Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИНДУСТРИАЛИЗА́ЦИЯ

Авторы: Р. К. Иванова

ИНДУСТРИАЛИЗА́ЦИЯ (от лат. indu­stria – усер­дие, дея­тель­ность), об­ще­ми­ро­вой про­цесс пе­ре­во­да эко­но­ми­ки на пром. рель­сы, соз­да­ние и опе­ре­жаю­щий рост круп­но­го ма­шин­но­го про­из-ва во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки. Функ­цио­наль­ная роль И. за­клю­ча­ет­ся в зна­чит. рос­те про­из­во­ди­тель­но­сти об­ществ. тру­да, уве­ли­че­нии тем­пов рос­та про­из-ва и про­из­водит. сил об­ще­ст­ва. Иг­ра­ет ре­шаю­щую роль в про­цес­се мо­дер­ни­за­ции.

Не­за­ви­си­мо от об­ществ. строя стран и нац. осо­бен­но­стей И. в ос­но­ве сво­ей име­ет об­щие за­ко­но­мер­но­сти: ус­ло­вия­ми её осу­ще­ст­в­ле­ния яв­ля­ют­ся вы­со­кая нор­ма на­ко­п­ле­ния в рас­пре­де­ляе­мом нац. до­хо­де и, со­от­вет­ст­вен­но, низ­кая нор­ма по­треб­ле­ния; пре­иму­ще­ст­вен­ный рост про­из­вод­ст­ва средств про­из­вод­ст­ва; как пра­ви­ло, ин­тен­сив­ный про­цесс ур­ба­ни­за­ции; фор­ми­ро­ва­ние слоя вы­со­ко­ква­ли­фи­цир. ра­бо­чих и ин­же­нер­но-тех­нич. пер­со­на­ла. Осо­бен­но­сти, спе­ци­фи­ка про­ве­де­ния И. обу­слов­ле­ны её тем­па­ми, уров­нем раз­ви­тия стра­ны, глу­би­ной и фор­ма­ми со­пут­ст­вую­щих со­ци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. И. при­во­дит к зна­чи­мо­му от­то­ку ра­бо­чей си­лы и ка­пи­та­ла из с. х-ва в пром-сть. По ме­ре её про­ве­де­ния стра­ны из аг­рар­ных пре­вра­ща­лись в ин­ду­ст­ри­аль­ные или ин­ду­ст­ри­аль­но-аг­рар­ные.

И. осу­ще­ст­в­ля­лась в раз­ных стра­нах в разл. ис­то­рич. пе­рио­ды. Од­на­ко в боль­шин­ст­ве стран ре­аль­ные пред­по­сыл­ки для неё бы­ли соз­да­ны про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ци­ей (од­ни ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют её яв­ле­ни­ем, пред­ше­ст­во­вав­шим И., дру­гие – эта­пом са­мой И.). Раз­ви­тие про­из­вод­ст­ва средств про­из­вод­ст­ва (ма­шин­ной тех­ни­ки) соз­да­ва­ло ос­но­вы И., за­ме­ны руч­но­го тру­да ма­шин­ным во всех от­рас­лях ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва.

Пром. пе­ре­во­рот и И. сов­па­ли по вре­ме­ни в Ве­ли­ко­бри­та­нии. К сер. 19 в. в этой стра­не за­вер­ши­лось ста­нов­ле­ние пром-сти фаб­рич­но-за­во­дско­го ти­па, вы­тес­нив­шей мел­кое то­вар­ное про­из-во и ма­ну­фак­ту­ру. В др. стра­нах пром. пе­ре­во­рот, как пра­ви­ло, пред­ше­ст­во­вал И. Гер­ма­ния на­ча­ла её в сер. 19 в. и пре­вра­ти­лась в ин­ду­ст­ри­аль­но-аг­рар­ную стра­ну в 1870–80-х гг., Фран­ция – со­от­вет­ст­вен­но в 1-й пол. 19 в. и к на­ча­лу 1-й ми­ро­вой вой­ны.

И. в боль­шин­ст­ве стран на­чи­на­лась с лёг­кой пром-сти, по­сколь­ку для осу­ще­ст­в­ле­ния И. в её от­рас­лях тре­бо­вал­ся мень­ший ка­пи­тал по срав­не­нию с от­рас­ля­ми тя­жё­лой пром-сти и обо­ра­чи­вал­ся он бы­ст­рее. Пе­ре­лив ка­пи­та­ла из от­рас­лей лёг­кой пром-сти в тя­жё­лую и, со­от­вет­ст­вен­но, И. этих от­рас­лей во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. свя­за­ны с на­ко­п­ле­ни­ем к это­му вре­ме­ни не­об­хо­ди­мо­го ка­пи­та­ла, с от­кры­тия­ми и изо­бре­те­ния­ми, а глав­ное – с воз­ник­но­ве­ни­ем по­треб­но­сти в боль­шом ко­ли­че­ст­ве ме­тал­ла, то­п­ли­ва и др. про­дук­ции от­рас­лей тя­жё­лой пром-сти, про­из-во ко­то­рой в круп­ных мас­шта­бах тре­бо­ва­ло ма­шин­ной тех­ни­ки. Тем­пы И. за­ви­се­ли от ве­ли­чи­ны на­ко­п­лен­но­го ка­пи­та­ла, на­ли­чия сво­бод­ной ра­бо­чей си­лы, уров­ня раз­ви­тия тех­нич. про­грес­са, ём­ко­сти рын­ка.

Пер­во­на­чаль­ный пе­ри­од И. – это пре­им. экс­тен­сив­ный тип рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ст­ва, при ко­то­ром про­ис­хо­дит раз­ви­тие про­из-ва вширь, соз­да­ние но­вых от­рас­лей и пред­при­ятий, при­вле­ка­ет­ся но­вый ка­пи­тал и сво­бод­ная ра­бо­чая си­ла. Глав­ным ис­точ­ни­ком рас­ши­ре­ния про­из-ва ста­но­вит­ся воз­рас­таю­щая мас­са при­бы­ли, на­прав­ляе­мая на соз­да­ние но­вых пред­при­ятий и от­рас­лей («ка­пи­та­ли­за­ция при­бы­ли», или «на­ко­п­ле­ние ка­пи­та­ла»). Ре­зерв сво­бод­ной ра­бо­чей си­лы соз­да­вал­ся за счёт её вы­тес­не­ния из про­из-ва пу­тём за­ме­ны руч­но­го тру­да ма­шин­ным. Этот этап ха­рак­те­ри­зо­вал­ся уп­ро­ще­ни­ем тру­до­вых функ­ций ра­бот­ни­ка (по срав­не­нию с тру­дом ре­мес­лен­ни­ка), при­ну­ди­тель­ным рит­мом ра­бо­ты, пре­вра­ще­ни­ем ра­бо­че­го в при­да­ток ма­ши­ны. Од­на­ко по ме­ре со­вер­шен­ст­во­ва­ния тех­ни­ки и тех­но­ло­гий и, со­от­вет­ст­вен­но, ус­лож­не­ния тру­до­вых функ­ций тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­ву ра­бо­чей си­лы, об­ра­зо­ва­нию и проф. под­го­тов­ке ра­бот­ни­ка ста­ли не­ук­лон­но воз­рас­тать.

