Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

САМТА́ВРО

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 304-305

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков

САМТА́ВРО (груз. – ме­сто пра­ви­те­ля), ком­плекс ар­хео­ло­гич. и ар­хит. па­мят­ни­ков в сев.-зап. час­ти Мцхе­ты.

Церковь Преображения в монастыре Самтавро. 1030-е гг. (перестроена в кон. 13 – нач. 14 вв.).

Один из круп­ней­ших мо­гиль­ни­ков в За­кав­ка­зье. От­крыт в 1870, рас­коп­ки в 1871–77, 1938–48, пе­рио­ди­че­ски с 1974. Средний брон­зо­вый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) – кур­га­ны с бу­лыж­ны­ми вы­клад­ка­ми и кром­ле­ха­ми во­круг ка­мен­ных ящи­ков и ям, за­пол­нен­ных бу­лыж­ни­ком; пред­по­ла­га­ет­ся тру­по­сож­же­ние. Позд­ний брон­зо­вый век (сам­тавр­ская куль­ту­ра, сме­няю­щая­ся вост.-гру­зин­ской; 3 пе­рио­да 14–10 вв. до н. э.) – скор­чен­ные тру­по­по­ло­же­ния (муж­чи­ны на пра­вом, жен­щи­ны на ле­вом бо­ку) го­ло­вой в вост. сек­то­ре, в ямах, за­пол­нен­ных бу­лыж­ни­ком, ино­гда пе­ре­кры­тых пли­та­ми; ке­но­та­фы, ос­тат­ки тризн, жерт­во­при­но­ше­ния ско­та; в по­гре­бе­нии до 12 ке­ра­мич. со­су­дов; брон­зо­вые ору­жие, ук­ра­ше­ния, сурь­мя­ные под­вес­ки, бу­ла­вы из олень­е­го ро­га и др. В ран­нем же­лез­ном ве­ке поя­ви­лись ко­ба­но-кол­хид­ские ти­пы брон­зо­вых фи­бул, то­по­ров, пря­жек, поя­са (в т. ч. бо­га­то ор­на­мен­ти­ро­ван­ные), зоо- и ан­тро­по­морф­ная пла­сти­ка, же­лез­ное ору­жие. Во 2–1 вв. до н. э. появляются кув­шин­ные по­гре­бе­ния со скор­чен­ными на бо­ку тру­по­по­ло­же­ниями; в 1–3 вв. н. э. – тру­по­по­ло­же­ния в осн. вытянутые головой на юг и запад в че­ре­пич­ных (ред­ко кир­пич­ных, ка­мен­ных) ящи­ках, ямах, ино­гда с пе­ре­кры­ти­ем; над­гроб­ные сте­лы с над­пи­ся­ми; с 3–4 вв. – вытянутые трупоположения в ка­мен­ных ящи­ках, ре­же че­ре­пич­ные, пли­точ­ные и грун­то­вые по­гре­бе­ния, по­яв­ля­ют­ся скле­пы; в 5–7 вв. про­сле­жи­ва­ет­ся хри­стиа­ни­за­ция, встре­че­ны гли­ня­ные сар­ко­фа­ги. Сре­ди на­хо­док – ке­ра­мич., стек­лян­ные, ме­тал­лич. со­су­ды, де­та­ли убо­ра (в т. ч. зо­ло­тые; пер­ст­ни с гем­ма­ми-ин­та­лия­ми и са­са­нид­ские), мо­не­ты. По­се­ле­ние позд­не­го брон­зо­во­го – ран­не­го же­лез­но­го ве­ков с тер­рас­ной пла­ни­ров­кой, по­лу­зем­лян­ка­ми, жерт­вен­ником с гли­ня­ны­ми ан­тро­по­морф­ны­ми идо­ла­ми; по­се­ле­ние 3–4 вв.; по­строй­ки 1–3 вв.

Жен­ский мо­на­стырь на мес­те, где жи­ла св. рав­но­ап. Ни­на Кап­па­до­кий­ская: ц. Преображения, украшенная богатым скульптурным декором (1030-е гг., пе­ре­стро­ена в кон. 13 – нач. 14 вв.; фре­ски 16–17 вв., ал­тар­ная пре­гра­да 13–14 вв., ми­тро­по­ли­чья ка­фед­ра, мо­ги­лы пер­во­го хри­сти­ан­ско­го ца­ря Гру­зии Ми­риа­на и его же­ны), не­боль­шая ран­не­сред­не­веко­вая ц. Цмин­да-Ни­но, ко­ло­коль­ня (16 в.), ог­ра­да с башней (18 в.), руи­ны двор­ца.

Лит.: Лом­та­тид­зе Г. А. Ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки в древ­не­гру­зин­ской сто­ли­це Мцхе­та. Тб., 1955; Чу­би­ни­шви­ли Т. Н. Древ­ней­шие ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Мцхе­та. Тб., 1957 (на груз. яз.); Мцхе­та. Тб., 1978–1983. Т. 2–6 (на груз. яз.).

Вернуться к началу