Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

СКИ́ФЫ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 346-347

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Алексеев

СКИ́ФЫ, ско­ло­ты [греч. Σϰύθαι, Σϰόλοτοι – разновременные ог­ла­сов­ки са­мо­на­зва­ния, вос­хо­дя­ще­го к др.-иран. *skuda- > *skuδa- («стре­лок», «луч­ник», есть др. воз­мож­ные зна­че­ния); лат. Scythai; ак­кад­ское Iškuzāia], древ­ний гл. обр. ко­че­вой на­род, но­си­тель скиф­ско­го язы­ка. Са­ка­ми (др.-перс. Sakā) на­зы­ва­ли перс. ав­то­ры и С., ряд др.-греч. ис­то­ри­ков – «ази­ат. С.». Древ­ней­шие упо­ми­на­ния в ас­сир. ан­на­лах Асар­хад­до­на 7 в. до н. э., у др.-греч. ав­то­ров 7–6 вв.: ге­сио­дич. (см. Ге­си­од) «Ка­та­лог жен­щин», Ал­кей, Сап­фо, Ари­стей Про­кон­нес­ский, Ге­ка­тей Ми­лет­ский. Важ­ней­шие опи­са­ния у Ге­ро­до­та, Гип­по­кра­та. Осн. на­се­ле­ние Ски­фии. Ев­ро­пео­и­ды; ази­ат. С. мог­ли иметь разл. сте­пень мон­го­ло­ид­но­сти. Со С. и близ­ки­ми им на­ро­да­ми со­от­но­сят скиф­скую ар­хео­ло­ги­че­скую куль­ту­ру; в ши­ро­ком зна­че­нии – «ски­фо-си­бир­ский мир» или его часть.

По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии, С. поя­ви­лись на Сев. Кав­ка­зе и в Сев. При­чер­но­мо­рье в кон. 8–7 вв. до н. э. в ре­зуль­та­те ми­гра­ции из Азии под дав­ле­ни­ем со­се­дей (в ан­тич­ной тра­ди­ции – ис­се­до­нов или мас­са­ге­тов), вы­тес­нив ким­ме­рий­цев. По данным ассир. текстов, с 670-х гг. во гла­ве с Иш­па­ка­ем и Бар­та­туа (Пар­та­туа) со­вер­ша­ли во­ен. по­хо­ды в Пе­ред­нюю Азию сна­ча­ла как про­тив­ни­ки Ас­си­рии, позд­нее, воз­мож­но, как её со­юз­ни­ки. В 630–620-е гг. во гла­ве с Ма­ди­ем, сы­ном Про­то­тия (Пар­та­туа), вторг­лись че­рез Кав­каз в Ми­дию, по­бе­ди­ли ми­дий­цев и поч­ти дош­ли до Егип­та. В кон. 7 или нач. 6 вв. часть С. бы­ла унич­то­же­на ми­дий­ским ца­рём Ки­ак­са­ром, часть бе­жа­ла к Али­ат­ту, ца­рю Ли­дии (есть др. вер­сии). По Ге­ро­до­ту, С. по­сле 28-лет­не­го вла­ды­че­ст­ва над Ази­ей вер­ну­лись в Сев. При­чер­но­мо­рье.

Изображение скифа на коне. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба. 4 в. до н. э. Эрмитаж (С.-Петербург).

С. де­ли­лись на ряд «пле­мён», сре­ди ко­то­рых по­ли­ти­че­ски и де­мо­гра­фи­че­ски до­ми­ни­ро­ва­ли т. н. цар­ские С. Воз­мож­но, в ле­ген­де о про­ис­хо­ж­де­нии «ро­дов» С. от трёх сы­но­вей Тар­ги­тая, они на­зва­ны па­ра­ла­ты (др.-иран. *paraδāta – «стоя­щие во гла­ве», «ца­ри»), по­том­ки Ко­лак­сая, на­ря­ду с ка­тиа­ра­ми и трас­пия­ми, по­том­ка­ми Ар­пок­сая, ав­ха­та­ми – по­том­ка­ми Ли­пок­сая. Су­ще­ст­во­ва­ли воз­рас­тные («ста­рые» и «мо­ло­дые») и со­ци­аль­ные (от «лю­дей са­мо­го низ­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния», «бед­ня­ков» до «са­мых бла­го­род­ных и поль­зую­щих­ся наи­боль­шим мо­гу­ще­ст­вом») груп­пы. Счи­та­ет­ся, что гос. об­ра­зо­ва­ния, ха­рак­тер­ные для ко­че­вых об­ществ, мог­ли поя­вить­ся у С. в 7–6 вв., но мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ст­ва у С. к 4 в. (цар­ст­во Атея) или ещё бо­лее позд­не­му вре­ме­ни. На раз­ви­тие куль­ту­ры и об­ще­ст­ва С. боль­шое влия­ние ока­за­ли тес­ные кон­так­ты с греч. по­ли­са­ми Ис­т­ри­ей, Оль­ви­ей, Хер­со­не­сом, с Бос­пор­ским го­су­дар­ст­вом и др.