Осо­бый тип И. пред­став­ля­ет со­бой т. н. со­циа­ли­сти­че­ская И., осу­ще­ст­в­ляв­шая­ся в ус­ло­ви­ях пла­но­во­го хо­зяй­ст­ва, как пра­ви­ло, на­силь­ст­вен­ны­ми ме­то­да­ми и но­сив­шая по пре­иму­ще­ст­ву мо­би­ли­зац. ха­рак­тер. Од­на­ко и это­му ти­пу И. свой­ст­вен­ны её осн. чер­ты.

За­вер­ше­ние И. в 1-й пол. 20 в. в раз­ви­тых стра­нах и на­сту­п­ле­ние на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции в сер. 20 в. по­зво­ли­ли про­из­ве­сти пе­ре­ход от ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции про­из-ва к его ав­то­ма­ти­за­ции. Из­ме­ни­лась струк­ту­ра про­из-ва: на но­вом эта­пе И. ос­во­бо­ж­дае­мая ра­бо­чая си­ла из от­рас­лей ма­те­ри­аль­но­го про­из-ва пе­ре­хо­ди­ла в сфе­ру ус­луг, ко­то­рая к кон. 1970-х гг. в боль­шин­ст­ве ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых стран на­чи­на­ла до­ми­ни­ро­вать над ма­те­ри­аль­ным про­из-вом по чис­лен­но­сти за­ня­тых и по вкла­ду в соз­да­ние ВВП.

Стра­ны, за­вер­шив­шие И. в мас­шта­бе всей нац. эко­но­ми­ки, пе­ре­шли в ста­дию фор­ми­ро­ва­ния по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва и со­от­вет­ст­вую­ще­го ти­па эко­но­ми­ки.

Индустриализация в России

Кондитерская фабрика товарищества «Эйнем» в Москве. Общий вид. Литография. Кон. 19 в.
Механические ткацкие системы «Платт» (Великобритания, сер. 19 в.), использовавшиеся на российских фабриках. Музей ивановского ситца. Фото. 2007. Фото А. И. Нагаева

На 1-м эта­пе И. (при­мер­но 1830–70-е гг.) – на ста­дии пром. пе­ре­во­ро­та – про­изо­шёл пе­ре­ход от руч­но­го тру­да к ма­шин­но­му про­из-ву, ко­то­рое ста­ло пре­об­ла­дать к нач. 1880-х гг. Сло­жи­лись осн. эле­мен­ты от­рас­ле­вой струк­ту­ры. Гл. от­рас­лью яв­ля­лось тек­стиль­ное про­из-во (св. 1/2 всей стои­мо­сти пром. про­дук­ции). Важ­ное зна­че­ние при­об­ре­ла пи­ще­вая пром-сть (му­ко­моль­ное, са­ха­ро­ра­фи­над­ное, мас­ло­дель­ное, ви­но­ку­рен­ное, та­бач­ное про­из­вод­ст­ва), не­по­сред­ст­вен­но по­ро­ж­дён­ная ка­пи­та­ли­стич. эво­лю­ци­ей с. х-ва. 3-е ме­сто по объ­ё­му пром. про­из-ва за­ни­ма­ли гор­но­за­вод­ская пром-сть и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, раз­ви­тие ко­то­рых бы­ло свя­за­но гл. обр. со строи­тель­ст­вом же­лез­ных до­рог и в зна­чит. ме­ре яв­ля­лось ре­зуль­та­том пра­ви­тельств. мер по ор­га­ни­за­ции об­слу­жи­вав­ших его про­из­водств (рель­со­во­го про­из-ва, а так­же па­ро­во­зо- и ва­го­но­строе­ния). С 1860-х гг. ж.-д. транс­порт стал иг­рать гл. роль в гру­зо­обо­ро­те. Сре­ди пе­ре­во­зи­мых гру­зов в этот пе­ри­од пре­об­ла­да­ла с.-х. про­дук­ция. Пром. кре­дит и бан­ков­ское фи­нан­си­ро­ва­ние пром-сти толь­ко за­ро­ж­да­лись, од­на­ко ус­ло­вия для их по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия бы­ли под­го­тов­ле­ны воз­ник­но­ве­ни­ем на но­вых прин­ци­пах не­об­хо­ди­мых кре­дит­ных ин­сти­ту­тов – бан­ков, об­ществ вза­им­но­го кре­ди­та и пр. (см. в ст. Бан­ки в Рос­сии).

Архив БРЭ Прейскурант Механического завода акционерного общества «Густав Лист». Нач. 20 в.
Архив БРЭ Вагоносборочный цех Главных мастерских железнодорожной станции «Вологда». Фото. Нач. 20 в.

