Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КРОНШТА́ДТ

Авторы: П. С. Павлинов (архитектура), И. В. Беспалов, Ю. А. Скориков (исторический очерк)

КРОНШТА́ДТ, го­род в Рос­сии, центр (с 1998) Крон­штадт­ско­го р-на г. С.-Пе­тер­бург. Нас. 42,6 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен на о. Кот­лин в вост. час­ти Фин­ско­го зал., свя­зан с ма­те­ри­ком ав­то­до­ро­гой (про­хо­дит по дам­бе). Мор. порт (в т. ч. кон­тей­нер­ный тер­ми­нал). Па­ром­ная пе­ре­пра­ва Крон­штадт – Ло­мо­но­сов.

Кронштадт. Гостиный двор. 1833–35 (перестроен в 1870-е гг.). Фото В. М. Паппе
«Кронштадтская крепость в период Крымской войны 1853–56». Гравюра. Фрагмент. Сер. 19 в.
Кронштадт. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1875–77. Архитектор Х. И. Грейфан. Фото В. М. Паппе

Пер­во­на­чаль­но – од­на из пер­вых рос. мор. кре­по­стей, ос­но­ван­ная по по­ве­ле­нию ца­ря Пет­ра I в хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 на о. Кот­лин, не имев­шем по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния и по­сле Стол­бов­ско­го ми­ра 1617 при­над­ле­жав­шем Шве­ции; вме­сте с Пе­тро­пав­лов­ской кре­постью и Ад­ми­рал­тей­ской кре­по­стью об­ра­зо­ва­ла еди­ную обо­ро­нит. сис­те­му С.-Пе­тер­бур­га. Пер­вое ук­ре­п­ле­ние кре­по­сти – мор. форт «Крон­шлот», за­ло­жен­ный зи­мой 1703–04 на от­ме­ли к югу от Кот­ли­на для обо­ро­ны юж. (ос­нов­но­го) фар­ва­те­ра ме­ж­ду Кот­ли­ном и юж. бе­ре­гом Фин­ско­го зал. (ме­сто вы­бра­но Пет­ром I, строи­тель­ст­вом ру­ко­во­дил А. Д. Мен­ши­ков). Форт о­ткрыт 7(18).5.1704 (этот день счи­та­ет­ся днём ос­но­ва­ния К.), пред­став­лял со­бой ос­на­щён­ную 14 пуш­ка­ми 3-ярус­ную ма­зан­ко­вую баш­ню в де­рев. кар­ка­се, со­ору­жён­ную на ря­жах (де­рев. сру­бах, за­пол­нен­ных кам­нем и за­то­п­лен­ных на мел­ко­во­дье). В 1704 и 1705 форт во взаи­мо­дей­ст­вии с ба­та­рея­ми, воз­ве­дён­ны­ми на юж. бе­ре­гу Кот­ли­на, и ко­раб­ля­ми Бал­тий­ско­го фло­та (БФ) от­ра­зил по­пыт­ки швед. эс­кад­ры про­рвать­ся к С.-Пе­тер­бур­гу. В 1716–24 форт пе­ре­стро­ен: воз­двиг­ну­та воо­руж. стен­ка бас­ти­он­но­го ти­па с внутр. га­ва­нью для сто­ян­ки ко­раб­лей. В 1706 по пред­ло­жению К. И. Крюй­са на за­па­де Кот­ли­на по­строе­на кре­пость «Св. Алек­сандр» («Алек­сандр-ша­нец») с 40 ору­дия­ми. В 1710-е гг. на Кот­ли­не со­ору­жены Во­ен­ная, Ку­пе­че­ская и Сред­няя га­ва­ни, на стен­ках ко­то­рых бы­ли ус­та­нов­ле­ны ору­дия. В 1714 си­ла­ми всех гу­бер­ний на­ча­лось гражд. строи­тель­ст­во на ост­ро­ве. В 1721–24 по­стро­ен 2-й мор. форт – «Ци­та­дель». С 1722 К. – во­ен. порт (с 1860 – 1-го клас­са, т. е. глав­ный во­ен. порт) БФ. В 1723–1747 на Кот­ли­не со­ору­же­на Центр. кре­пость (при зак­лад­ке наз­ва­на К., от нем. Krone – ко­ро­на и Stadt – го­род); её бас­ти­он­ный фронт был при­крыт рвом, пе­ре­се­кав­шим ост­ров с се­ве­ра на юг и со­еди­нён­ным с мо­рем. В 1780-х гг. на­ча­ты ра­бо­ты по пе­ре­строй­ке в кам­не сте­нок Во­ен­ной и Ку­пе­че­ской га­ва­ней, а так­же «Крон­шло­та» (строи­тель­ст­вом ру­ко­во­ди­ли ген.-инж. Ф. В. Ба­ур, с 1783 адм. С. К. Грейг, с 1788 адм. П. И. Пу­щин).

