Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛИ́ЦЫН

Авторы: В. А. Фёдоров

ГОЛИ́ЦЫН Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [8(19).12.1773, Мо­ск­ва – 22.11(4.12).1844, име­ние Гас­пра в Ял­тин­ском у. Тав­ри­че­ской губ.], князь, рос. гос. дея­тель, д. тайн. сов. 1-го клас­са (1841), поч. чл. Пе­терб. АН (1826). Из ро­да Го­ли­цы­ных. С 1783 вос­пи­ты­вал­ся в Па­же­ском кор­пу­се (С.-Пе­тер­бург), где сдру­жил­ся с вел. князь­я­ми Кон­стан­ти­ном Пав­ло­ви­чем и Алек­сан­дром Пав­ло­ви­чем (бу­ду­щим имп. Алек­сан­дром I), за­чис­лен в па­жи Алек­сан­д­ра. С 1794 по­ру­чик л.-гв. Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка, с 1797 дей­ст­вит. ка­мер­гер. С 1799 в от­став­ке, вы­слан имп. Пав­лом I в Мо­ск­ву.

Вновь при­нят на служ­бу при имп. Алек­сан­д­ре I. Обер-про­ку­рор 1-го деп-та Се­на­та (1802). Статс-сек­ре­тарь Е. И. В. (1803). Обер-про­ку­рор Си­но­да (1803–1817). Алек­сандр I пре­дос­та­вил ему пра­во не­по­сред­ст­вен­но­го док­ла­да (в то вре­мя как чле­ны Си­но­да бы­ли ли­ше­ны это­го пра­ва). В 1804 Г. ввёл но­вый по­ря­док про­хо­ж­де­ния дел че­рез Си­нод, по­ста­вив за­да­чу со­сре­до­то­чить в сво­ей кан­це­ля­рии прак­ти­че­ски все де­ла цер­ков­но­го управ­ле­ния. В 1805 ус­та­нов­лен но­вый по­ря­док на­зна­че­ния чле­нов Си­но­да: ар­хие­реи по­оче­рёд­но вы­зы­ва­лись в С.-Пе­тер­бург и при­сут­ст­во­ва­ли в Си­но­де до осо­бо­го рас­по­ря­же­ния об их воз­вра­ще­нии. Са­мо зва­ние чле­на Си­но­да со­хра­ня­лось толь­ко за пер­во­при­сут­ст­вую­щи­ми и те­ми, ко­му это зва­ние по­жа­ло­вал им­пе­ра­тор. В 1807 епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ям бы­ло пред­пи­са­но до­но­сить в кан­це­ля­рию обер-про­ку­ро­ра обо всех важ­ных де­лах в епар­хи­ях. Ар­хие­реи долж­ны бы­ли лич­но от­чи­ты­вать­ся пе­ред Г. о со­стоя­нии дел в епар­хи­ях, сек­ре­та­ри ду­хов­ных кон­си­сто­рий – по­сы­лать до­не­се­ния в Си­нод. Г. стал пер­вым обер-про­ку­ро­ром, по­лу­чив­шим ре­шаю­щий го­лос в Си­но­де. Не­од­но­крат­но вы­ра­жал со­жа­ле­ние, что выс­шие адм. долж­но­сти в Церк­ви за­ни­ма­ют мо­на­ше­ст­вую­щие, а не пред­ста­ви­те­ли бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва. В 1807–10 чл. К-та по ре­фор­ми­ро­ва­нию управ­ле­ния ка­то­лич. цер­ко­вью в Рос­сии. С 1808 воз­глав­лял Ко­мис­сию ду­хов­ных учи­лищ, ру­ко­во­дил их ре­фор­ми­ро­ва­ни­ем. В 1808 Г. со­про­во­ж­дал Алек­сан­д­ра I во вре­мя встре­чи с имп. На­по­ле­о­ном I в Эр­фур­те. В 1810–19 управ­лял при­двор­ной ча­стью. Член Гос. со­ве­та (1810–16). В 1810 воз­гла­вил вы­де­лен­ное из со­ста­ва Мин-ва юс­ти­ции Гл. управ­ле­ние ду­хов­ных дел иностр. ис­по­ве­да­ний. Пред­став­лял ин­те­ре­сы не­пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва, уча­ст­во­вал в раз­ре­ше­нии меж­кон­фес­сио­наль­ных про­ти­во­ре­чий, под­го­тов­ке за­ко­но­про­ек­тов по управ­ле­нию ино­слав­ны­ми церк­ва­ми. Се­на­тор (1812–42).

А. Н. Голицын. Художник К. П. Брюллов. 1840.