2-й этап И. ох­ва­ты­вал 1880–90-е гг. Его ис­ход­ным мо­мен­том стал пром. кри­зис 1881–83. По­сле­до­вав­шая за ним де­прес­сия сме­ни­лась в 1887 ожив­ле­ни­ем пром. раз­ви­тия, но его пе­ре­рас­та­ние в подъ­ём бы­ло за­дер­жа­но не­уро­жая­ми 1889, 1891 и 1892, а так­же ми­ро­вым эко­но­мич. кри­зи­сом нач. 1890-х гг. Тем не ме­нее с 1887, за ис­клю­че­ни­ем крат­ко­вре­мен­ной при­ос­та­нов­ки в 1890, пром. про­из-во в Рос­сии не­ук­лон­но воз­рас­та­ло. В 1893 рос. пром-сть всту­пи­ла в по­ло­су чрез­вы­чай­но ак­тив­но­го ро­ста. За 1890-е гг. пром. про­из-во поч­ти уд­вои­лось. За­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние от­рас­ле­вой струк­ту­ры пром-сти. Хо­тя тек­стиль­ное и пи­ще­вое про­из­вод­ст­ва ос­та­ва­лись её круп­ней­ши­ми от­рас­ля­ми, удель­ный вес гор­но­за­вод­ско­го и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го про­из­водств су­ще­ст­вен­но уве­ли­чил­ся. В ито­ге до­ля от­рас­лей, про­из­во­див­ших сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва, со­ста­ви­ла 40% от об­щей стои­мо­сти пром. про­дук­ции. В пром-сти и гор. хо­зяй­ст­ве ста­ла ак­тив­но ис­поль­зо­вать­ся элек­тро­энер­гия. На­ря­ду с рос­том пром. про­из-ва про­ис­хо­ди­ла его кон­цен­тра­ция на круп­ных и круп­ней­ших пред­при­яти­ях. Од­но­вре­мен­но шёл про­цесс кон­цен­тра­ции и цен­тра­ли­за­ции ка­пи­та­ла, про­явив­ший­ся в ак­цио­ни­ро­ва­нии пром. пред­при­ятий. К кон. 1890-х гг. ак­цио­нер­ным об­ще­ст­вам при­над­ле­жа­ло св. 70% осн. ка­пи­та­ла и про­из­вод­ст­вен­ных фон­дов. Важ­ную роль, осо­бен­но во вре­мя подъ­ё­ма 1890-х гг., сыг­рал иностр. ка­пи­тал, его до­ля в уве­ли­че­нии ос­нов­ных ка­пи­та­лов дей­ст­во­вав­ших в Рос­сии ак­цио­нер­ных об­ществ в 1893–1900 пре­вы­си­ла 40%. Ж.-д. строи­тель­ст­во спо­соб­ст­во­ва­ло ус­ко­ре­нию про­цес­сов ка­пи­та­ли­стич. эво­лю­ции с. х-ва и И. эко­но­ми­ки, соз­да­нию не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий для пре­вра­ще­ния нар. хо­зяй­ст­ва Рос­сии в еди­ную сис­те­му, ос­но­ву ко­то­рой со­став­ля­ли спе­циа­ли­за­ция отд. рай­онов и раз­де­ле­ние тру­да ме­ж­ду ни­ми. Вы­де­ля­лись круп­ней­шие тра­диц. ин­ду­ст­ри­аль­ные рай­оны – Цен­траль­но­про­мыш­лен­ный, Пе­тер­бург­ско-При­бал­тий­ский, Поль­ский, Ураль­ский гор­но­за­вод­ской, а так­же но­вые – До­нец­ко-Кри­во­рож­ский и Ба­кин­ский неф­те­про­мыш­лен­ный. Поя­ви­лись рай­оны, где пром-сть спе­циа­ли­зи­ро­ва­лась пре­им. на пе­ре­ра­бот­ке с.-х. про­дук­ции, – Ук­ра­ин­ский свек­ло­са­хар­ный р-н (Ки­ев­ская, По­доль­ская, Во­лын­ская гу­бер­нии), По­вол­жье и Сев. Кав­каз. В 1880–1890-х гг. до­ля пром. гру­зов в ж.-д. пе­ре­воз­ках воз­рос­ла до 2/3 об­ще­го объ­ё­ма пе­ре­во­зок. В оп­то­вой тор­гов­ле яр­мар­ки ус­ту­па­ли ве­ду­щее ме­сто бир­жам. Гл. на­прав­ле­ни­ем дея­тель­но­сти бан­ков ста­ло кре­ди­то­ва­ние бы­ст­ро уве­ли­чи­вав­ше­го­ся то­ва­ро­обо­ро­та. В 1890-х гг. ак­цио­нер­ные ком­мерч. бан­ки пе­ре­шли гл. обр. к опе­ра­ци­ям с не­га­ран­ти­ро­ван­ны­ми цен­но­стя­ми, в ос­нов­ном с ак­ция­ми пром. ком­па­ний. Бан­ки ак­тив­но спо­соб­ст­во­ва­ли уч­ре­ж­де­нию но­вых ак­цио­нер­ных об­ществ и осу­ще­ст­в­ле­нию до­пол­нит. вы­пус­ков ак­ций уже су­ще­ст­во­вав­ших ком­па­ний, всту­пив, та­ким об­ра­зом, на путь фи­нан­си­ро­ва­ния пром-сти. В пра­ви­тельств. кру­гах наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ным сто­рон­ни­ком И. был С. Ю. Вит­те, с име­нем ко­то­ро­го свя­зы­ва­ют при­сое­ди­не­ние Рос­сии в 1897 к ми­ро­во­му зо­ло­то­му стан­дар­ту, что по­вы­си­ло на­дёж­ность стра­ны в гла­зах зап. ин­ве­сто­ров. К кон. 19 в. на­се­ле­ние, за­ня­тое в пром-сти, строи­тель­ст­ве и на транс­пор­те, со­став­ля­ло ок. 12% про­из­во­дит. на­се­ле­ния стра­ны и при­но­си­ло св. 30% её нар. до­хо­да. Рост пром-сти не толь­ко об­го­нял раз­ви­тие с. х-ва, но и ока­зы­вал на не­го воз­рас­тав­шее влия­ние.

Архив БРЭ Завод Русского общества «Л. М. Эриксон и Ко» в С.-Петербурге. Рекламный плакат. Нач. 20 в.

3-й этап И. (1900–14), как и пре­ды­ду­щий, на­чал­ся с кри­зи­са. Ожив­ле­ние, на­сту­пив­шее в 1904, два­ж­ды пре­ры­ва­лось (1905, 1908), а в 1909 пе­ре­рос­ло в подъ­ём. По тем­пам пром. рос­та он поч­ти не ус­ту­пал подъ­ё­му 1890-х гг.: в 1909–13 ср.-го­до­вой при­рост стои­мо­сти фаб­рич­но-за­во­дской про­дук­ции со­став­лял 10,1% (в 1894–99 – 10,3%). Од­на­ко аб­со­лют­ный раз­мер ср.-го­до­во­го при­рос­та стои­мо­сти про­дук­ции в 2,3 раза пре­вос­хо­дил со­ответ­ст­вую­щий по­ка­за­тель в 1894–99. Ха­рак­тер­ной чер­той это­го пе­рио­да бы­ло всё воз­рас­тав­шее влия­ние на об­ществ. про­из-во в це­лом мо­но­по­ли­стич. объ­еди­не­ний и фи­нан­со­вых групп, ус­та­нав­ли­вав­ших свой кон­троль над сбы­том про­дук­ции. Осн. фак­то­ра­ми пред­во­ен­но­го пром. подъ­ё­ма бы­ли ак­ти­ви­зи­ро­вав­шее­ся раз­ви­тие де­рев­ни, рост го­ро­дов, об­нов­ле­ние про­из­водств. фон­дов пром-сти, тех­нич. пе­ре­ос­на­ще­ние же­лез­ных до­рог и вод­но­го транс­пор­та. На­блю­дал­ся зна­чит. рост опе­ра­ций Го­су­дар­ст­вен­но­го бан­ка Рос­сий­ской им­пе­рии, сре­ди них – кре­ди­то­ва­ние пром-сти и тор­гов­ли, ко­то­рое он на 2/3 осу­ще­ст­в­лял че­рез ком­мерч. бан­ки. За 1900–13 пром. про­из-во уд­вои­лось, а в го­ды подъ­ё­ма 1909–13 воз­рос­ло на 2/3. К 1914 наи­бо­лее круп­ны­ми от­рас­ля­ми ос­та­ва­лись тек­стиль­ная и пи­ще­вая пром-сть (св. 50% об­щей стои­мо­сти про­дук­ции). До­ля от­рас­лей, про­из­во­див­ших сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва, в го­ды кри­зи­са 1900–03 сни­зи­лась, за­тем вновь под­ня­лась до 40%. Од­на­ко И. рос. эко­но­ми­ки на дан­ном эта­пе про­яви­лась в рез­ко ак­ти­ви­зи­ро­вав­шем­ся по­сту­п­ле­нии ма­шин и ме­ха­низ­мов в с. х-во (на 2/3 обес­пе­чи­ва­лось отеч. пром-стью). Про­дол­жа­лась и струк­тур­ная пе­ре­строй­ка с.-х. про­из-ва, о чём сви­де­тель­ст­во­ва­ло, в ча­ст­но­сти, уве­ли­че­ние ро­ли тех­нич. куль­тур, слу­жив­ших сырь­ём для фаб­рич­но-за­во­дской пром-сти. Вслед­ст­вие ус­ко­рен­но­го рос­та с.-х. про­из-ва, на­блю­дав­ше­го­ся в 1900–14, до­ля пром-сти и транс­пор­та в нац. до­хо­де стра­ны воз­рос­ла не­на­мно­го – с 30% до 32%. К 1914 рос. пром-сть удов­ле­тво­ря­ла по­треб­ность стра­ны в чёр­ных ме­тал­лах, про­ка­те, по­д­виж­ном со­ста­ве для же­лез­ных до­рог, реч­ных су­дах, неф­те­про­дук­тах, строй­ма­те­риа­лах, ре­зи­но­вых из­де­ли­ях, хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­нях, са­ха­ре и пр. За гра­ни­цу экс­пор­ти­ро­ва­лись пи­ло­ма­те­риа­лы, са­хар, неф­те­про­дук­ты, хлоп­ча­то­бумаж­ные тка­ни и ре­зи­но­вые из­де­лия, па­ро­во­зы, рель­сы, мар­ган­це­вая ру­да. В Рос­сию в до­пол­не­ние к внутр. про­из-ву им­пор­ти­ро­ва­лись уголь и кокс, пром. ма­ши­ны (стан­ки, дви­га­те­ли) и ме­ха­низ­мы, с.-х. ма­ши­ны и ору­дия, мор. су­да и су­до­вые дви­га­те­ли, элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние, цвет­ные ме­тал­лы, хи­мич. про­дук­ты, бу­ма­га и пис­че­бу­маж­ные из­де­лия, ча­со­вые ме­ха­низ­мы, ав­то­мо­би­ли и ве­ло­си­пе­ды. Ос­та­ва­ясь круп­ней­шим ми­ро­вым про­из­во­ди­те­лем и экс­пор­тё­ром с.-х. про­дук­ции (зер­но­вых, льна, яиц, сли­воч­но­го мас­ла и пр.), Рос­сия по аб­со­лют­но­му объ­ё­му пром. про­из-ва в нач. 20 в. вхо­ди­ла в пя­тёр­ку круп­ных ин­ду­ст­ри­аль­ных дер­жав на­ря­ду с США, Гер­ма­нией, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей. К 1900 её до­ля в ми­ро­вом пром. про­из-ве дос­тиг­ла 5%. При­бли­зив­шись по это­му по­ка­за­те­лю к Фран­ции (7,1%), Рос­сия пре­взош­ла её по вы­плав­ке ста­ли, про­из-ву ма­шин и хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней. Но она на­мно­го от­ста­ва­ла от США, Гер­ма­нии и Ве­ли­ко­бри­та­нии. В 1913 в Рос­сии про­из­ве­де­но 5,3% ми­ро­вой пром. про­дук­ции, до­ли ос­таль­ных ин­ду­ст­ри­аль­ных дер­жав, за ис­клю­че­ни­ем США, сни­зи­лись. По про­из-ву из­де­лий пром-сти на ду­шу на­се­ле­ния Рос­сия от­ста­ва­ла от бо­лее пе­ре­до­вых стран и на­хо­ди­лась на уров­не Ис­па­нии, Ита­лии и Япо­нии. Сла­бо бы­ли за­тро­ну­ты И. вост. ок­раи­ны им­пе­рии. В Рос­сии до­ход на ду­шу на­се­ле­ния, по под­счё­там не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, со­став­лял 1/3 по­ка­за­те­лей Фран­ции и Гер­ма­нии и ок. 60% по­ка­за­те­ля Ав­ст­ро-Венг­рии.