В свя­зи с уг­ро­зой на­па­де­ния брит. фло­та в 1800–01 к юго-за­па­ду от «Крон­шло­та» ус­та­нов­лен форт на ря­жах «Рис­банк» с 70 ору­дия­ми, на от­ме­ли к се­ве­ру от Кот­ли­на – 2 ба­тареи-плат­фор­мы на свай­ных ос­но­ва­ни­ях с 24 ору­дия­ми. На­ка­ну­не рус.-швед. вой­ны 1808–09 к за­па­ду от «Ци­та­де­ли» и к югу от «Крон­шло­та» воз­ве­де­ны на свай­ных ос­но­ва­ни­ях 2 ба­та­реи на 43 ору­дия, с на­ча­лом вой­ны – Двой­ная юж­ная ба­та­рея на 49 ору­дий. Од­но­вре­мен­но ук­ре­п­лён «Крон­шлот», про­дол­же­ны ра­бо­ты по со­вер­шен­ст­во­ва­нию обо­ро­ны сев. фар­ва­те­ра, где на от­ме­ли Кот­ли­на со­ору­же­ны 4 «двой­ные» ба­та­реи. В 1808–10 для за­гра­ж­де­ния сев. фар­ва­те­ра ме­ж­ду Кот­ли­ном и мы­сом Ли­сий Нос со­ору­же­на сплош­ная свай­ная пре­гра­да (в 1846–53 за­ме­не­на ря­же­вой).

Де­ре­во-зем­ля­ные ук­ре­п­ле­ния Крон­штадт­ской кре­по­сти силь­но по­стра­да­ли во вре­мя на­вод­не­ния в но­яб. 1824. Центр. кре­пость в 1825–40 за­но­во от­строе­на из кам­ня и кир­пи­ча (со­стоя­ла из обо­ро­нит. ка­зарм, круг­лых ба­шен и по­лу­ба­шен, со­еди­нён­ных сте­ной с бой­ни­ца­ми, ва­ла, рва и др. ук­ре­п­ле­ний). К 1834 на мес­те фор­та «Ци­та­дель» воз­ве­дён по про­ек­ту во­ен. инж. Л. Л. Кар­бо­нье ка­мен­ный с гра­нит­ной об­ли­цов­кой форт «Им­пе­ра­тор Пётр I», позд­нее из гра­ни­та, кам­ня и кир­пи­ча со­ору­же­ны фор­ты «Им­пе­ра­тор Алек­сандр I» (1836–45), «Им­пе­ра­тор Па­вел I» (1845–59, на мес­те фор­та «Рис­банк», строи­тель – инж.-ген. В. И. Мас­лов; форт унич­то­жен в ре­зуль­та­те взры­ва бое­при­па­сов в 1923), Кон­стан­ти­нов­ская ба­та­рея (форт «Кон­стан­тин»; 1861, ря­дом с пе­ре­стро­ен­ной Двой­ной юж­ной ба­та­ре­ей), а так­же 2 ка­зе­ма­ти­ро­ван­ные ба­та­реи: «Князь Мен­ши­ков» на по­лу­бас­тио­не стен­ки Ку­пе­че­ской га­ва­ни (1843–50) и ба­та­рея на фор­те «Крон­шлот» (1850–63, ру­ко­во­ди­тель строи­тель­ст­ва обе­их – во­ен. инж. И. А. За­ржец­кий).