Ув­ле­кал­ся мис­ти­циз­мом. Вы­сту­пал за сбли­же­ние хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, вы­ска­зы­вал идеи «уни­вер­саль­но­го хри­сти­ан­ст­ва». Ав­тор «Мне­ния о раз­но­сти ме­ж­ду Вос­точ­ной и За­пад­ной цер­ко­вью, с ис­то­ри­ей раз­де­ле­ния их» (опубл. в 1870). На­хо­дил­ся в до­ве­ри­тель­ных от­но­ше­ни­ях с сар­дин­ским по­слан­ни­ком в Рос­сии Ж. де Ме­ст­ром. В мар­те 1812 Г. под­дер­жал хо­да­тай­ст­во англ. пас­то­ра Дж. Пе­тер­со­на об от­кры­тии в Рос­сии Биб­лей­ско­го об-ва (позд­нее Рос. биб­лей­ское об-во; см. Биб­лей­ские об­ще­ст­ва), раз­ра­бо­тал его ус­тав [6(18).12.1812 ут­вер­ждён имп. Алек­сан­дром I], из­бран пре­зи­ден­том об-ва (1813). Спо­соб­ст­во­вал из­да­нию и рас­про­стра­не­нию книг мис­тич. со­дер­жа­ния, по­кро­ви­тель­ст­во­вал ж. «Си­он­ский вест­ник» и разл. мис­тич. об­ще­ст­вам. В то же вре­мя в 1815 по пред­став­ле­нию Г. ор­ден ие­зуи­тов был вы­слан из С.-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы, его учеб­ные за­ве­де­ния бы­ли за­кры­ты. Бу­ду­чи пред­се­да­те­лем имп. Че­ло­ве­ко­лю­би­во­го об-ва (с 1816), Г. со­дей­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции при нём ме­ди­ко-фи­лан­тро­пич. от­де­ле­ния, уча­ст­во­вал в соз­да­нии По­пе­чи­тель­но­го о тюрь­мах об-ва, Об-ва по­пе­че­ния о бед­ных, при­юта для не­из­ле­чи­мо боль­ных.

В 1816 вре­мен­но ис­пол­нял обя­зан­но­сти мин. нар. про­све­ще­ния. Воз­глав­лял соз­дан­ное «дву­еди­ное» Мин-во ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния (1817–24), при­зван­ное сре­ди про­че­го ру­ко­во­дить де­ла­ми ре­лиг. и свет­ско­го про­све­ще­ния («да­бы ис­тин­ное бла­го­чес­тие бы­ло все­гда ос­но­ва­ни­ем ис­тин­но­го про­све­ще­ния»). К но­во­му ми­ни­стер­ст­ву пе­ре­шли функ­ции Си­но­да, Мин-ва нар. про­све­ще­ния, а так­же Гл. управ­ле­ния ду­хов­ных дел иностр. ис­по­ве­да­ний. В под­чи­не­нии Г. ока­за­лась ду­хов­ная и свет­ская цен­зу­ра. Ли­бе­раль­ный цен­зур­ный ус­тав 1804 ос­та­вал­ся в си­ле, но не­глас­ным рас­по­ря­же­ни­ем Г. бы­ли при­ня­ты ме­ры к не­до­пу­ще­нию в пе­ча­ти идей, «про­тив­ных при­ня­тым ны­не твёр­дым пра­ви­лам», к пре­се­че­нию «воль­но­дум­ст­ва, без­бо­жия, свое­воль­ст­ва, меч­та­тель­но­го фи­ло­соф­ст­во­ва­ния». По­пыт­ка Г. в 1819 вве­сти в Моск. ун-те бо­го­слов­ский ф-т на­толк­ну­лась на со­про­тив­ле­ние Си­но­да и по­тер­пе­ла не­уда­чу. В 1817–24 Г. воз­глав­лял так­же К-т опе­кун­ст­ва из­ра­иль­ских хри­сти­ан, за­ни­мав­ший­ся де­ла­ми кре­щё­ных ев­ре­ев. В 1817–21 од­но­вре­мен­но и. о. по­пе­чи­те­ля Ви­лен­ско­го учеб­но­го ок­ру­га, со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию польск. куль­ту­ры и рас­про­стра­не­нию Биб­лии на польск. язы­ке, соз­да­нию школ с обу­че­ни­ем польск. гра­мо­те. В авг. – но­яб. 1819 Г. вре­мен­но управ­лял МВД, в 1819–42 уп­рав­ляю­щий Поч­то­вым деп-том МВД. Во­пре­ки по­зи­ции Алек­сан­д­ра I, свя­зан­но­го до­го­во­ра­ми Свя­щен­но­го сою­за, при­зы­вал под­дер­жать еди­но­вер­ных гре­ков, на­чав­ших ре­во­лю­цию в 1821.