Архив БРЭ Павильон машинного отдела на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 в Нижнем Новгороде. Фото.

Про­цес­сы, про­ис­хо­див­шие в эко­но­ми­ке стра­ны, слож­но и про­ти­во­ре­чи­во взаи­мо­дей­ст­во­ва­ли со мно­ги­ми сто­ро­на­ми жиз­ни об­ще­ст­ва. Рез­ко ме­ня­лись со­ци­аль­ная струк­ту­ра, ус­ло­вия жиз­ни гра­ж­дан и их соз­на­ние. В сре­де кре­сть­ян­ст­ва про­ис­хо­ди­ли обез­зе­ме­ли­ва­ние од­них групп и рост кре­сть­ян­ско­го ча­ст­но­го зем­ле­вла­де­ния у дру­гих, осо­бен­но в ре­зуль­та­те сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы; всё боль­шее чис­ло кре­сть­ян ухо­ди­ли в го­ро­да: од­ни – для за­ня­тия пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, дру­гие – для ра­бо­ты на фаб­ри­ках и за­во­дах, для за­ня­тий от­хо­жим про­мыс­лом. Дво­рян­ст­во ос­та­ва­лось в из­вест­ной сте­пе­ни при­ви­ле­ги­ров. со­сло­ви­ем, од­на­ко дво­рян­ское зем­ле­вла­де­ние в це­лом не­ук­лон­но со­кра­ща­лось. Рез­ко воз­рос­ла чис­лен­ность бур­жуа­зии, её со­став по­пол­нял­ся пред­ста­ви­те­ля­ми прак­ти­че­ски всех со­ци­аль­ных сло­ёв; сход­ные про­цес­сы от­ме­ча­лись в сре­де про­ле­та­риа­та.

В нач. 20 в. рос. пром-сть по ря­ду от­рас­лей (па­ро­во­зо­строе­ние, про­из-во ди­зель-мо­то­ров, те­п­ло­хо­до­строе­ние, са­мо­лё­то­строе­ние) вы­шла на ли­ди­рую­щие по­зи­ции в ми­ре в при­ме­не­нии на­уч­но-тех­нич. но­ва­ций к се­рий­но­му про­из-ву. Важ­ное зна­че­ние и осо­бый раз­мах внут­ри стра­ны при­об­ре­ли про­мыш­лен­ные вы­став­ки и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные вы­став­ки, пред­ста­ви­тель­ным бы­ло уча­стие Рос­сии во Все­мир­ных вы­став­ках. Од­но­вре­мен­но во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. про­ис­хо­дил стре­ми­тель­ный рост гос. выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний, мно­гие из ко­то­рых го­то­ви­ли спе­циа­ли­стов для нар. хо­зяй­ст­ва, вме­сте с тем об­ра­зо­ват. уро­вень на­се­ле­ния в це­лом ос­та­вал­ся низ­ким. Рез­кое из­ме­не­ние тем­пов жиз­ни, её ка­че­ст­ва, струк­тур­ная пе­ре­строй­ка об­ще­ст­ва, столк­но­ве­ние ин­те­ре­сов вы­зы­ва­ли со­ци­аль­ное и пси­хо­ло­гич. на­пря­же­ние. Ре­зуль­та­том это­го бы­ла ак­ти­ви­за­ция об­ществ. ини­циа­ти­вы (бла­го­тво­ри­тель­ность, ме­це­нат­ст­во) и об­ществ. дви­же­ния в разл. фор­мах. Воз­ни­ка­ли по­ли­тич. пар­тии, проф­сою­зы, пред­при­ни­ма­тель­ские ор­га­ни­за­ции и пр. Осо­бое раз­ви­тие по­лу­чила пе­рио­дич. пе­чать: вы­хо­ди­ли раз­но­об­раз­ные проф. из­да­ния, не­из­ме­ри­мо воз­рос­ли чис­ло га­зет и их ти­ра­жи.