В на­ча­ле Крым­ской вой­ны 1853–56 на ко­се в зап. час­ти Кот­ли­на воз­ве­де­ны неск. ба­та­рей, лю­не­тов и ре­ду­тов, на юж. и сев. фар­ва­те­рах по­строе­ны 9 врем. мор. ба­та­рей, ус­та­нов­ле­ны мин­ные за­гра­ж­де­ния, на ко­то­рых в 1855 по­лу­чи­ли по­вре­ж­де­ния 4 ко­раб­ля из со­ста­ва брит.-франц. эс­кад­ры, пы­тав­шей­ся ов­ла­деть К. С учё­том опы­та Крым­ской вой­ны в 1860–80-х гг. под об­щим рук. во­ен. инж. Э. И. Тот­ле­бе­на про­ве­де­на ре­кон­ст­рук­ция Крон­штадт­ской кре­по­сти: вме­сто врем. ба­та­рей по про­ек­там во­ен. инж. К. Я. Зве­ре­ва воз­двиг­ну­ты по­сто­ян­ные ка­мен­ные фор­ты № 1–7 на се­вер­ном и № 1–3 на юж­ном фар­ва­те­рах. В 1864 на Кон­стан­ти­нов­ской ба­та­рее впер­вые в отеч. прак­ти­ке ус­та­нов­лены бро­не­вые бру­ст­ве­ры в гра­нит­ной об­ли­цов­ке для за­щи­ты ору­дий. На­ча­то пе­ревоо­ру­же­ние кре­по­сти 11-дюй­мо­вы­ми на­рез­ны­ми ору­дия­ми. В 1868–79 на юж. фар­ва­те­ре по­строе­на ба­шен­ная мор. ба­та­рея № 3 (с 1880 форт «Граф Ми­лю­тин»), ору­дия ко­то­рой раз­ме­ща­лись в бро­не­вых вра­щаю­щих­ся баш­нях. В 1868 на сев. мор. ба­та­ре­ях № 4 и № 6 впер­вые в Рос­сии при­ме­не­но ас­фаль­то­вое по­кры­тие. В кон. 1870-х гг. в фор­тах и на ба­та­ре­ях крепо­сти вве­де­но элек­трич. ос­ве­ще­ние. К кон. 19 в. со­ору­же­ны 17 мор. ба­та­рей и фор­тов, 54 км ря­же­вых, 8 км ка­мен­ных и 40 км свай­ных под­вод­ных пре­град. В 1890-х гг. на­ча­лось строи­тель­ст­во бе­тон­ных ук­ре­п­ле­ний, ко­то­рые ос­на­ща­лись даль­но­бой­ны­ми ору­дия­ми круп­ных ка­либ­ров, спо­соб­ны­ми по­ра­жать про­тив­ни­ка на даль­них под­сту­пах к К. В 1896 ра­зо­ру­же­ны фор­ты «Им­пе­ра­тор Пётр I», «Им­пе­ра­тор Алек­сандр I», «Им­пе­ра­тор Па­вел I», «Крон­шлот», ба­та­реи «Князь Мен­ши­ков», № 3 и № 5. В 1897–1915 на сев. фар­ва­те­ре к за­па­ду и се­ве­ро-за­па­ду от но­мер­ных ба­та­рей воз­двиг­ну­ты мор. фор­ты «Тот­ле­бен» и «Об­ру­чев» (инж. А. А. Шиш­кин). В хо­де Ре­во­люции 1905–1907 в К. про­изош­ли Крон­штадт­ские вос­ста­ния 1905 и 1906. В 1908 с учё­том опы­та рус.-япон. вой­ны 1904–05 ре­ше­но вы­не­сти при­мор­скую обо­ро­ну К. на 60 км к за­па­ду от С.-Пе­тер­бур­га. С этой це­лью на юж. бе­ре­гу Фин­ско­го зал. к 1916 по­строе­ны фор­ты «Алек­се­ев­ский» (за­тем «Крас­ная Гор­ка») и «Се­рая Ло­шадь», на сев. бе­ре­гу – форт «Ни­ко­ла­ев­ский» («Ино»), пе­ре­кры­вав­шие ог­нём всю вост. часть Фин­ско­го зал. В 1909–15 на зап. око­неч­но­сти Кот­ли­на воз­ве­дён форт «Риф». Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны ог­не­вая мощь К. за­ста­ви­ла герм. ко­ман­до­ва­ние от­ка­зать­ся от пла­нов про­ры­ва в Фин­ский за­лив.

