Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНА́НЬИНСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 668

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых

АНА́НЬИНСКАЯ КУЛЬТУ́РА (Анань­ин­ская куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская об­ласть) ран­не­го же­лез­но­го ве­ка (9/8–4/3 вв. до н. э.). Рас­про­стра­не­на в зо­не ши­ро­ко­лист­вен­ных ле­сов и тай­ги на се­ве­ро-вос­то­ке Вост. Ев­ро­пы. На­зва­на по Анань­ин­ско­му мо­гиль­ни­ку. А. к. вы­де­ле­на А. М. Таль­гре­ном (1919) и М. Г. Ху­дя­ко­вым (1923). Ны­не А. к. по­ни­ма­ет­ся как куль­тур­но-ис­то­рич. об­ласть, внут­ри ко­то­рой вы­деля­ют­ся куль­тур­но-ис­то­рич. об­лас­ти: пост­мак­ла­ше­ев­ская, ако­зин­ская, шну­ро­вой и гре­бен­ча­то-шну­ро­вой ке­ра­ми­ки куль­ту­ры.

Ананьинская культура. Бронзовая секира. Исторический музей (Москва).

А. к. пред­став­ле­на грун­то­вы­ми мо­гиль­ни­ка­ми, го­ро­ди­ща­ми и се­ли­ща­ми (пре­им. на сред­ней Вол­ге, Ка­ме, Вят­ке, Вет­лу­ге и Бе­лой), се­зон­ны­ми по­се­ле­ния­ми, по­се­ле­ния­ми-мас­тер­ски­ми и свя­ти­ли­ща­ми (в бас­сей­нах рек Вы­че­гда, Пе­чо­ра, Ме­зень и Сев. Дви­на). Хо­зяй­ст­во А. к. ос­но­вы­ва­лось на жи­вот­но­вод­ст­ве.

Го­ро­ди­ща ук­ре­п­ля­лись рвом, ва­лом и бре­вен­ча­той сте­ной. Жи­ли­ща на­зем­ные и по­лу­зем­ля­ноч­ные, сруб­ной или стол­бо­вой кон­ст­рук­ции, с не­сколь­ки­ми оча­га­ми. На по­се­ле­ни­ях А. к., осо­бен­но в та­ёж­ной зо­не, час­то встре­ча­ют­ся ри­ту­аль­ные со­ору­же­ния (ка­на­вы с ос­тат­ка­ми жерт­во­при­но­ше­ний, золь­ни­ки, вы­клад­ки из кон­ских и мед­вежь­их че­ре­пов).

Мо­гиль­ни­ки на­счи­ты­ва­ют от не­сколь­ких до 1011 по­гре­бе­ний (Стар­ший Ах­мы­лов­ский) по об­ря­ду ин­гу­ма­ции в ямах. Из­вест­ны об­клад­ка мо­гил кам­нем и де­ре­вом, ка­мен­ные ящи­ки. За­хо­ро­не­ния оди­ноч­ные, ре­же пар­ные, кол­лек­тив­ные, вто­рич­ные, час­тич­ные и со­вер­шён­ные по об­ря­ду кре­ма­ции. По­гре­бён­ные ле­жат на спи­не, ори­ен­ти­ро­ва­ны в осн. но­га­ми к ре­ке (в по­стмак­ла­ше­ев­ской куль­ту­ре – так­же го­ло­вой, в ако­зин­ской – так­же вдоль те­че­ния). В по­стмак­ла­ше­ев­ских мо­гиль­ни­ках (Но­во­мор­дов­ский 1, Мур­зи­хин­ский 2 и др.) встре­ча­ют­ся ка­мен­ные сте­лы, в т. ч. с изо­бра­же­ни­ем ору­жия.

