ГЕРА́ЛЬДИКА
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРА́ЛЬДИКА (франц. héraldique, англ. heraldry, нем. Heraldik, от ср.-век. лат. heraldus – герольд), 1) система социальной идентификации в европ. обществе 12–18 вв. посредством визуальных признаков; 2) комплекс гербов, эмблем и др. знаков гос. суверенитета, адм.-терр., ведомственной и организац. принадлежности; 3) совокупность правил составления и прочтения гербов (блазонирование), т. н. формальная Г.; 4) вспомогательная историч. дисциплина (гербоведение), объектом изучения которой является феномен геральдики.
Г. первоначально существовала в виде изображений на знамёнах. С 1-й трети 12 в. герб стал регулярно применяться как средство идентификации участников рыцарских турниров. В связи с высоким статусом сословия воинов Г. как его атрибут была воспринята всеми слоями ср.-век. общества и в 12–13 вв. утвердилась как полноценная эмблематич. система. Вслед за сеньорами гербами стали обзаводиться непривилегированные слои общества, в т. ч. крестьяне отд. регионов, на рубеже 12–13 вв. католич. церковь, а с нач. 14 в. ремесленные корпорации, города, гор. и религ. сообщества. Распространению Г. способствовала также практика употребления печати, благодаря чему герб стал идентификатором контрактантов и средством аутентификации письм. актов. От 12–15 вв. сохранилось ок. 1 млн. гербов, из которых 3/4 известны по печатям. В 13 в. сложился институт герольдов, в сер. 13 в. возникли первые гербовники. К кон. 14 в. полностью сформировался изобразит. корпус Г. (композиция, набор используемых изображений и терминов). Районами «классической геральдики» считаются Сев. Франция, Фландрия, Юж. Англия, прирейнская Германия. В нач. 14 в. Г. распространилась по всей христианской Зап. Европе и воздействовала на соседние регионы. В 14–15 вв. на основе сеньориальной стала складываться гос. Г. (см. в ст. Государственный герб).
В 15–16 вв. наряду с гербом использовался изобразит. девиз – бедж (наиболее известные – белая роза Йорков, алая роза Ланкастеров, огниво Бургундии, дикобраз короля Франции Людовика XII), иногда употреблявшийся чаще герба. В этот же период получила развитие возникшая ещё в сер. 12 в. «воображаемая геральдика» – совокупность гербов, приписываемых легендарным персонажам и историч. лицам «догеральдических» времён. Для обозначения отд. ветвей знатных родов в 12–14 вв. использовались особые видоизменения герба (бризуры); в 16–17 вв. с этой целью применялись знаки каденции – элементы, добавляемые в герб (титло, полумесяц, звезда, мерлетта и др.), шлемовые эмблемы, а также многопольные гербовые щиты (соединения нескольких гербов).
В эпоху Возрождения произошёл отход от ср.-век. принципов восприятия Г. В гербы начали вкладывать смысл, не связанный напрямую с визуальным рядом, гербы стали нуждаться в расшифровке. Многие из существовавших в Средневековье эмблем в период Возрождения были наделены новым значением. В 16–17 вв. эта тенденция усилилась; Г. стала использоваться для визуализации идеологич. программ (эмблематика англ. королевы Елизаветы I, франц. короля Франциска I).
Ср.-век. Г. не регламентировалась в правовом отношении, тем не менее в обществ. сознании к 16 в. сформировалась устойчивая связь герба с привилегированным статусом. Начиная с 16 в. аноблирование сопровождалось массовым герботворчеством. В 16–17 вв. беднеющие представители старой знати и верховная власть искали способы визуального дистанцирования от новых дворян и разбогатевших буржуа, предпринимая попытки законодат. регулирования Г. В 1535 Франциск I признал право носить гербы со шлемами только за «благородными». С 17 в. гос. герольды стали вводить сословную регламентацию не только внешних элементов герба (корон, золотых шлемов и т. д.), но и изображений в щите.
В 17–18 вв. окончательно закрепилось представление о Г., согласно которому право на гербы принадлежало только привилегиров. сословию. Г. как социальная система визуальной идентификации угасала и к кон. 18 в. практически изжила себя; в связи с отменой сословий и сословных привилегий постепенно превратилась в реликт. Г. сохранила значение как система нац.-гос. и адм.-терр. идентификации (гос. гербы, гербы городов и др.).
