Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУ́НИН

Авторы: В. М. Бокова
М. С. Лунин. Акварель работы Н. А. Бестужева. 1836. Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва).

ЛУ́НИН Ми­ха­ил Сер­гее­вич [29.12.1787 (9.1.1788), С.-Пе­тер­бург – 3(15).12.1845, Ака­туй­ская ка­торж­ная тюрь­ма, Нер­чин­ский окр. Ир­кут­ской губ., ны­не с. Но­вый Ака­туй Алек­сан­д­ро-За­во­дско­го р-на За­бай­каль­ско­го края], уча­ст­ник дви­же­ния де­каб­ри­стов, пуб­ли­цист, под­пол­ков­ник л.-гв. (1824). Внук М. К. Лунина, пра­внук И. И. Неплюева. Двоюродный брат Н. М. Муравьёва. Дво­ря­нин. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. В дет­ст­ве на­хо­дился под влия­ни­ем вос­пи­та­те­ля аб­ба­та Во­ви­лье. Слу­жил в л.-гв. Егер­ском ба­тальо­не (1803–05), л.-гв. Ка­ва­лер­гард­ском пол­ку (1805–15; в 1808–12 вхо­дил в пол­ко­вой кру­жок, от­ли­чав­ший­ся кри­тич. на­прав­ле­ни­ем мыс­ли). Участ­ник рус.-ав­стро-франц. вой­ны 1805 и рус.-прус.-франц. вой­ны 1806–07 (от­ли­чил­ся в Аус­тер­лиц­ком сра­же­нии 1805, Гельс­берг­ском и Фрид­ланд­ском сра­же­ни­ях 1807), Отеч. вой­ны 1812 (за от­ли­чи­е в Бо­ро­дин­ском сра­же­нии на­граж­дён зо­ло­той шпа­гой с над­пи­сью «За храб­рость»), за­гра­нич­ных по­хо­дов рос. ар­мии 1813–14. В 1816–1817 жил в Па­ри­же, ин­те­ре­со­вал­ся дея­тель­но­стью кар­бо­на­ри­ев, уто­пич. со­циа­лиз­мом (поз­на­ко­мил­ся с К. А. де Рув­руа Сен-Си­мо­ном), об­щал­ся с Ж. М. де Мест­ром. Вновь на во­ен. служ­бе: в л.-гв. Улан­ском пол­ку (1822–24), л.-гв. Грод­нен­ском гу­сар­ском пол­ку (1824–26; был адъ­ю­тан­том вел. кн. Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча, поль­зо­вал­ся его по­кро­ви­тель­ст­вом).