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну на­ру­ши­лось нор­маль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние ме­ха­низ­ма эко­но­мич. вос­про­из­вод­ст­ва, в зна­чит. сте­пе­ни раз­ру­ши­лись сло­жив­шие­ся свя­зи ме­ж­ду го­ро­дом и де­рев­ней, ме­ж­ду от­рас­ля­ми нар. хо­зяй­ст­ва и эко­но­мич. рай­она­ми, рас­строи­лись внеш­не­тор­го­вые свя­зи. Ряд пром. рай­онов ока­зал­ся в зо­не во­ен. дей­ст­вий или был ок­ку­пи­ро­ван про­тив­ни­ком. Вой­на при­ве­ла к зна­чит. ут­ра­те че­ло­ве­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го ка­пи­та­ла. На тер­ри­то­рии стра­ны, не­по­сред­ст­вен­но не за­тро­ну­той во­ен. дей­ст­вия­ми, на до­лю ко­то­рой в 1913 при­хо­ди­лось не ме­нее 4/5 пром. про­из-ва Рос. им­пе­рии, это про­из-во в 1915 воз­рос­ло при­мер­но на 1/7 по срав­не­нию с 1913, в 1916 оно ста­ло сни­жать­ся. На­ча­лась де­неж­ная ин­фля­ция. Ми­ли­та­ри­за­ция эко­но­ми­ки вы­зва­ла ги­пер­тро­фи­ро­ван­ный рост пред­при­ятий, про­из­во­див­ших ору­жие, бо­е­при­па­сы и во­ен. сна­ря­же­ние. По­пыт­ки пре­одо­леть на­рас­тав­шие дис­про­пор­ции ме­ж­ду во­ен. и гражд. про­из-вом по­сред­ст­вом вне­ры­ноч­но­го рас­пре­де­ле­ния гос.-мо­но­по­ли­стич. ор­га­на­ми (Осо­бы­ми со­ве­ща­ния­ми и пр.) сы­рья, то­п­ли­ва, обо­ру­до­ва­ния, средств транс­пор­та, ра­бо­чей си­лы и про­до­воль­ст­вия не смог­ли пре­дот­вра­тить над­ви­гав­шую­ся ка­та­ст­ро­фу. Со­ци­аль­ное на­пря­же­ние, усу­гу­бив­шее­ся труд­но­стя­ми во­ен. вре­ме­ни, вы­ли­лось в Февр. и Окт. ре­во­лю­ции 1917.

Архив БРЭ Первые тракторы завода «Красный путиловец». Ленинград. Фото Я. В. Штейнберга. 1925.
Архив БРЭ «Даёшь тяжёлую индустрию!» Художник Ю. И. Пименов. 1927. Третьяковская галерея (Москва).
Фото А. И. Нагаева «Индустриализация». Майоликовое панно на аттике гостиницы «Националь» в Москве. Художник Ф. И. Рерберг. 1930.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в РСФСР осу­ще­ст­в­ле­на на­цио­на­ли­за­ция пром-сти. Вла­дель­цы и ди­рек­то­ра пред­при­ятий от­стра­не­ны от управ­ле­ния про­из-вом. В ус­ло­ви­ях Гражд. вой­ны 1917–22 и пе­ре­уст­рой­ст­ва управ­ле­ния нар. хо­зяй­ст­вом зна­чит. часть фаб­рик и за­во­дов пре­кра­ти­ла ра­бо­ту, мно­гие из них бы­ли раз­ру­ше­ны. Ча­ст­ная кре­дит­ная сис­те­ма вслед­ст­вие ин­фля­ции во­ен. пе­рио­да и на­цио­на­ли­за­ции бан­ков сов. пра­ви­тель­ст­вом пе­ре­ста­ла су­ще­ст­во­вать. Де­неж­ная сис­те­ма при­шла в упа­док. Кре­сть­я­не, не по­лу­чая до­хо­да от про­да­жи сво­ей про­дук­ции, пре­кра­ти­ли по­став­лять её в го­ро­да. В 1917 на тер­ри­то­рии, ока­зав­шей­ся вне ТВД 1-й ми­ро­вой вой­ны, пром. про­из-во упа­ло на 1/3 по срав­не­нию с 1913. От­ка­зав­шись 21.1(3.2).1918 пла­тить по зай­мам, за­клю­чён­ным цар­ским и Вре­мен­ным пра­ви­тель­ст­ва­ми (Рос­сия яв­ля­лась круп­ней­шим за­ём­щи­ком на ми­ро­вом рын­ке ка­пи­та­лов), сов. пра­ви­тель­ст­во не мог­ло рас­счи­ты­вать на при­вле­че­ние серь­ёз­ных иностр. ин­ве­сти­ций и бы­ло вы­ну­ж­де­но сде­лать став­ку на внутр. ресур­сы. Это яви­лось пер­вым ша­гом к раз­ви­тию эко­но­ми­ки стра­ны на ба­зе ав­тар­кии. Ка­пи­та­ли­стич. ры­нок был пол­но­стью за­ме­нён цен­тра­ли­зов. рас­пре­де­ле­ни­ем – эле­мен­том по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма», ко­то­рая уг­лу­би­ла эко­но­мич. кри­зис, со­про­во­ж­дав­ший­ся го­ло­дом. К 1920 уро­вень пром. про­из-ва со­став­лял 13,8% от уров­ня 1913, а про­из-ва с.-х. про­дук­ции – 40%. В этих ус­ло­ви­ях был раз­ра­бо­тан ГОЭЛРО план (1920). В ре­зуль­та­те про­дол­жав­ше­го­ся эко­но­мич. кри­зи­са к 1921 на тер­ри­то­рии, ко­то­рую за­ни­ма­ли рес­пуб­ли­ки, об­ра­зо­вав­шие вско­ре СССР, до­бы­ча уг­ля со­кра­ти­лась в 3,5 раза по срав­не­нию с 1913, вы­плав­ка чу­гу­на – в 36 раз, про­из-во ста­ли – в 26 раз, вы­пуск про­дук­ции хлоп­ча­то­бу­маж­ной пром-сти – в 20 раз. Ж.-д. транс­порт был раз­ру­шен или дез­ор­га­ни­зо­ван. Стра­на ока­за­лась от­бро­шен­ной на ис­ход­ные по­зи­ции И.: гор. жизнь при­шла в упа­док, на­блю­да­лись аг­ра­ри­за­ция стра­ны и воз­вра­ще­ние к до­ин­ду­ст­ри­аль­ным фор­мам су­ще­ст­во­ва­ния. Это вы­ну­ди­ло сов. пра­ви­тель­ст­во сме­нить курс. На­чи­ная с вес­ны 1921 и до кон. 1920-х гг. оно про­во­ди­ло но­вую эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку (НЭП): бы­ло до­пу­ще­но су­ще­ст­во­ва­ние разл. форм соб­ст­вен­но­сти и эле­мен­тов ры­ноч­ных от­но­ше­ний. В 1922–24 про­ве­де­на де­неж­ная ре­фор­ма: сов. рубль (чер­во­нец) на ко­рот­кий пе­ри­од 1920-х гг. стал кон­вер­ти­руе­мой ва­лю­той. По раз­ным оцен­кам, к 1925–26 или к 1928 по­ка­за­те­ли пром. про­из-ва и ра­бо­ты транс­пор­та дос­тиг­ли толь­ко до­во­ен­но­го уров­ня, а объ­ём внутр. тор­гов­ли со­став­лял лишь 40% от пред­во­ен­но­го. Со­от­но­ше­ние пром-сти и с. х-ва в це­лом со­от­вет­ст­во­ва­ло струк­ту­ре про­из-ва нач. 20 в. Вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии в 1925 уве­ли­чи­лась в 1,5 ра­за по срав­не­нию с 1913. Нац. до­ход к 1925–1926 не дос­ти­гал, по не­ко­то­рым дан­ным, и 65% от до­во­ен­но­го уров­ня. Пе­ри­од 1916–26 стал «по­те­рян­ным де­ся­ти­лети­ем» для отеч. эко­но­ми­ки. Мн. стра­ны, осо­бен­но США, за эти го­ды уш­ли да­ле­ко впе­рёд.

Архив БРЭ «Индустриализация – путь к социализму». Плакат. Художник С. Агеев. 1927.