В России Г. появилась значительно позже, чем в Зап. Европе. Формирование единого рус. гос-ва и его включение в систему междунар. отношений с кон. 15 в. потребовали визуализации царской власти на европ. уровне. Первые эмблемы, при составлении которых учитывались правила Г., появились в России в 17 в. В кон. 17 в. на рус. Г. большое влияние оказывала польская. Существовавшая в России Г. в нач. 18 в. была реформирована и практически полностью заменена Г. в той нобилитетной форме, которую она приобрела в Европе в кон. 17 – нач. 18 вв. Поэтому в России личная и родовая Г. являлась прерогативой и атрибутом исключительно дворянства и знати. В 1722 было создано спец. учреждение, ведавшее гербами, – Герольдмейстерская контора (с 1800 Герольдия). С 1785 каждому рос. городу предписывалось иметь свой герб. Кодификация отеч. Г. была произведена в «Титулярнике» 1672, «Гербовнике» А. Т. Князева (1785) и др. В 1797–1917 значит. часть родовых и личных гербов была кодифицирована в офиц. «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» (20 частей, опубликованы 10). Рос. родовая и личная Г. после Окт. революции 1917 утратила своё прежнее значение.
В Зап. Европе первые геральдич. трактаты появились в 14–15 вв. С сер. 16 в. распространение получили сочинения, в которых излагались основы Г. Возникновение и первые шаги науч. гербоведения связаны с деятельностью учёных-эрудитов 17 в. Они попытались осмыслить и систематизировать накопленный фактич. материал, сделали нормой гербоведения опору на источник. Наиболее значит. вклад в формирование науч. гербоведения внесли нем. учёный Ф. Я. Шпенер и франц. иезуит К. Ф. Менетрье, который наметил подходы к Г. как к историч. феномену и расширил круг источников гербоведения. В 18 в. гербоведение активно развивалось в Великобритании (А. Низбет, Дж. Эдмундсон) и Испании (Х. де Авилес), во Франции переживало стагнацию. В Германии возникла собств. школа науч. гербоведения, ярким представителем которой являлся И. Х. Гаттерер; в программы герм. университетов был введён курс Г. Эти тенденции в развитии зарубежных геральдич. исследований сохранялись и в 19 в.
В России гербоведение зародилось в 18 в., в сер. 19 в. оно получило признание как вспомогат. историч. дисциплина. Развитие рос. Г. связано с именами Г. Мальгина, А. Б. Лакиера, Ю. В. Арсеньева, создавших отеч. геральдич. терминологию. Как науч. школа рос. Г. сформировалась к нач. 20 в., появились проф. историки-гербоведы (В. К. Лукомский и др.), началось преподавание Г. в высших учебных заведениях Москвы и С.-Петербурга. После 1917 в СССР Г. изучалась в комплексе вспомогат. историч. дисциплин (работы Н. П. Лихачёва, А. В. Арциховского, Е. И. Каменцевой).
Важный вклад в развитие гербоведения за рубежом в 1-й пол. 20 в. внесли А. Ч. Фокс-Дэвис, Л. Були де Ледэн, Д. Галбрет, П. Адам-Эвен, Р. Матьё. С 1929 стали проводиться междунар. конгрессы и коллоквиумы по генеалогии и Г. (с 1953 регулярно под эгидой Междунар. академии Г.). Во 2-й пол. 20 в. влияние на развитие гербоведения оказали новые направления историч. науки, в частности историч. антропология. С 1970-х гг. среди гербоведов стали превалировать проф. историки. Ведущие представители совр. зарубежной Г.: М. Пастуро, М. Попофф, Э. Пиното (Франция), Дж. Баскапе, М. Дель Пьяццо (Италия), М. де Рикер, Ф. Менендес Пидаль, Э. Пардо (Испания), А. Р. Уагнер, Дж. Дж. Бролт (Великобритания), О. Нойбеккер (Германия).
С нач. 1980-х гг. некоторое оживление переживает отеч. школа гербоведения; опубликованы исследования Н. А. Соболевой и др. В 1992 создана Гос. геральдич. служба, осуществляющая контроль и регистрацию гос., территориальной и значит. части ведомственной Г. В 1999 учреждены Геральдич. совет при Президенте РФ и пост гос. герольдмейстера. Возник ряд центров геральдич. и генеалогич. исследований, в т. ч. на базе институтов РАН.