Чл. тай­ных де­ка­брист­ских об­ществ – Сою­за спа­се­ния (1816–18), Сою­за бла­го­ден­ст­вия (1818–21; чл. Ко­рен­но­го со­ве­та Сою­за), Сев. об-ва (1821–22). Вы­сту­пал за кон­сти­туц. прав­ле­ние с ог­ра­ни­чен­ной ис­пол­нит. вла­стью «при мо­нар­хе или пре­зи­ден­те». Сто­рон­ник от­ме­ны кре­пост­но­го пра­ва (уна­сле­до­вав в 1817 пос­ле смер­ти от­ца зна­чит. со­стоя­ние, Л. улуч­шил по­ло­же­ние сво­их дво­ро­вых, а так­же кре­пост­ных кре­стьян, пла­ни­ро­вал по за­ве­ща­нию дать им лич­ную сво­бо­ду, но без зем­ли). Ав­тор про­ек­та убий­ст­ва имп. Алек­санд­ра I «пар­ти­ей» в мас­ках («об­ре­чён­ным от­ря­дом») (в даль­ней­шем гл. пункт в об­ви­не­нии и при­го­во­ре Л.). В Вар­ша­ве сбли­зил­ся с чле­на­ми Па­трио­ти­чес­ко­го об­щест­ва. 9(21).4.1826 аре­сто­ван по де­лу де­ка­бри­стов, до­став­лен в С.-Пе­тер­бург и за­клю­чён в Пе­тро­пав­лов­скую кре­пость. На след­ст­вии от­ка­зал­ся вы­да­вать участ­ни­ков тай­ных об­ществ. Вер­хов­ным уго­лов­ным су­дом при­го­во­рён к веч­ной ка­тор­ге (за­ме­не­на имп. Ни­ко­ла­ем I на 20-лет­нюю, вско­ре на 15-лет­нюю, а в 1832 – на 10-лет­нюю). Со­дер­жал­ся в за­клю­че­нии в Свеа­борг­ской и Вы­борг­ской кре­по­стях (1826–28), от­бы­вал на­ка­за­ние в Си­би­ри – в Чи­тин­ском се­ле­нии (ны­не г. Чи­та; 1828–30), пос. Пет­ров­ский За­вод Верх­не­удин­ского окр. Ир­кут­ской губ. (ны­не г. Пет­ровск-За­бай­каль­ский; 1830–36), за­тем – на по­се­ле­нии в с. Урик Ир­кут­ско­го окр. Ир­кут­ской губ. (ны­не Ир­кут­ско­го р-на Ир­кут­ской обл.). В 1841 за соч. «Взгляд на рус­ское тай­ное об­щест­во с 1816 до 1826 го­да» (1838) вновь аре­сто­ван и по­ме­щён в Ака­туй­скую ка­торж­ную тюрь­му. Скон­чал­ся при не­вы­яс­нен­ных об­стоя­тель­ст­вах, по­ро­див­ших слу­хи о его на­сильств. ги­бе­ли.

В го­ды ссыл­ки Л. ак­тив­но за­ни­мал­ся пуб­ли­ци­стич. дея­тель­но­стью. Кри­ти­че­ски оце­ни­вал внутр. по­ли­ти­ку имп. Ни­ко­лая I, про­ти­во­по­став­лял её ре­фор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти имп. Алек­санд­ра I («Об­щест­вен­ное дви­же­ние в Рос­сии в ны­неш­нее царст­во­ва­ние», 1840). Счи­тал не­нуж­ным Поль­ское вос­ста­ние 1830–31, по­сколь­ку на­ли­чие в Цар­ст­ве Поль­ском пред­ста­вит. прав­ле­ния, с точ­ки зре­ния Л., от­кры­ва­ло по­ля­кам до­ро­гу к пар­ла­мент­ско­му спо­со­бу ре­ше­ния с рос. пра­ви­тель­ст­вом спор­ных воп­ро­сов («Взгляд на поль­ские де­ла», 1840). Ис­по­ве­до­вал ка­то­ли­цизм. Счи­тал его во­пло­ще­ни­ем ре­лиг. и гражд. сво­бо­ды, на­ча­лом един­ст­ва и ра­вен­ст­ва лю­дей, оди­на­ко­во под­хо­дя­щим и «вы­со­ким», и «зау­ряд­ным» умам, в то вре­мя как про­те­стан­тизм – «ре­ли­ги­ей ог­ра­ни­чен­ных умов», а пра­во­сла­вие – «ору­ди­ем по­ли­ти­чес­кой вла­сти». По мне­нию Л., лю­бой по­ли­тич. пе­ре­ме­не дол­жна пред­шест­во­вать «ду­хов­ная ре­во­лю­ция», воз­мож­ная толь­ко в ло­не ка­то­ли­циз­ма, яв­ляю­ще­го­ся в по­ли­тич. от­но­ше­нии «ис­точ­ни­ком кон­сти­ту­ци­он­ных прин­ци­пов». Пе­ре­во­дил со­чи­не­ния Ав­гу­сти­на на рус. язык. Ав­тор ря­да очер­ков по ис­то­рии дви­же­ния де­каб­ри­стов: «Раз­бор До­не­се­ния тай­ной след­ст­вен­ной ко­мис­сии...» (1838–39; совм. с Н. М. Му­ра­вьё­вым) и др. В Си­би­ри со­чи­не­ния Л. рас­про­стра­ня­лись в спис­ках, впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны А. И. Гер­це­ном в альм. «По­ляр­ная звез­да» (1859, 1861), в Рос­сии – в 1905.