С 1719 К. в со­ста­ве С.-Пе­терб. губ. (в 1914–24 Пет­ро­град­ская, в 1924–27 Ле­нин­град­ская губ.). В 1724–1917 управ­лял­ся гл. ко­ман­ди­ром Крон­штадт­ско­го пор­та, ко­то­рый с 1809 так­же яв­лял­ся во­ен. гу­бер­на­то­ром К. Ок. 1717 на о. Кот­лин от­крыт гос­пи­таль, при ко­то­ром с 1733 дей­ст­во­ва­ла ле­кар­ская шко­ла – од­но из пер­вых спец. мед. учеб­ных за­ве­де­ний в Рос­сии. Для строи­тель­ст­ва, ре­мон­та и сна­ря­же­ния во­ен. ко­раб­лей в К. ос­но­ва­ны Кот­лин­ское (1752; с 1860 До­ко­вое) и Но­вое (1800) ад­ми­рал­тей­ст­ва. В 1847–1858 по­стро­ен Па­ро­ход­ный за­вод (впо­след­ст­вии Крон­штадт­ский мор. завод, в процессе реорганизации, 2009). Во 2-й пол. 19 в. К. – раз­ви­тый тор­го­вый порт; из-за мел­ко­во­дья в устье Не­вы здесь то­ва­ры пе­ре­гру­жа­лись с мор. су­дов на реч­ные и нао­бо­рот. В 1771–98 в К. дей­ст­во­вал Мор. шля­хет­ный ка­дет­ский кор­пус. С 1804 пуб­ли­ку­ют­ся ре­зуль­та­ты на­блю­де­ний по крон­штадт­ско­му фут­што­ку. В крон­штадт­ской га­ва­ни и на рей­де ис­пы­та­ны пер­вая в ми­ре под­вод­ная лод­ка с ме­тал­лич. кор­пу­сом (К. А. Шиль­де­ра, 1834) и под­вод­ная лод­ка И. Ф. Алек­сан­д­ров­ско­го (во­до­из­ме­ще­ни­ем 360 т, 1868), про­из­ве­де­ны пер­вые опы­ты ра­дио­те­ле­гра­фи­ро­ва­ния (А. С. По­пов, вес­на 1897). В К. ос­но­ва­ны пер­вые в Рос­сии Мор. ас­тро­но­мич. ла­бо­ра­то­рия (1857) и Ком­пас­ная об­сер­ва­то­рия (1864), ко­то­рые в 1886 объ­е­дине­ны в Мор. ас­тро­но­мич. и ком­пас­ную об­сер­ва­то­рию. В К. вёл свою па­стыр­скую дея­тель­ность прот. Иоанн Крон­штадт­ский.

