер­ва­шид­зе Л. А. Сред­не­ве­ко­вая мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись в Аб­ха­зии. Тб., 1980; Чи­к­ви­лад­зе П. Ку­рорт Пи­цун­да. Тб., 1985; Лорд­ки­па­нид­зе Г. А. Пи­цунд­ское го­ро­ди­ще. (Пи­ти­унт в сис­те­ме «Кав­каз­ско­го ли­ме­са»). Тб., 1991 (на груз. яз.); Ка­ча­ра­ва Д. Д., Квир­кве­лия Г. Т. Го­ро­да и по­се­ле­ния При­чер­но­мо­рья ан­тич­ной эпо­хи. Тб., 1991; Хруш­ко­ва Л. Г. Ран­не­хри­сти­ан­ские па­мят­ни­ки Вос­точ­но­го При­чер­но­мо­рья (IV–VII в.). М., 2002; Бар­цыц Р. М. Аб­хаз­ский ре­ли­ги­оз­ный син­кре­тизм в куль­то­вых ком­плек­сах и со­вре­мен­ной об­ря­до­вой прак­ти­ке. М., 2009.

Вернуться к началу