В ссыл­ке бла­го­да­ря сво­ей се­стре Л. соб­рал уни­каль­ную биб­лио­те­ку, ко­то­рая со­дер­жа­ла ок. 400 книг, в част­но­сти «Acta Sanctorum» – кор­пус жи­тий свя­тых, из­да­вав­ший­ся бол­лан­ди­ста­ми (1643–1793), 2-е изд. «Цер­ков­ной ис­то­рии» аб­ба­та Фле­ри в 84 то­мах (1768–98), «Об ис­ти­не хри­сти­ан­ской ре­ли­гии» Гро­ция (1726), со­чи­не­ния греч. и рим. ис­то­ри­ков и мы­сли­те­лей (Ге­ро­до­та, Та­ци­та, Пли­ния Стар­ше­го и др.), Свод за­ко­нов Рос. им­пе­рии и пр. (ны­не часть книг хра­нит­ся в от­де­ле ред­ких книг на­уч. б-ки Ир­кут­ско­го гос. ун-та). 

Име­нем Л. на­зва­на ули­ца в Вы­бор­ге (с 1988).

Ис­точн.: Де­ло М. С. Лу­ни­на // Вос­ста­ние декаб­ри­стов. Ма­те­риа­лы. М., 1927. Т. 3. С. 111–130.

Соч.: Пись­ма из Си­би­ри. М., 1987; Со­чи­не­ния, пись­ма, до­ку­мен­ты. Ир­кутск, 1988.

Лит.: Гес­сен СЯ., Ко­ган М. С. Де­каб­рист Лу­нин и его вре­мя. Л., 1926; Эй­дель­ман Н. Я. Лу­нин. М., 1970; Пер­це­ва Т. А. К во­про­су о рас­про­стра­не­нии ру­ко­пи­сей М. С. Лу­ни­на // Па­мя­ти де­каб­ри­стов (К 150-ле­тию со дня вос­ста­ния). Ир­кутск, 1975; она же. Си­бир­ский кру­жок рас­про­стра­ни­те­лей со­чи­не­ний М. С. Лу­ни­на // Си­бирь и де­каб­ри­сты. Ир­кутск, 1978. Вып. 1; она же. Поль­ский во­прос в пуб­ли­ци­сти­ке М. С. Лу­ни­на // Там же. Ир­кутск, 1981. Вып. 2; она же. О вре­ме­ни и при­чи­нах пе­ре­хо­да М. С. Лу­ни­на в ка­то­ли­че­ст­во // Там же. Ир­кутск, 1988. Вып. 5; Окунь С. Б. Де­каб­рист М. С. Лу­нин. 2-е изд. Л., 1985; Цу­п­рик Р. И. Си­бир­ская биб­лио­те­ка М. С. Лу­ни­на // Книж­ное де­ло Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка в XIX–XX вв. Но­во­сиб., 1986; Дья­ков В. А. Смерть де­каб­ри­ста Лу­ни­на // Во­про­сы ис­то­рии. 1988. № 2; Са­фо­нов М. М. Не­из­вест­ный Лу­нин. По­та­ен­ные пла­ны де­каб­ри­стов в Си­би­ри. Ир­кутск, 1993; Мат­ха­но­ва Н. П. «По­гу­би­тель Лу­ни­на» // Гу­ма­ни­тар­ные нау­ки в Си­би­ри. Сер. Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 1997. № 2; Цим­бае­ва Е. Н. Рус­ский ка­то­ли­цизм. За­бы­тое про­шлое рус­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма. М., 1999; Пар­са­мов В. С. Де­каб­рист М. С. Лу­нин и ка­то­ли­цизм // Диа­лог со вре­ме­нем: Аль­манах ин­тел­лек­ту­аль­ной ис­то­рии. М., 2001. Вып. 5.

Вернуться к началу