В хо­де Февр. ре­во­лю­ции 1917 в К. мат­ро­са­ми и сол­да­та­ми гар­ни­зо­на бы­ло уби­то неск. де­сят­ков офи­це­ров, в т. ч. гл. ко­ман­дир Крон­штадт­ско­го пор­та и во­ен. гу­бер­на­тор К. адм. Р. Н. Ви­рен, нач. шта­ба Крон­штадт­ско­го пор­та адм. А. Г. Бу­та­ков. Крон­штадт­ский со­вет ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов иг­рал су­ще­ст­вен­ную по­ли­тич. роль в со­бы­ти­ях 1917, в мае зая­вил об от­ка­зе при­зна­вать власть ко­мис­са­ра Врем. пра­ви­тель­ст­ва, что име­ло боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс. Крон­штадт­ско­му со­ве­ту бы­ло раз­ре­ше­но вы­би­рать пра­ви­тельств. ко­мис­са­ра. Гар­ни­зон К. уча­ст­во­вал в июль­ских со­бы­ти­ях 1917, Окт. ре­во­лю­ции 1917, борь­бе с Кор­ни­ло­ва вы­сту­п­ле­ни­ем 1917 и Ке­рен­ско­го – Крас­но­ва вы­сту­п­ле­ни­ем 1917, а так­же в Гражд. вой­не 1917–22, ак­тив­но под­дер­жав власть боль­ше­ви­ков. По­сле Ле­до­во­го по­хо­да Бал­тий­ско­го фло­та 1918 К. стал един­ст­вен­ной ба­зой БФ (ос­та­вал­ся ею до 1940, ко­гда бы­ла соз­да­на гл. ба­за БФ в Тал­ли­не). В 1918 вви­ду уг­ро­зы за­ня­тия финл. вой­ска­ми форт «Ино» взо­рван гар­ни­зо­ном. Ар­тил­ле­рия кре­по­сти сыг­ра­ла боль­шую роль в хо­де Пет­ро­гра­да обо­ро­ны 1919, от­би­ла ата­ку брит. тор­пед­ных ка­те­ров на сто­яв­шие в га­ва­ни ко­раб­ли (18.8.1919). В К. про­изош­ло од­но из круп­ней­ших воо­руж. вы­сту­п­ле­ний про­тив сов. вла­сти – Крон­штадт­ское вос­ста­ние 1921.

В 1922–37 и 1946–54 кре­пость мо­дер­ни­зи­ро­ва­на. С 1927 К. вхо­дит в со­став Ле­нингр. обл. В на­ча­ле со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939–40 его ар­тил­ле­рия бы­ла при­ме­не­на при унич­то­же­нии финл. ук­ре­п­ле­ний на сев. бе­ре­гу Фин­ско­го зал. В авг. 1941, вско­ре по­сле на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны, в К. из Тал­ли­на при­бы­ла осн. часть БФ. Ар­тил­ле­рия кре­по­сти ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в Ле­нин­град­ской бит­ве 1941–44 (бло­ки­ро­ва­ла по­пыт­ки про­тив­ни­ка про­дви­нуть­ся к Ле­нин­гра­ду на при­мор­ских на­прав­ле­ни­ях и за­хва­тить т. н. Ора­ни­ен­ба­ум­ский пя­та­чок) и на­чаль­ной ста­дии Вы­борг­ско-Пет­ро­за­вод­ской опе­ра­ции 1944. По­сле пе­ре­но­са гл. ба­зы БФ в Бал­тийск Крон­штадт­ская во­ен.-мор. кре­пость ут­ра­ти­ла своё зна­че­ние, в 1956 вме­сте с Ле­нингр. во­ен.-мор. ба­зой со­ста­ви­ла Ле­нингр. во­ен.-мор. рай­он (фор­ты быв. Крон­штадт­ской кре­по­сти вско­ре ра­зо­ру­же­ны), ко­то­рый в 1961 пе­ре­фор­ми­ро­ван в Ле­нингр. во­ен.-мор. ба­зу 1-го раз­ря­да. Порт К. ос­тал­ся учеб­ной, ре­монт­ной и ты­ло­вой ба­зой БФ. Ука­зом пре­зи­ден­та РФ Д. А. Мед­ве­де­ва от 27.4.2009 К. при­свое­но зва­ние «Го­род во­ин­ской сла­вы».