Важ­ное зна­че­ние у С. име­ли во­ен. обы­чаи и куль­ты, один из ко­то­рых свя­зан с по­чи­та­ни­ем Аре­са (скиф­ское имя не­из­вест­но), сим­во­лом ко­то­ро­го был аки­нак. Ре­ли­гия С. вос­хо­дит к ин­до­ев­роп. тра­ди­ции; пан­те­он со­сто­ял из 7 бо­гов (у цар­ских С. – 8), глав­ны­ми из них бы­ли Та­би­ти (греч. ана­лог – Гес­тия), счи­тав­шая­ся ца­ри­цей С., Па­пай (греч. Зевс), Апи (греч. Гея), по­кро­ви­тель ко­не­вод­ст­ва Та­ги­ма­сад (греч. По­сей­дон), ко­то­ро­му по­кло­ня­лись толь­ко цар­ские ски­фы.

В кон. 6 в. С. от­ра­зи­ли по­ход перс. ар­мии Да­рия I. В 5 в., воз­мож­но, ус­та­но­ви­ли про­тек­то­рат над Оль­ви­ей, тес­ные ди­на­стич. и по­ли­тич. от­но­ше­ния с фра­кий­ца­ми. В 4 в. вое­ва­ли с ма­кед. ца­рём Фи­лип­пом II, в од­ной из битв с ко­то­рым в 339 по­гиб царь Атей. К нач. 3 в. тер­ри­то­рия, кон­тро­ли­руе­мая С., су­ще­ст­вен­но со­кра­ти­лась [со­от­но­ше­ние эко­ло­гич., эко­но­мич., во­ен. (на­бе­ги сар­ма­тов и др.) фак­то­ров – пред­мет дис­кус­сий].

В нач. 3 в. – 70-х гг. до н. э. су­ще­ст­во­ва­ло го­су­дар­ст­во С. в До­б­руд­же. Его ца­ри но­си­ли иран. име­на, но С. со­став­ля­ли мень­шин­ст­во сре­ди ме­ст­но­го зем­ле­дельч. на­се­ле­ния, в осн. фра­кий­цев. В кон. 3–2 вв. воз­ник­ло го­су­дар­ст­во С. в степ­ном и пред­гор­ном Кры­му со сто­ли­цей в Не­апо­ле Скиф­ском (есть др. вер­сии). В кон. 2 в. до н. э. С. в Кры­му тер­пят по­ра­же­ние от Дио­фан­та, пол­ко­вод­ца пон­тий­ско­го ца­ря Мит­ри­да­та VI Ев­па­то­ра. Упа­док и ги­бель это­го го­су­дар­ст­ва в 1-й пол. или сер. 3 в. н. э. свя­зы­ва­ют с по­хо­да­ми бос­по­рян, экс­пан­си­ей алан или го­тов и др. на­ро­дов в хо­де Скиф­ских войн.

Позд­нее ви­зант. и ср.-век. ав­то­ры на­зва­ли С. ряд не­скиф­ских на­ро­дов, свя­зан­ных гл. обр. с Сев. При­чер­но­морь­ем.

Лит.: Гра­ков Б. Н. Ски­фы. М., 1971; Ха­за­нов А. М. Со­ци­аль­ная ис­то­рия ски­фов. М., 1975; На­ро­ды на­шей стра­ны в «Ис­то­рии» Ге­ро­до­та. М., 1982; Сте­пи ев­ро­пей­ской час­ти СССР в ски­фо-сар­мат­ское вре­мя. М., 1989; Мур­зин В. Ю. Про­ис­хо­ж­де­ние ски­фов. К., 1990; Ко­зин­цев А. Г. Об ан­тро­по­ло­ги­че­ских свя­зях и про­ис­хо­ж­де­нии при­чер­но­мор­ских ски­фов // Ар­хео­ло­гия, эт­но­гра­фия и ан­тропо­ло­гия Ев­ра­зии. 2000. Вып. 3; Иван­чик А. И. Ким­ме­рий­цы и ски­фы. М., 2001; Алек­се­ев А. Ю. Хро­но­гра­фия Ев­ро­пей­ской Ски­фии VII–IV ве­ков до н. э. СПб., 2003; Тох­тась­ев С. Р. Про­бле­ма скиф­ско­го язы­ка в со­вре­мен­ной нау­ке // Ethnic contacts and cultural exchanges North and West of the Black Sea: from the Greek colonization to the Ottoman Conquest. Iași, 2005.

Вернуться к началу