Дея­тель­но­сти Г. про­ти­во­стоя­ла цер­ков­ная и гос. оп­по­зи­ция, воз­глав­ляе­мая митр. С.-Пе­тер­бург­ским Се­ра­фи­мом (Гла­го­лев­ским), ар­хим. Фо­ти­ем (Спас­ским), гр. А. А. Арак­чее­вым, А. С. Шиш­ко­вым, М. Л. Маг­ниц­ким, Ф. П. Ува­ро­вым. Ие­рар­хи бы­ли не­до­воль­ны под­чи­не­ни­ем Си­но­да «дву­еди­но­му» ми­ни­стер­ст­ву. Г. об­ви­нял­ся в край­нем ли­бе­ра­лиз­ме, по­твор­ст­ве рас­про­стра­не­нию ате­из­ма и воль­но­дум­ст­ва, на­са­ж­де­нии об­ску­ран­тиз­ма и раз­гро­ме уни­вер­си­те­тов, в «не­ра­де­нии ко бла­гу гос­под­ствую­щей Церк­ви», в том, что он со­дей­ст­во­вал пуб­ли­ка­ции не­со­вмес­ти­мых с пра­во­сла­ви­ем мис­тич. бро­шюр. Наи­бо­лее рез­кой бы­ла по­зи­ция ар­хим. Фо­тия, ко­то­рый в 1824 пре­дал Г. ана­фе­ме (че­го не имел пра­ва де­лать) за ос­корб­ле­ние Церк­ви и им­пе­ра­то­ра. Г. вы­шел в от­ставку. Со­хра­нил лич­ное рас­по­ло­же­ние имп. Алек­сан­д­ра I, а за­тем и имп. Ни­ко­лая I. Чл. Ко­мис­сии по де­лу де­каб­ри­стов (1825). С 1830 канц­лер рос. ор­де­нов. В 1839 вре­мен­но пред­се­да­тель­ст­во­вал в Об­щем со­б­ра­нии Гос. со­ве­та.

Дей­ст­вит. чл. Рос­сий­ской ака­де­мии (1806), поч. чл. Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти (с 1816), Об­ще­ст­ва ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских (с 1817) и др.

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1814), Св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни (1826), Св. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го (1826; ал­маз­ные зна­ки к не­му – 1828) и др., а так­же прус. ор­де­на­ми Крас­но­го Ор­ла (1808) и Чёр­но­го Ор­ла (1842).

Лит.: Глин­ка С. Н. Па­мя­ти кн. А. Н. Го­ли­цы­на. СПб., 1844; Стурд­за А. С. Над­гроб­ное сло­во кн. А. Н. Го­ли­цы­ну. СПб., 1859; Пы­пин А. Н. Рос­сий­ское Биб­лей­ское об­ще­ст­во: 1812–1826 // Вест­ник Ев­ро­пы. 1868. № 8, 9, 11, 12; он же. Ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния при Алек­сан­д­ре I. П., 1916; Götze P. von. Fürst A. N. Galitzin und seine Zeit. Lpz., 1882; Чис­то­вич И. А. Ру­ко­во­дя­щие дея­те­ли ду­хов­но­го про­све­ще­ния в Рос­сии в 1-й пол. те­ку­ще­го сто­ле­тия. СПб., 1894; Бла­го­ви­дов Ф. В. Обер-про­ку­ро­ры Свя­тей­ше­го Си­но­да в XVIII и в 1-й пол. XIX сто­ле­тия. 2-е изд. Ка­зань, 1900; Стел­лец­кий Н., свящ. Кн. А. Н. Го­ли­цын и его цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ная дея­тель­ность. К., 1901; Гё­це П. фон. Из за­пи­сок: Кн. А. Н. Го­ли­цын и его вре­мя // Рус­ский ар­хив. 1902. № 9; Кон­да­ков Ю. Е. Лич­ность и го­су­дар­ст­вен­ная дея­тель­ность кня­зя А. Н. Го­ли­цы­на // Лич­ность и власть в ис­то­рии Рос­сии XIX–XX вв.: СПб., 1997; он же. Ду­хов­но-ре­ли­ги­оз­ная по­ли­ти­ка Алек­сан­д­ра I и рус­ская пра­во­слав­ная оп­по­зи­ция (1801–1825). СПб., 1998.

Вернуться к началу