В го­ро­де со­хра­ня­ет­ся ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка пет­ров­ско­го вре­ме­ни (про­ект за­строй­ки ут­вер­ждён в 1721, ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. Леб­лон, Д. Тре­зи­ни; до­пол­нял­ся ген­пла­на­ми 1761, 1827, 1948, 1960) с до­ка­ми, ка­на­ла­ми (ка­нал Пет­ров­ско­го до­ка, 1719–26, 1734–52 по про­ек­ту Пет­ра I и Э. Лей­на, инж. И. Л. фон Лю­бе­рас; ка­нал Ама­зон­ка и др.), до­ко­вым бас­сей­ном с на­сос­ной стан­ци­ей и от­вод­ным ка­на­лом (ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в 19–20 вв.), Италь­ян­ским пру­дом (1717–1727, Пётр I, Лейн; об­ли­цо­ван гра­ни­том в 1780–90-е гг.), эл­лин­га­ми, ис­кусств. га­ва­ня­ми 18 в. Ста­рая часть К. рас­по­ло­же­на на юго-вост. око­неч­но­сти о. Кот­лин внут­ри Центр. кре­по­сти, ко­то­рая вклю­ча­ет сте­ны с круг­лой се­ве­ро-вос­точ­ной (1830) и по­лу­круг­лы­ми (1833, 1836–38) баш­ня­ми, С.-Пе­терб. во­ро­та с га­упт­вах­той (1831–32, пе­ре­строе­ны в 1872–73), 2-этаж­ные ка­зар­мы (1826–39, 5-я се­вер­ная – 1871–73), обо­ро­нит. кре­по­ст­ной ров (Крон­верк­ский ка­нал, 1710–24, Пётр I, Лейн; пе­ре­стро­ен в 1761–64, 1825–27).

На Ад­ми­рал­тей­ском ост­ро­ве, от­де­лён­ном от ос­таль­ной час­ти го­ро­да Об­вод­ным ка­на­лом (1783–1844), рас­по­ло­же­ны: т. н. Италь­ян­ский дво­рец [1720–24, арх. И. Ф. Бра­ун­штейн, пе­ре­стро­ен в 1728–1733, 1771–73 (арх. С. И. Че­ва­кин­ский), 1843–48, но­вые кор­пу­са – 1890–1900]; т. н. дом Ми­ни­ха (ком­плекс зда­ний Пер­вого учеб­но­го мор. эки­па­жа, 1711–16, 1719–20, ар­хи­тек­то­ры Г. И. Ше­дель, И. Ф. Бра­ун­штейн, И. Х. Ше­дель; позд­нее пе­ре­страи­вал­ся; кор­пус ка­зарм 1714–1724, ар­хи­тек­то­ры А. Шлю­тер, Бра­ун­штейн, позд­нее пе­ре­страи­вал­ся) с са­да­ми (ог­ра­да с фо­на­ря­ми, 1830–31); т. н. гу­берн­ские до­ма (1717–25, арх. Бра­ун­штейн, позд­нее пе­ре­строе­ны); ком­плекс Ад­ми­рал­тей­ст­ва, по­стро­ен­ный в свя­зи с пла­ном пе­ре­но­са с.-пе­терб. Ад­ми­рал­тей­ст­ва в К. (не реа­ли­зо­ван), с Ка­нат­ным пря­диль­ным за­во­дом (1784–86, М. Н. Ве­тош­ни­ков; 1829–30, И. Г. Гом­зин), па­рус­ны­ми мас­тер­ски­ми (1785–86, Ве­тош­ни­ков), 7 про­ви­ант­скими «ма­га­зи­на­ми» (скла­да­ми, 1787–98, Ве­тош­ни­ков, в 1845–51 за­строе­ны раз­ры­вы), Лес­ным са­ра­ем (1794–95, В. И. Ба­же­нов), су­хар­ным за­во­дом (1796–97, Ба­же­нов; пе­ре­стро­ен в 19–20 вв.); Гол­ланд­ская кух­ня (1804–05), здание офи­цер­ских арт. клас­сов (1806–07, пред­по­ло­жи­тель­но арх. Ч. Ка­ме­рон); Ар­се­нал (1832–36, арх. Гом­зин, позд­нее пе­ре­стро­ен); Лет­ний сад (18 – сер. 19 вв., ог­ра­да 1872–73, В. В. Вин­дель­бандт); Пет­ров­ский (1861–1882, са­до­вый мас­тер К. Ра­уг­лер) и Ов­раж­ный (1901) пар­ки. В сев. час­ти ост­ро­ва, на са­мой вы­со­кой точ­ке К., до­ми­ни­ру­ет Мор. Ни­коль­ский со­бор в не­о­ви­зан­тий­ском сти­ле (1902–06, от­дел­ка до 1914, арх. В. А. Ко­ся­ков; с 1980 му­зей «Крон­штадт­ская кре­пость»), ок­ру­жён­ный Со­бор­ным са­дом (1911–14, са­до­вый мас­тер Э. Г. Гиль­бих; ог­ра­да с фо­на­ря­ми, 1913–14, по ри­сун­кам В. А. Ко­ся­ко­ва).