На 14-м съез­де РКП(б) в дек. 1925 при­ня­то ре­ше­ние пре­вра­тить СССР «из стра­ны, вво­зя­щей ма­ши­ны и обо­ру­до­вание… в стра­ну, про­из­во­дя­щую ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние». Не­смот­ря на ску­дость внутр. на­ко­п­ле­ний, ак­цент был сде­лан на раз­ви­тии ка­пи­та­ло­ём­кой тя­жё­лой пром-сти. На при­ня­тие ре­ше­ния о на­ча­ле И. по­вли­ял хо­ро­ший уро­жай 1925/26 хо­зяйств. го­да (ва­ло­вая про­дук­ция с. х-ва к 1925–26 дос­тиг­ла 95,3% до­во­ен­но­го уров­ня). Сов. ру­ко­во­дство со­ста­ви­ло вы­со­кий экс­порт­ный план по зер­ну, со­от­вет­ст­вен­но и вы­со­кий им­порт­ный план, на­прав­лен­ный гл. обр. на за­куп­ки обо­ру­до­ва­ния для раз­ви­тия тя­жё­лой ин­ду­ст­рии. Од­на­ко кре­сть­я­не по раз­ным при­чи­нам, в т. ч. из-за де­фи­ци­та и до­ро­го­виз­ны пром. то­ва­ров, на­ча­ли со­кра­щать про­да­жу зер­на, в ито­ге его экс­порт со­ста­вил 36% от за­пла­ни­ро­ван­но­го, со­от­вет­ст­вен­но го­су­дар­ст­во сни­зи­ло им­порт и бы­ло вы­ну­ж­де­но умень­шить тем­пы раз­вёр­ты­ва­ния пром. про­из-ва. В 1927 за­го­тов­ки зер­на ещё бо­лее умень­ши­лись. Рез­кое па­де­ние цен на с.-х. про­дук­ты на ми­ро­вом рын­ке в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. сни­зило воз­мож­но­сти СССР по­лу­чать при­быль от зер­но­во­го экс­пор­та, что оп­ре­де­ли­ло курс пра­ви­тель­ст­ва на раз­ви­тие эко­но­ми­ки с опо­рой на внутр. ре­сур­сы. Хо­тя стра­на и про­дол­жа­ла за­ку­пать за гра­ни­цей стан­ки, дви­га­те­ли, тур­би­ны, ге­не­ра­то­ры, трак­то­ры, па­ро­во­зы и ва­го­ны, объ­ём внеш­ней тор­гов­ли рез­ко сни­жал­ся (с 21% ВНП в 1913 до 6% к 1928, до 1% – в кон. 1930-х гг.). На 15-м съез­де ВКП(б) в дек. 1927 бы­ло при­ня­то ре­ше­ние на­чать кол­лек­ти­ви­за­цию, ко­то­рая долж­на бы­ла обес­пе­чить по­сту­п­ле­ние средств для И. Пред­по­ла­га­лось, что круп­ные хо­зяй­ст­ва в де­рев­не по­зво­лят луч­ше обес­пе­чи­вать го­род про­дук­та­ми, а пром-сть – сырь­ём и ра­бо­чей си­лой.

4-й этап И. (1927 или 1928 – 1940 или 1941), ко­то­рый при­ня­то на­зы­вать со­циа­ли­сти­че­ской И., был осу­ще­ст­в­лён не­смот­ря на тя­жё­лое по­ло­же­ние в со­циаль­ной сфе­ре. Он рез­ко от­ли­чал­ся от пре­ды­ду­щих эта­пов, пре­ж­де все­го ин­сти­ту­цио­наль­но. К нач. 1930-х гг. окон­ча­тель­но сло­жи­лась сов. ко­манд­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная сис­те­ма. Все ре­сур­сы и при­ба­воч­ный про­дукт бы­ли скон­цен­три­ро­ва­ны в ру­ках го­су­дар­ст­ва. Ры­ноч­ные ре­гу­ля­то­ры во внут­ри­хо­зяйств. сфе­ре и в об­лас­ти ме­ж­ду­нар. эко­но­мич. от­но­ше­ний бы­ли пол­но­стью за­ме­не­ны цен­тра­ли­зов. пла­ни­ро­ва­ни­ем (см. Пя­ти­лет­ние пла­ны) и гос. мо­но­по­ли­ей на внеш­нюю тор­гов­лю. Ус­та­нов­ле­ние цен так­же ста­ло пре­ро­га­ти­вой центр. ор­га­нов. Пла­но­вое крат­ко­сроч­ное кре­ди­то­ва­ние нар. хо­зяй­ст­ва со­сре­до­то­чи­лось в Го­су­дар­ст­вен­ном бан­ке СССР, дол­го­сроч­ное – в спец. бан­ках.

Архив БРЭ Строительство станции метро «Маяковская». Фото. 1938.

Для оцен­ки со­стоя­ния сов. эко­но­ми­ки это­го и по­сле­дую­щих пе­рио­дов в на­уч. лит-ре при­во­дят­ся раз­ные по­ка­за­те­ли, ино­гда зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся друг от дру­га, что вы­зва­но, с од­ной сто­ро­ны, раз­ны­ми сис­те­ма­ми под­счё­та, а с дру­гой – фаль­си­фи­ка­ция­ми офиц. ста­ти­сти­ки. Од­на­ко прак­ти­че­ски все ис­сле­до­ва­те­ли (за ред­ким ис­клю­че­ни­ем) при­зна­ют не­ос­по­ри­мость вы­со­ких тем­пов рос­та эко­но­ми­ки в хо­де со­циа­ли­стич. И. Со­глас­но офиц. ста­ти­сти­ке, в 1928–41 ср.-го­до­вой при­рост пром. про­из-ва со­став­лял 15% (т. о., он на 4,7% пре­вы­шал макс. го­до­вой при­рост в до­ре­во­люц. Рос­сии). За ко­рот­кий пе­ри­од 1928–37 струк­ту­ра нар. хо­зяй­ст­ва бы­ла пе­ре­строе­на: удель­ный вес круп­ной пром-сти в ва­ло­вой про­дук­ции со­ста­вил 77,4%, а удель­ный вес тя­жё­лой пром-сти в са­мой пром-сти – 57,8%; до­ля с.-х. про­дук­ции со­кра­ти­лась в 2 раза. Об­щий при­рост пром-сти дос­тиг 120% (бы­ли за­ня­ты пе­ре­до­вые по­зи­ции в ми­ре по про­из-ву элек­тро­тур­бин, син­те­тич. кау­чу­ка, ре­ак­тив­ным тех­но­ло­ги­ям и пр., на­ла­жен вы­пуск ав­то­мо­би­лей, ря­да хи­мич. про­дук­тов, но­вых ви­дов во­ен. тех­ни­ки и др.), по во­ен. пром-сти – 286% (позд­нее, в 1938–41, еже­год­ный при­рост был со­от­вет­ст­вен­но 13 и 39%). Св. 80% про­дук­ции вы­пу­ще­но на но­вых пред­при­яти­ях (к 1937 их по­строе­но ок. 9 тыс.). СССР к 1937 по объ­ё­му вы­пус­кае­мой пром. про­дук­ции за­нял 2-е ме­сто в ми­ре по­сле США и 1-е в Ев­ро­пе (ус­ту­пил его Гер­ма­нии по­сле ан­шлю­са ею Ав­ст­рии в мар­те 1938 и ок­ку­па­ции Че­хии в мар­те 1939).

Взаи­мо­дей­ст­вие сов. эко­но­ми­ки с ми­ро­вым рын­ком ста­ло ми­ни­маль­ным: пе­ри­од са­мо­го бы­ст­ро­го ин­ду­ст­ри­аль­но­го рос­та СССР имел ме­сто в го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии, по­ра­зив­шей Зап. Ев­ро­пу и США.

