Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МАРИИ́НСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА

МАРИИ́НСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА, круп­ней­ший во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. в Рос­сии и Ев­ро­пе ис­кусств. вод­ный путь. На­зва­на в честь имп. Ма­рии Фё­до­ров­ны, суп­ру­ги имп. Пав­ла I. Со­еди­ни­ла ре­ки (с про­ти­во­по­лож­ным на­прав­ле­ни­ем те­че­ния) бас­сей­нов Кас­пий­ско­го и Бал­тий­ско­го мо­рей – Вол­гу с Не­вой, а че­рез неё с Бал­тий­ским м. Ко­неч­ные пунк­ты – Ры­бинск и С.-Пе­тер­бург.

Мариинская водная система. Подъёмный мост на реке Вытегра. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1909.

Идея строи­тель­ст­ва М. в. с. при­над­ле­жа­ла Пет­ру I. В 18 в. ве­лись изы­ска­ния и со­став­ля­лись про­ек­ты строи­тель­ст­ва. В 1799–1810 гл. обр. под рук. Ф. П. Де­вол­ла­на по­стро­ен пер­вый – Ма­ри­ин­ский – ка­нал (пер­вое суд­но по не­му про­шло в 1808), со­еди­нив­ший ре­ки Ков­жа и Вы­тег­ра и за­ме­нив­ший во­лок ме­ж­ду ни­ми. Сквоз­ное дви­же­ние по М. в. с. от­кры­то в 1810. М. в. с. пер­во­на­чаль­но про­хо­ди­ла по р. Шекс­на, Бе­ло­озе­ру, р. Ков­жа, Ма­ри­ин­ско­му ка­на­лу, р. Вы­те­гра, Онеж­ско­му оз., р. Свирь, Ла­дож­ско­му оз. и р. Не­ва. Позд­нее для про­хо­да су­дов в об­ход Онеж­ско­го оз. и Бе­ло­го оз., где час­ты штор­мы, вдоль их юж­ных бе­ре­гов про­ры­ты Онеж­ский об­вод­ной ка­нал [в 1818–20 вы­пол­не­на пер­вая оче­редь от р. Вы­те­гра до уро­чи­ща Чёр­ный Пе­сок, в 1845–52 – 2-я оче­редь, до р. Свирь (Воз­не­сен­ская при­стань)] и Бе­ло­зер­ский ка­нал (1843–46). Но­во­ма­ри­ин­ский ка­нал (со­ору­жён в 1882–86 па­рал­лель­но Ма­ри­ин­ско­му) сде­лал М. в. с. ме­нее про­тя­жён­ной и бо­лее удоб­ной в об­слу­жи­ва­нии. Со строи­тель­ст­вом Но­во­ла­дож­ских ка­на­лов (1861–1883) ме­ж­ду ре­ка­ми Свирь и Сясь, Сясь и Вол­хов, Вол­хов и Не­ва М. в. с. при­ня­ла свой окон­чат. вид. Дви­же­ние по ней, в т. ч. па­ро­ход­ное, бы­ло дву­сторон­ним. Про­тя­жён­ность св. 1124 км, в т. ч. шлю­зо­ван­ной час­ти 180,8 км (по др. дан­ным: ок. 1146 км; об­ход­ных ка­на­лов – ок. 303 км, шлю­зо­ван­ных – ок. 91 км). Про­пу­ск­ная спо­соб­ность: св. 491 тыс. т гру­зов, 110 дней пу­ти от Ры­бин­ска до С.-Пе­тер­бур­га в 1810-х гг.; св. 1,1 млн. т, 45 дней в 1886; ок. 2 млн. т, 31 день – в 1890. По М. в. с. осу­ще­ст­в­ля­лось при­мер­но 3/4 всех вод­ных пе­ре­во­зок в Ев­роп. час­ти Рос­сии (об­щий объ­ём гру­зов, пе­ре­во­зи­мых по М. в. с., в кон. 19 в. дос­ти­гал ок. 3,3 млн.– св. 4 млн. т). Су­ще­ст­во­ва­ла на­ря­ду с Выш­не­во­лоц­кой вод­ной сис­те­мой (на­ви­га­ция от­кры­та в 1709) и Тих­вин­ской вод­ной сис­те­мой (1811), с 1860-х гг. при­ня­ла на се­бя зна­чит. часть гру­зов, ко­то­рые шли по ним. Со строи­тель­ст­вом се­ти же­лез­ных до­рог в Ев­роп. Рос­сии её зна­че­ние сни­жа­лось. С 1964, по­сле ре­кон­ст­рук­ции, Вол­го-Бал­тий­ский вод­ный путь им. В. И. Ле­ни­на.

Лит.: Про­кофь­ев М. Ис­то­рия рус­ских ка­на­лов и Ма­ри­ин­ской сис­те­мы по Шту­кен­бер­гу. СПб., 1872; Звя­гин­цев А. И. Крат­кое опи­са­ние Ма­ри­ин­ско­го вод­но­го пу­ти. СПб., 1882; Гер­шель­ман Э. Ф. Ис­то­ри­че­ский очерк внут­рен­них во­дя­ных со­об­ще­ний. СПб., 1892; Троя­нов­ский Б. Ю. Ма­ри­ин­ская сис­те­ма в циф­рах по­сле ее пе­ре­уст­рой­ст­ва. СПб., 1898; Пет­ра­шень И. В. Ма­ри­ин­ская сис­те­ма. 1810–1910. СПб., 1910; Гинз­бург Н. С. Ре­кон­ст­рук­ция Вол­го-Бал­тий­ско­го вод­но­го пу­ти // Из­вес­тия Все­со­юз­но­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва. 1962. Вып. 3; Мал­ков В. М. По Вол­го-Бал­ту. Во­ло­гда, 1966.

Вернуться к началу