АСКО́ЛЬД И ДИР
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСКО́ЛЬД И ДИР, в рус. летописной традиции первые киевские князья. Согласно «Повести временных лет», они – варяжские дружинники (бояре) призванного в Новгород кн. Рюрика, который отпустил их в поход на Царьград (сканд. имена А. и Д. свидетельствуют об их варяжском происхождении). Отправившись по пути «из варяг в греки», они обосновались в Киеве у полян, которые не имели правителей и платили дань хазарам. В летописи А. и Д. приписывается первый поход Руси на Царьград, датированный визант. источниками 860. Потерпев поражение, они вернулись в Киев. Согласно летописи (под 882), явившиеся из Новгорода наследники Рюрика, князья Олег и Игорь, обвинили А. и Д. в незаконном присвоении власти, т. к. те не принадлежали к призванному княжескому роду. А. и Д. были убиты.
В летописной традиции продемонстрирована легитимность правящей династии: А. и Д. названы дружинниками Рюрика. Судя по упоминанию в летописи их курганов («могил»), отнесённых к разным киевским урочищам (напр., урочище Аскольдова могила), А. и Д. могли быть князьями, правившими не одновременно. Отсутствие нелетописных источников о деятельности А. и Д. привело, начиная с эпохи Средневековья, к многочисленным произвольным гипотезам об их происхождении и деяниях. Польский хронист Ян Длугош (15 в.), стремясь обосновать претензии Польши на укр. земли, отождествлял киевских полян с польскими, называя А. и Д. законными полянскими князьями, наследниками Кия. В Никоновской летописи (16 в.), соединившей в себе данные разл. источников, А. и Д. приписывается несколько походов на Царьград и описывается крещение Руси «при князе Русском Осколде». В историографии известны попытки связать с именем Дира сведения араб. автора сер. 10 в. аль-Масуди (см. Масуди) о некоем правителе «л. дир», который, однако, именуется в источнике правителем славян и не имеет отношения к Руси, описываемой аль-Масуди отдельно.