В хо­де И. в аг­рар­ной сфе­ре про­ис­хо­ди­ла за­ме­на жи­вот­но-тяг­ло­вой си­лы на трак­то­ры, их чис­ло вы­рос­ло с 546 в 1926 до 30834 в 1937. Уро­вень ме­ха­ни­за­ции с.-х. ра­бот в 1938 со­став­лял по отд. ви­дам от 28 до 60%. Од­на­ко на­са­ж­де­ние кол­хо­зов, со­про­во­ж­дав­шее­ся рас­ку­ла­чи­ва­ни­ем за­жи­точ­но­го и в зна­чит. сте­пе­ни сред­не­го кре­сть­ян­ст­ва, при­ве­ло к ги­бе­ли мил­лио­нов кре­сть­ян.

В пе­ри­од фор­си­ро­ван­ной И. тем­пы рос­та вы­пус­ка про­дук­ции в рас­чё­те на од­но­го ра­бо­че­го бы­ли те­ми же, что и в цар­ской Рос­сии (по­сле 1950 за­мет­но воз­рос­ли). В свя­зи с этим не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли вы­ска­зы­ва­ют мне­ние, что осн. при­чи­ной ус­ко­ре­ния тем­пов рос­та сов. эко­но­ми­ки яв­ля­лось не вне­дре­ние но­вых, гл. обр. аме­ри­кан­ских и ев­ро­пей­ских, пе­ре­до­вых тех­но­ло­гий и тех­ни­ки, а бо­лее бы­ст­рый, чем в до­ре­во­люц. пе­ри­од, рост за­трат.

Ка­пи­та­ло­вло­же­ния в И. скла­ды­ва­лись из мно­го­числ. ис­точ­ни­ков. Сре­ди них – на­ко­п­ле­ния гос. пром-сти (хо­тя они су­ще­ст­вен­но от­ста­ва­ли от на­ме­чен­ных объ­ё­мов); оп­ла­чи­вае­мая кре­сть­я­на­ми раз­ни­ца в це­нах на пром. и с.-х. то­ва­ры; уве­ли­че­ние экс­пор­та зер­на экс­т­ра­ор­ди­нар­ны­ми ме­ра­ми; мас­со­вые доб­ро­воль­но-при­ну­дит. зай­мы у на­се­ле­ния (пер­вый про­ве­дён в 1927, го­су­дар­ст­во до­пол­нитель­но по­лу­чи­ло поч­ти 1/2 средств, ас­сиг­но­ван­ных на ка­пи­та­ло­вло­же­ния в пром-сть) и це­ле­вые от­чис­ле­ния из за­ра­бот­ной пла­ты ра­бот­ни­ков; ре­жим эко­но­мии, в т. ч. за счёт по­ни­же­ния жиз­нен­но­го уров­ня (в 1925–37 за­ра­бот­ная пла­та ра­бо­чих уве­ли­чи­лась в 5,5 раза, стои­мость про­дук­тов пи­та­ния – в 8,8 ра­за; кре­сть­ян­ст­во бы­ло пе­ре­ве­де­но на на­ту­раль­ную фор­му оп­ла­ты тру­да, раз­мер ко­то­рой не со­от­вет­ст­во­вал тру­до­вым за­тра­там и за­час­тую был ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма); боль­шая эмис­сия де­нег (в 1930 де­неж­ная мас­са, на­хо­див­шая­ся в об­ра­ще­нии, воз­рос­ла на 45%, её уве­ли­че­ние бо­лее чем в 2 раза опе­ре­ди­ло рост вы­пус­ка по­тре­би­тель­ских то­ва­ров); рас­ши­ре­ние про­да­жи и по­вы­шение цен на спир­то­во­доч­ные из­де­лия. Оп­ре­де­лён­ную до­лю средств для И., ви­ди­мо, да­ла осу­ще­ст­в­ляв­шая­ся в ши­ро­ких мас­шта­бах про­да­жа за ру­беж ху­дож. цен­но­стей, пред­ме­тов рос­ко­ши и ан­тик­ва­риа­та. В 1928 был су­ще­ст­вен­но уп­ро­щён въезд из-за ру­бе­жа по­ку­па­те­лей и вы­воз ими при­об­ре­тён­но­го. Для за­го­тов­ки брон­зы, ис­поль­зо­вав­шей­ся, как пра­ви­ло, для тех­нич. нужд, ве­лась кам­па­ния по сня­тию цер­ков­ных ко­ло­ко­лов и сда­че их на пе­ре­плав­ку; не­ко­то­рые ко­ло­ко­ла (напр., Сре­тен­ско­го и Да­ни­ло­ва мо­на­сты­рей в Мо­ск­ве) бы­ли про­да­ны за ру­беж.

Вы­со­кие тем­пы рос­та эко­но­ми­ки бы­ли дос­тиг­ну­ты за счёт во­вле­че­ния в про­из-во но­вых ре­сур­сов, сре­ди ко­то­рых один из глав­ных – ра­бо­чая си­ла. Её уве­ли­че­ние по-раз­но­му оце­ни­ва­ет­ся в ис­точ­ни­ках: в од­них го­во­рит­ся, что в гос. пром-сти, строи­тель­ст­ве и на транс­пор­те в 1928 на­счи­ты­ва­лось 5,8 млн. ра­бо­чих и слу­жа­щих, а в 1940 – 15,9 млн.; в дру­гих – что кол­лек­ти­ви­за­ция да­ла пром-сти ок. 20 млн. чел. В лю­бом слу­чае при­рост чис­ла ра­бот­ни­ков был очень боль­шим. Кол­лек­ти­ви­за­ция вы­зва­ла мас­со­вое бег­ст­во кре­сть­ян из де­рев­ни в го­род, уве­ли­чи­вая гор. на­се­ле­ние и по­зво­ляя обес­пе­чи­вать мно­го­численные ин­ду­ст­ри­аль­ные строй­ки де­шё­вой и не­ква­ли­фи­ци­ров. ра­бо­чей си­лой. И. по­тре­бо­ва­ла осу­ще­ст­в­ле­ния куль­тур­ной ре­во­лю­ции. Бы­ла соз­да­на сис­те­ма фаб­рич­но-за­во­дско­го обу­че­ния для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ра­бо­чих, от­кры­ты де­сят­ки но­вых тех­ни­ку­мов, выс­ших тех­нич. учеб­ных за­ве­де­ний, по­ли­тех­нич. и спе­циа­ли­зир. ин-тов для под­го­тов­ки ин­же­нер­но-тех­нич. кад­ров. На ну­ж­ды И. прак­ти­че­ски пол­но­стью бы­ла на­прав­ле­на ра­бо­та н.-и. уч­ре­ж­де­ний и АН (см. раз­дел Нау­ка. Об­ра­зо­вание в то­ме «Рос­сия»). На ра­бо­ту в СССР бы­ли при­гла­ше­ны иностр. ра­бо­чие и спе­циа­ли­сты. В хо­де И. ис­поль­зо­вал­ся труд гра­ж­дан, от­бы­ваю­щих на­ка­за­ние в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рях (2,2 млн. за­клю­чён­ных в 1940); по не­ко­то­рым дан­ным, они вы­пол­ня­ли 10% все­го объ­ё­ма ра­бот (за ис­клю­че­ни­ем ра­бот в ре­шаю­щих от­рас­лях – элек­тро­энер­ге­ти­ке, ма­ши­но­строе­нии, на транс­пор­те и в осн. час­ти то­п­лив­ной пром-сти) и 20% стро­ит. ра­бот в СССР.