Погребённый из 2-го Полянского могильника (8–7 вв. до н. э.). Реконструкция Г. В. Лебединской. Институт этнологии и антропологии. Лаборатория антропологической реконструкции (Москва). Фото П. С. Павлинова

Для А. к. ха­рак­тер­ны круг­ло­дон­ные ча­ши (мо­гиль­ни­ки) и горш­ки (по­се­ле­ния) с при­ме­сью тол­чё­ных ра­ко­вин и глад­кой по­верх­но­стью, в ако­зин­ской куль­ту­ре – при­месь пес­ка и «тек­стиль­ные» от­пе­чат­ки (см. Тек­стиль­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ры). Со­су­ды ук­ра­ше­ны по шей­ке ямоч­ны­ми вдав­ле­ния­ми, от­тис­ка­ми шну­ра, зуб­ча­то-гре­бен­ча­то­го штам­па, рез­ны­ми ли­ния­ми, в ред­ких слу­ча­ях – изо­бра­же­ния­ми жи­вот­ных, спи­ра­лей. Встре­ча­ют­ся при­воз­ные брон­зо­вые ва­зы и ча­ши. Брон­зо­вое, би­ме­тал­ли­че­ское, же­лез­ное и ка­мен­ное ору­жие (кель­ты, ме­чи, кин­жа­лы, че­ка­ны, бу­ла­вы, на­ко­неч­ни­ки ко­пий, дро­ти­ков и стрел, т. н. па­рад­ные се­ки­ры с ши­ро­ким лез­вием и зоо­морф­ным на­вер­ши­ем и обу­хом), кон­ская уз­да (уди­ла, пса­лии, де­та­ли оче­лья); муж­ские и жен­ские ук­раше­ния кос­тю­ма и го­лов­но­го убо­ра: на­бор­ные поя­са (ха­рак­тер­ны 8-об­раз­ные бляш­ки), на­груд­ни­ки и на­лоб­ные по­вяз­ки с пла­стин­ча­ты­ми на­клад­ка­ми, бляш­ка­ми и под­вес­ка­ми, грив­ны и др. Рас­про­стра­нён ор­на­мент в зве­ри­ном сти­ле, ис­пы­тав­ший влия­ние скиф­ско­го, сав­ро­мат­ско­го и сак­ско­го ис­кус­ст­ва. В резь­бе по кос­ти и кам­ню (ру­ко­яти но­жей, пряс­ли­ца) рас­про­стра­не­ны ме­ст­ные мо­ти­вы (изо­бра­же­ния ло­ся, мед­ве­дя, вол­ка). В куль­ту­рах шну­ро­вой и гре­бен­чато-шну­ро­вой ке­ра­ми­ки встре­ча­ют­ся гли­ня­ные ан­тро­по­морф­ные фи­гур­ки.

А. к. сло­жи­лась в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия юж­ных (по­стмак­ла­ше­ев­ская куль­ту­ра) и се­вер­ных (куль­ту­ры шну­ро­вой и гре­бен­ча­то-шну­ро­вой ке­ра­ми­ки) групп на­се­ле­ния, ко­то­рые от­ли­ча­лись по ан­тро­по­ло­гич. об­ли­ку (юж. по­пу­ля­ции – ев­ро­пео­ид­ные, се­вер­ные – мон­го­ло­ид­ные). Взаи­мо­дей­ст­вие этих групп обу­сло­ви­ло под­виж­ные тер­ри­то­ри­аль­ные рам­ки А. к. в разл. пе­рио­ды. На­се­ле­ние А. к. свя­зы­ва­ют с пред­ка­ми перм­ских (уд­мур­ты, ко­ми) и фин­но-волж­ских на­ро­дов (ма­ри, ме­ря).

Лит.: Tall­gren A. M. L’époque dite d’Ana­ni­no dans la Rus­sie ori­en­tale. Hels., 1919; Збруе­ва А. В. Ис­то­рия на­се­ле­ния При­ка­мья в анань­ин­скую эпо­ху. М., 1952; Ха­ли­ков А. Х. Вол­го-Ка­мье в на­ча­ле эпо­хи ран­не­го же­ле­за (VIII–VI вв. до н. э.). М., 1977; Пат­ру­шев В. С., Ха­ли­ков А. Х. Волж­ские анань­ин­цы. М., 1982; Кузь­ми­ных С. В. Ме­тал­лур­гия Вол­го-Ка­мья в ран­нем же­лез­ном ве­ке: Медь и брон­за. М., 1983.

Вернуться к началу