Так­же в К. со­хра­ни­лись: ан­самбль офи­цер­ских ка­зарм со зда­ни­ем офи­цер­ско­го со­б­ра­ния (1785–88, арх. М. Н. Ве­тош­ни­ков, до­строен в сер. 19 в.), 6 слу­жи­тель­ски­ми фли­ге­ля­ми (1785–96, Ве­тош­ни­ков) и Мор. б-кой (1910–26, арх. Г. А. Ко­ся­ков); Тол­бу­хин маяк (1810, арх. А. Д. За­ха­ров), Анг­ли­кан­ская ц. (1819–22; ны­не в рас­по­ря­же­нии при­хо­да ц. в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри), Рыб­ные ря­ды (1827–28), Гос­ти­ный двор (1833–35, пе­ре­стро­ен в 1870-е гг.), ан­самбль Во­ен.-мор. гос­пи­та­ля (гл. зда­ние 1833–52, арх. Э. Х. Анерт) с цер­ко­вью-ча­сов­ней Св. Ни­ко­лая (1905, арх. В. А. Ко­ся­ков) и Гос­пи­таль­ным са­дом (1839–40), при­сут­ст­вен­ные мес­та (1834–1837, ар­хи­тек­то­ры Анерт, А. П. Брюл­лов), лю­те­ран­ская ц. Св. Ели­за­ве­ты (1834–36, арх. Анерт; ны­не про­из­водств. по­ме­ще­ния Во­до­ка­на­ла), поч­тамт (1851, арх. А. Ка­вос; пе­ре­стро­ен в 1912), ц. в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Божи­ей Ма­те­ри в рус­ском сти­ле (с 1902 собор; 1875–77, от­дел­ка до 1882, арх. Х. И. Грей­фан), часов­ня ц. Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня (1903–04, ар­хи­тек­то­ры В. А. Ко­ся­ков, А. И. Вик­сель, вос­ста­нов­ле­на в 2003), ц. Св. кн. Вла­ди­ми­ра в сев. обо­ро­нит. ка­зар­ме (1831–34, по­ме­ще­ние пе­ре­строе­но под храм в 1911), дом об­щи­ны сес­тёр ми­ло­сер­дия (1915, арх. В. М. Ло­па­тин), жи­лые до­ма кон. 18 – нач. 20 вв. По­сле на­ча­ла воз­ве­де­ния в 1979 со­ору­же­ний за­щи­ты Ле­нин­гра­да от на­вод­не­ний, за­то­п­ляю­щих и о. Кот­лин, гор. за­строй­ка вы­шла за пре­де­лы кре­по­ст­ной сте­ны. На тер­ри­то­рии Мор. ка­дет­ско­го кор­пу­са – ча­сов­ня Св. Фёдо­ра Уша­ко­ва (2004–05).