Осу­ще­ст­в­ле­ние И. гл. обр. в тя­жё­лой пром-сти и в зна­чи­тель­но мень­шей сте­пе­ни в лёг­кой пром-сти при­ве­ло к де­фи­ци­ту по­тре­би­тель­ских то­ва­ров. Это сни­жа­ло мо­ти­ва­цию тру­да у ра­бот­ни­ков. Ру­ко­во­дство СССР ве­ло серь­ёз­ную идео­ло­гич. кам­па­нию, на­прав­лен­ную на под­дер­жа­ние уров­ня про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да вне­эко­но­мическими сред­ст­ва­ми. Оно ини­ции­ро­ва­ло про­ве­де­ние со­циа­ли­стич. со­рев­но­ва­ния, про­па­ган­ди­ро­ва­ло дос­ти­же­ния изо­бре­та­те­лей и ра­цио­на­ли­за­то­ров про­из-ва, по­пу­ля­ри­зи­ро­ва­ло дви­же­ние ста­ха­нов­цев, что да­ло весь­ма зна­чит. ре­зуль­та­ты: энер­гию об­ще­ства уда­лось мо­би­ли­зо­вать для осу­ще­ст­в­ле­ния ус­ко­рен­ной со­циа­ли­стич. И., эн­ту­зи­азм лю­дей стал од­ним из её су­ще­ст­вен­ных ре­сур­сов. Про­ве­де­ние И. вы­зва­ло рост гор. на­се­ле­ния, уси­ли­вая гор. не­уст­рой­ст­во, про­до­вольств., жи­лищ­ные и бы­то­вые про­бле­мы, те­ку­честь кад­ров. В 1932 для жи­те­лей го­ро­дов, ра­бо­чих по­сёл­ков и сов­хо­зов вве­де­ны пас­пор­та и сис­те­ма про­пис­ки, а кол­хоз­ни­ки, ли­шён­ные пра­ва на по­лу­че­ние пас­пор­та, тем са­мым бы­ли при­кре­п­ле­ны к сво­ему мес­ту жи­тель­ст­ва. Уже­сто­чал­ся ре­жим тру­да. В 1938 вве­де­ны тру­до­вые книж­ки, в 1940 за­пре­щён са­мо­воль­ный уход ра­бо­чих и слу­жа­щих с пред­при­ятий и из уч­ре­ж­де­ний. Вме­сте с тем в сер. – 2-й пол. 1930-х гг. бы­ли пред­при­ня­ты не­ко­то­рые уси­лия по при­ве­де­нию в по­ря­док гор. жиз­ни. От­ме­не­на кар­точ­ная сис­те­ма, поя­ви­лись но­вые ви­ды гор. транс­пор­та (ав­то­бу­сы, трол­лей­бу­сы, мет­ро), но­вые пред­при­ятия служ­бы бы­та.

Архив БРЭ «Кузнецы». Художник А. А. Дейнека. 1957. Национальный художественный музей М. К. Чюрлёниса (Каунас).

Даль­ней­шее раз­ви­тие сов. эко­но­ми­ки бы­ло пре­рва­но Вел. Отеч. вой­ной 1941–1945: к нач. зи­мы 1941 про­тив­ник ок­ку­пи­ро­вал тер­ри­то­рию, на ко­то­рой до вой­ны про­жи­ва­ло ок. 42% на­се­ле­ния, до­бы­ва­лось 63% уг­ля, вы­плав­ля­лось 68% чу­гу­на и 58% ста­ли; в ию­не – но­яб. 1941 вы­пуск ва­ло­вой про­дук­ции пром-сти со­кра­тил­ся бо­лее чем в 2 раза. Од­на­ко пром. ры­вок, со­вер­шён­ный в 1930-е гг., по­мог стра­не вы­сто­ять в вой­не. Осу­ще­ст­в­лён­ный в хо­де И. сдвиг пром-сти на вос­ток по­зво­лил соз­дать в По­вол­жье, на Ура­ле и в Си­би­ри ба­зу для раз­ви­тия про­из-ва воо­ру­же­ний и бо­е­при­па­сов. Эва­куа­ция пред­при­ятий с тер­ри­то­рий, ко­то­рым уг­ро­жа­ла ок­ку­па­ция, спо­соб­ст­во­ва­ла И. но­вых рай­онов. По­сле­во­ен­ное вос­ста­нов­ле­ние нар. хо­зяй­ст­ва за­вер­ши­лось к сер. 1950-х гг. К кон. 1950-х гг. СССР стал при­об­ретать чер­ты раз­ви­то­го ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва.

Лит.: Ле­нин В. И. Раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма в Рос­сии. СПб., 1899; Ля­щен­ко П. И. Ис­то­рия на­род­но­го хо­зяй­ст­ва СССР. 4-е изд. М., 1956. Т. 1–3; Gerschenkron A. Agrarian politicies and industrialization of Russia, 1861–1917 // Cambridge Economic history of Europe. 1965. Vol. 6. Pt. 2; Бо­вы­кин В. И. За­ро­ж­де­ние фи­нан­со­во­го ка­пи­та­ла в Рос­сии. М., 1967; он же. Ди­на­ми­ка про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва в Рос­сии (1896–1910 гг.) // Ис­то­рия СССР. 1983. № 3; он же. Фор­ми­ро­ва­ние фи­нан­со­во­го ка­пи­та­ла в Рос­сии. Ко­нец XIX в. – 1908 г. М., 1984; он же. Ино­стран­ное пред­при­ни­ма­тель­ст­во в Рос­сии // Ис­то­рия пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в Рос­сии. М., 1999. Кн. 2; Falkus M. E. The industrialisation of Russia, 1700–1914. L., 1972; Crisp O. Studies in the Russian eco­nomy before 1914. L., 1976; Davies R. W. The in­dustrialisation of Soviet Russia. Camb., 1980–2003. Vol. 1–5; Лель­чук В. С. Ин­ду­ст­риа­ли­за­ция СССР: ис­то­рия, опыт, про­бле­мы. М., 1984; Ка­фен­га­уз Л. Б. Эво­лю­ция про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва Рос­сии (по­след­няя треть XIX в. – 30-е гг. XX в.). М., 1994; По­тки­на И. В. Ин­ду­ст­ри­аль­ное раз­ви­тие до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии: кон­цеп­ции, про­бле­мы, дис­кус­сии в аме­ри­кан­ской и анг­лий­ской ис­то­рио­гра­фии. М., 1994; Во­рон­ко­ва С. В. Рос­сий­ская про­мыш­лен­ность на­ча­ла XX в.: ис­точ­ни­ки и ме­то­ды изу­че­ния. М., 1996; Ин­ду­ст­риа­лиза­ция Со­вет­ско­го Сою­за: но­вые до­ку­мен­ты, но­вые фак­ты, но­вые под­хо­ды. М., 1997–1999. Ч. 1–2; Ин­ду­ст­риа­ли­за­ция: ис­то­ри­че­ский опыт и со­вре­мен­ность. СПб., 1998; Гре­го­ри П. Эко­но­ми­че­ский рост Рос­сий­ской им­пе­рии (ко­нец XIX – на­ча­ло XX в.): но­вые под­сче­ты и оцен­ки. М., 2003.

Вернуться к началу