Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАМА́Й

Авторы: Ю. В. Селезнёв

МАМА́Й (Ма­мак) (? – 1380, Каф­фа, ныне г. Фео­до­сия), воен. и гос. дея­тель Зо­ло­той Ор­ды. Гур­ген (зять) ха­на Бер­ди­бе­ка (1357–59) (был же­нат на его до­че­ри Ха­нум), в го­ды его прав­ле­ния за­ни­мал долж­ность бек­лер­бе­ка. Ро­до­вым вла­де­ни­ем (улу­сом) М. яв­лял­ся Крым. По­сле ги­бе­ли Бер­ди­бе­ка М. от­ко­че­вал в свой ро­до­вой улус и, по-ви­ди­мо­му, со­хра­нял ло­яль­ность по от­но­ше­нию к зо­ло­то­ор­дын­ским ха­нам Куль­пе (но­яб. 1359 – апр. 1360), Нау­ру­су (апр. 1360 – вес­на 1361) и Хыз­ру (вес­на – ле­то 1361). По­сле ги­бе­ли Хы­з­ра Ма­май про­воз­гла­сил зо­ло­то­ор­дын­ским ха­ном ма­ло­лет­не­го Аб­дул­ла­ха (до 1370), фор­си­ро­вал Вол­гу и по­пы­тал­ся за­кре­пить­ся в сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды г. Са­рай. Од­на­ко ему это не уда­лось, и он был вы­ну­ж­ден пе­ре­пра­вить­ся на пра­вый бе­рег Вол­ги, где соз­дал т. н. Ма­мае­ву Ор­ду с цен­тром в Кры­му. Ле­том – осе­нью 1362 рас­про­стра­нил свою власть на ме­ж­ду­ре­чье До­на и Вол­ги, в 1367–74 кон­тро­ли­ро­вал Са­рай (с 1372 че­ка­нил мо­не­ты на Сев. Кав­ка­зе, к ле­ту 1380 – в Ас­т­ра­ха­ни).

В 1363 М. от име­ни ма­рио­не­точ­но­го ха­на Аб­дул­ла­ха вы­дал яр­лык на вел. кня­же­ние вла­ди­мир­ское мо­с­ков­ско­му кн. Дмит­рию Ива­но­ви­чу. В 1370 про­воз­гла­сил ха­ном Му­хам­мед-Бу­ла­ка (Ма­мат-Сал­та­на, Тю­ля­ка). Зи­мой – вес­ной 1371 пе­ре­дал яр­лык на вел. кня­же­ние вла­ди­мир­ское вел. кн. твер­ско­му Ми­хаи­лу Алек­сан­д­ро­ви­чу, чем вы­звал меж­до­усо­би­цу на Ру­си. В но­яб. 1371 на­ла­дил ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния с Егип­том. Ле­том 1373 вой­ска М. со­вер­ши­ли на­бег на Ря­зан­ское вел. кн-во, вел. кн. вла­ди­мир­ский Дмит­рий Ива­но­вич вы­дви­нул свою рать к Оке и «та­тар не пус­ти­ша». Уже в сле­дую­щем го­ду ме­ж­ду вел. кня­зем вла­ди­мир­ским Дмит­ри­ем Ива­но­ви­чем и М. воз­ник­ло «роз­ми­рие», в ре­зуль­тате че­го М. вто­рич­но пе­ре­дал яр­лык на вел. кня­же­ние вла­ди­мир­ское вел. кн. твер­ско­му Ми­хаи­лу Алек­сан­д­ро­ви­чу (ко­то­рый, од­на­ко, не смог реа­ли­зо­вать свои пра­ва на не­го). В хо­де на­чав­ше­го­ся во­ен. конф­лик­та меж­ду М. и Дмит­ри­ем Ива­но­ви­чем, под­дер­жан­ным его со­юз­ни­ка­ми, вой­ска М. ра­зо­ри­ли зем­ли Ни­же­город­ско­го кн-ва (ле­том 1375, в авг. 1377 и в ию­ле 1378), Но­во­силь­ско­го кн-ва (ле­том 1375), одер­жа­ли по­бе­ду в бит­ве на р. Пья­на 2.8.1377. 11.8.1378 си­лы М. во гла­ве с эми­ром Бе­ги­чем по­тер­пе­ли по­ра­же­ние от войск моск. кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча в бит­ве на р. Во­жа. В сент. 1378 вой­ска М. со­вер­ши­ли на­бег на Ря­зан­ское вел. кн-во. В 1379 хан Му­хам­мед-Бу­лак при ак­тив­ном уча­стии М. вы­дал яр­лык на ми­тро­по­лию Ми­тяю, моск. пре­тен­ден­ту на ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру. Ле­том 1380 М. воз­гла­вил боль­шой по­ход на рус. кня­же­ст­ва, за­вер­шив­ший­ся по­ра­же­ни­ем ор­дын­ских войск в Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380. Для но­во­го по­хо­да на Русь М. уда­лось в крат­чай­шие сро­ки со­брать но­вые вой­ска. Од­на­ко вско­ре он по­тер­пел не­уда­чу в столк­но­ве­нии на р. Кал­ка с пре­тен­ден­том на хан­ский пре­стол Тох­та­мы­шем (эми­ры от­ка­за­лись всту­пить в бой с пред­ста­ви­те­лем ди­на­стии Чин­ги­си­дов) и бе­жал в Каф­фу, где по­гиб.

Лит.: Его­ров В. Л. Зо­ло­тая Ор­да пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой // Ку­ли­ков­ская бит­ва. М., 1980; Се­лез­нев Ю. В. Стра­те­гия и так­ти­ка Ма­мая: к во­про­су о чис­лен­но­сти ор­дын­ских войск и мар­шру­та сле­до­ва­ния к Ку­ли­ко­ву по­лю // Ку­ли­ко­во по­ле: во­про­сы ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия. Ту­ла, 2000; он же. Тем­ник Ма­май – про­тив­ник ве­ли­ко­го кня­зя мо­с­ков­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го // Дмит­рий Дон­ской и эпо­ха воз­ро­ж­де­ния Ру­си. Со­бы­тия, па­мят­ни­ки, тра­ди­ции. Ту­ла, 2001; он же. Эли­та Зо­ло­той Ор­ды. Ка­зань, 2009; Мир­га­ле­ев И. М. К во­про­су о по­ли­ти­че­ской об­ста­нов­ке в Зо­ло­той Ор­де во вре­ме­на эми­ра Ма­мая // Ма­те­риа­лы Ли­ха­чев­ских чте­ний. 5–7 ап­ре­ля 2006 г. Ка­зань, 2006; Тре­па­влов В. В. Зо­ло­тая Ор­да в XIV сто­ле­тии. М., 2010; Ма­май: опыт ис­то­ри­че­ской ан­то­ло­гии. Ка­зань, 2010.

Вернуться к началу