Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГО́РЬКИЙ

Авторы: М. В. Козьменко

ГО́РЬКИЙ Мак­сим (наст. имя и фам. Алек­сей Мак­си­мо­вич Пеш­ков) [16(28).3.1868, Ниж­ний Нов­го­род – 18.6.1936, Гор­ки, под Мо­ск­вой; ур­на с пра­хом за­хо­ро­не­на в Крем­лёв­ской сте­не], рус. пи­са­тель, пуб­ли­цист, об­ще­ст­вен­ный дея­тель. Из ме­щан. Ра­но по­те­ряв ро­ди­те­лей, вос­пи­ты­вал­ся в се­мье де­да. Окон­чил два клас­са сло­бод­ско­го на­чаль­но­го уч-ща [в Ку­на­ви­не (ны­не Ка­на­ви­но), при­го­ро­де Ниж­не­го Нов­го­ро­да], об­ра­зо­ва­ние не смог про­дол­жать из-за бед­но­сти (ра­зо­ри­лось кра­силь­ное за­ве­де­ние де­да), с де­ся­ти лет был вы­ну­ж­ден ра­бо­тать. Об­ла­дав­ший уни­каль­ной па­мя­тью, Г. всю жизнь на­пря­жён­но за­ни­мал­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. В 1884 от­пра­вил­ся в Ка­зань, где уча­ст­во­вал в ра­бо­те под­поль­ных на­род­ни­че­ских круж­ков; связь с ре­во­люц. дви­же­ни­ем во мно­гом оп­ре­де­ли­ла его жиз­нен­ные и твор­че­ские уст­рем­ле­ния. В 1888–89 и 1891–92 ски­тал­ся по югу Рос­сии; впе­чат­ле­ния от этих «хо­ж­де­ний по Ру­си» в по­сле­дую­щем ста­ли важ­ней­шим ис­точ­ни­ком сю­же­тов и об­ра­зов для его твор­че­ст­ва (пре­ж­де все­го ран­не­го).

Пер­вая пуб­ли­ка­ция – рас­сказ «Ма­кар Чуд­ра», на­пе­ча­тан­ный в тиф­лис­ской газ. «Кав­каз» 12.9.1892. В 1893–96 Г. ак­тив­но со­труд­ни­чал с при­волж­ски­ми га­зе­та­ми, где опуб­ли­ко­вал мно­же­ст­во фель­е­то­нов и рас­ска­зов. Все­рос. и об­ще­ев­ро­пей­скую из­вест­ность имя Г. по­лу­чи­ло вско­ре по­сле вы­хо­да его пер­во­го сб. «Очер­ки и рас­ска­зы» (т. 1–2, 1898), в ко­то­ром ост­ро­та и яр­кость в пе­ре­да­че жиз­нен­ных реа­лий со­че­та­лись с нео­ро­ман­ти­че­ским па­фо­сом, со стра­ст­ным при­зы­вом к пре­об­ра­зо­ва­нию че­ло­ве­ка и ми­ра («Ста­ру­ха Изер­гиль», «Ко­но­ва­лов», «Чел­каш», «Маль­ва», «На пло­тах», «Пес­ня о Со­ко­ле» и др.). Осо­бен­ный ин­те­рес вы­звал об­раз бо­ся­ка, гла­ша­тая сво­бо­до­лю­би­вой фи­ло­со­фии, ко­то­рая в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни пе­ре­кли­ка­лась с уче­ни­ем Ф. Ниц­ше. Сим­во­лом рас­ту­ще­го ре­во­люц. дви­же­ния в Рос­сии ста­ла «Пес­ня о Бу­ре­ве­ст­ни­ке» (1901).

С на­ча­лом ра­бо­ты Г. в 1900 в изд-ве «Зна­ние» на­ча­лась его мно­го­лет­няя ли­те­ра­тур­но-ор­га­ни­за­тор­ская дея­тель­ность. Он рас­ши­рил про­грам­му изд-ва, ор­га­ни­зо­вал (с 1904) вы­пуск зна­ме­ни­тых сб-ков «Зна­ния», спло­тил во­круг изд-ва круп­ней­ших пи­са­те­лей, близ­ких к реа­ли­стич. на­прав­ле­нию (И. А. Бу­нин, Л. Н. Ан­д­ре­ев, А. И. Ку­прин и др.), и фак­ти­че­ски воз­гла­вил это на­прав­ле­ние в его про­ти­во­стоя­нии мо­дер­низ­му.