Па­мят­ни­ки: мич­ма­ну А. А. До­ма­шен­ко (1828, арх. И. И. Шар­ле­мань), Пет­ру I (1841, скульп­тор Т. Н. Жак), ад­ми­ра­лу Ф. Ф. Бел­линс­гау­зе­ну (1870, скульп­тор И. Н. Шре­дер, арх. И. А. Мо­ни­гет­ти), мо­ря­кам кли­пе­ра «Оп­рич­ник» (1873), мо­ре­пла­ва­те­лю П. К. Пах­ту­со­ву (1886, скульп­тор Н. А. Ла­ве­рец­кий, арх. И. А. Си­лин), адм. С. О. Ма­ка­ро­ву (1913, скульп­тор Л. В. Шер­вуд), А. С. По­по­ву (1945, скульп­тор В. С. Че­бо­та­рёв), ге­ро­ям-под­вод­ни­кам (1965) и др. В со­ста­ве па­мят­ни­ков С.-Пе­тер­бур­га ис­то­рич. за­строй­ка К. вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Сре­ди ву­зов – Крон­штадт­ский ком­плекс не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния (под­раз­де­ле­ние Сев.-Зап. гос. за­оч­но­го тех­нич. ун-та), ф-т тех­нич. средств управ­ле­ния С.-Пе­терб. гос. ун-та вод­ных ком­му­ни­ка­ций, фи­ли­ал С.-Пе­терб. гос. ун-та сер­ви­са и эко­но­ми­ки, Мор. ка­дет­ский кор­пус (1995). Центр. рай­он­ная б-ка (ос­но­ва­на в 1832 как Флот­ская б-ка), Центр. рай­он­ная дет­ская б-ка (1870). Му­зеи: Ис­то­ри­че­ский ар­хи­тек­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ный (1991; с 2006 в зда­нии во­до­за­бор­ной ма­ши­ны, 1836–39), «Крон­штадт­ская кре­пость» (ос­но­ван в 1953 как Му­зей ис­то­рии Крон­штад­та, с 1973 фи­ли­ал Центр. во­ен.-мор. му­зея, с 1980 са­мо­сто­ят. му­зей в зда­нии Мор. Ни­коль­ско­го со­бо­ра); Ме­мо­ри­аль­ный му­зей-ка­би­нет А. С. По­по­ва (1906), Му­зей-квар­ти­ра Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го (1999). Дра­ма­тич. те­атр Балт. фло­та (1930).

Мя­со­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод (в со­ста­ве хол­дин­го­вой ком­па­нии «Эве­рест») и др. пред­при­ятия пи­ще­вой пром-сти. Б. ч. жи­те­лей К. за­ня­та на пред­при­яти­ях С.-Пе­тер­бур­га.

Лит.: Ше­лов А. В. Ис­то­ри­че­ский очерк кре­по­сти Крон­штадт. Крон­штадт, 1904; Блюм­бах Э. Э. Мор­ская ас­тро­но­ми­че­ская и ком­пас­ная об­сер­ва­то­рия в Крон­штад­те. СПб., 1908; Пет­ров Г. Ф. Крон­штадт. 2-е изд. Л., 1985; Раз­дол­гий А. А., Ско­ри­ков Ю. А. Крон­штадт­ская кре­пость. Л., 1988; Мор­ской со­бор в Крон­штад­те. М., 1998; Иса­ко­ва Е. В., Шка­ров­ский М. В. Хра­мы Крон­штад­та. СПб., 2005; «Один из воз­му­ти­тель­ней­ших эпи­зо­дов на­шей ре­во­лю­ции». За­пис­ки ко­мис­са­ра Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва В. Н. Пе­пе­ляе­ва о со­бы­ти­ях в Крон­штад­те в мар­те – ию­не 1917 г. // Ис­то­ри­че­ский ар­хив. 2007. № 4; Кре­сть­я­ни­нов В. Я. Крон­штадт – го­род-му­зей. СПб., 2008.

Вернуться к началу