
ЛАВРЕ́НТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАВРЕ́НТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, памятник рус. летописания 14 в. Сохранилась в единственном пергаменном списке (хранится в РНБ), созданном в 1377 на основе «ветшаной» рукописи великокняжеского свода 1305 группой переписчиков для вел. кн. нижегородского Дмитрия Константиновича по благословению епископа Суздальского и Нижегородского Дионисия. Б. ч. текста (начиная с 9-й строки листа 40об. до листа 173об.) переписана монахом Лаврентием (отсюда назв.). Другому, неизвестному по имени писцу принадлежит начало текста (листы 1–40об.). Текст на листах 157–157об. и 167–167об. переписан третьим писцом. Изложение событий доведено в Л. л. до 6813 (1304 по ультрамартовской датировке). В шести местах обнаруживаются пропуски текста за годы: 1) 6406(898)–6430(922); 2) кон. 6596(1088) – нач. 6597(1089); 3) нач. 6705(1197); 4) 6711(1203)– 6713(1205); 5) 6771(1263)–6791(1283); 6) 6795(1283)–6802(1294). 1-й и 5-й пропуски являются следствием утраты листов в рукописи; 2-й, 3-й и 4-й, очевидно, принадлежат самому писцу или его непосредств. предшественнику; происхождение 6-го пропуска спорно: он может быть отражением дефекта в протографе или допущен в самой рукописи.
Рукопись начинается с «Повести временных лет» в редакции игумена Выдубицкого мон. Сильвестра и включает единственный известный список сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха (под 1096). Текст Л. л. за 12–13 вв. отражает владимирское великокняжеское летописание, подвергнутое в 1281 проростовской обработке. Преобладание в заключит. части Л. л. тверских известий и явно протверская трактовка событий кон. 13 – нач. 14 вв. свидетельствуют о том, что в основу конечной части Л. л. было положено летописание кн. тверского и вел. кн. владимирского Михаила Ярославича. Свод 1305 не мог выступать против монголо-татарского ига открыто, но ряд его рассказов (о монг.-тат. нашествии; о расправе, учинённой баскаком Ахматом в Курском княжестве в 1280-х гг., и некоторые др.) рисовал жестокость завоевателей. Через Троицкую, Софийскую первую, Новгородскую четвёртую летописи и Московский великокняжеский свод кон. 15 в. Л. л. оказала глубокое влияние на летописание 15–16 вв.
На листе 1 сохранилась запись нач. 17 в.: «Книга Рожесвенсково монастыря Володимерьскаго», что дало основание ряду исследователей предполагать принадлежность Л. л. владимирскому Рождественскому мон. В то же время обнаружены данные о нахождении рукописи в 17 в. в нижегородском Печерском мон., где она была непосредственно использована при составлении особого Печерского летописца. Учитывая, что Дионисий до своего поставления в епископы был архимандритом Печерского мон. и что в этом монастыре Л. л. хранилась вплоть до 17 в., можно говорить о вероятности составления Л. л. именно в Печерском мон. В 18 в. рукопись оказалась в собрании новгородского Софийского собора. В 1791 она попала к гр. А. И. Мусину-Пушкину, который преподнёс её в дар имп. Александру I (не позднее 1806), передавшему летопись в Имп. публичную б-ку. Первое полное издание Л. л. осуществлено в 1846 под ред. Я. И. Бередникова.