На ру­бе­же 19–20 вв. вы­шли пер­вые ро­ма­ны Г. «Фо­ма Гор­де­ев» (1899) и «Трое» (1900). В 1902 в МХТ бы­ли по­став­ле­ны его пер­вые пье­сы – «Ме­ща­не» и «На дне». Вме­сте с пье­са­ми «Дач­ни­ки» (1904), «Де­ти Солн­ца» (1905), «Вар­ва­ры» (1906) они оп­ре­де­ли­ли свое­об­раз­ный горь­ков­ский тип рус. реа­ли­стич. те­ат­ра нач. 20 в., ос­но­ван­ный на ост­рой со­ци­аль­ной кон­фликт­но­сти и яс­но вы­ра­жен­ной идео­ло­гич­но­сти ха­рак­те­ров. Пье­са «На дне», где жиз­нен­ная кон­кре­ти­ка со­пря­га­ет­ся с фи­лос. обоб­ще­ния­ми, по­ны­не со­хра­ня­ет­ся в ре­пер­туа­ре мн. те­ат­ров ми­ра.

Во­вле­чён­ный в ак­тив­ную по­ли­тич. дея­тель­ность в на­ча­ле пер­вой рус. ре­во­лю­ции, Г. был вы­ну­ж­ден в янв. 1906 эмиг­ри­ро­вать (вер­нул­ся в кон. 1913). Пик соз­на­тель­ной по­ли­тич. ан­га­жи­ро­ван­но­сти (со­ци­аль­но-де­мо­кра­тич. ок­ра­ски) пи­са­те­ля при­шёл­ся на 1906–07, ко­гда бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны пье­са «Вра­ги» (1906), роман «Мать» (1906–07), пуб­ли­ци­стич. сб-ки «Мои ин­тер­вью» и «В Аме­ри­ке» (оба 1906). Вме­сте с тем уже в на­пи­сан­ной го­дом поз­же по­вес­ти «Ис­по­ведь» (1908) от­ра­зи­лись бо­лее ши­ро­кое ми­ро­ви­де­ние и ком­плекс фи­лос. идей, свя­зан­ных с бо­го­строи­тель­ст­вом (ска­за­лась бли­зость Г. к кру­гу А. А. Бо­гда­но­ва и А. В. Лу­на­чар­ско­го, вы­звав­шая не­до­воль­ст­во и кри­ти­ку В. И. Ле­ни­на).

М. Горький. «Детство». Титульный лист работы художника Б. А. Дехтерёва. Москва, 1946.

Но­вый по­во­рот в ми­ро­со­зер­ца­нии и сти­ле­вой ма­не­ре Г. об­на­ру­жил­ся в по­вес­тях «Го­ро­док Оку­ров» (1909–10) и «Жизнь Мат­вея Ко­же­мя­ки­на» (1910–1911), а так­же в ав­то­био­гра­фич. про­зе 1910-х гг.: по­вес­тях «Хо­зя­ин» (1913), «Дет­ст­во» (1913–14), «В лю­дях» (1916), сб. рас­ска­зов «По Ру­си» (1912–17) и др.: Г. об­ра­тил­ся к про­бле­ме рус. нац. ха­рак­те­ра, нео­ро­ман­ти­че­скую экс­прес­сию ран­них про­из­ве­де­ний сме­ни­ли внеш­не не­бро­ские, но пластически дос­то­вер­ные об­ра­зы. По­весть «Дет­ст­во» за­ста­ви­ла да­же не­га­тив­но на­стро­ен­ную к Г. сим­во­ли­ст­скую кри­ти­ку (Д. С. Ме­реж­ков­ский, З. Н. Гип­пи­ус и др.) го­во­рить о вы­со­чай­шем мас­тер­ст­ве пи­са­те­ля. Те же тен­ден­ции от­ра­зи­лись и в т. н. вто­ром дра­ма­тур­гич. цик­ле: пье­сы «Чу­да­ки» (1910), «Вас­са Же­лез­но­ва» (1-я ред. – 1910), «Ста­рик» (созд. в 1915, опубл. в 1918) и др.

В пе­ри­од Февр. и Окт. ре­во­лю­ций 1917 Г. стре­мил­ся бо­роть­ся с ан­ти­гу­ма­ни­стич. и ан­ти­куль­тур­ным про­из­во­лом, став­ку на ко­то­рый де­ла­ли боль­ше­ви­ки (цикл ста­тей «Не­свое­вре­мен­ные мыс­ли» в газ. «Но­вая жизнь»). По­сле окт. 1917 он, с од­ной сто­ро­ны, вклю­чил­ся в куль­тур­ную и об­ществ. ра­бо­ту но­вых ин­сти­ту­тов, а с дру­гой – кри­тико­вал боль­ше­ви­ст­ский тер­рор, пы­тал­ся спа­сти от аре­стов и каз­ней (в ря­де слу­ча­ев – удач­но) пред­ста­ви­те­лей твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции. Уси­ли­вав­шие­ся раз­но­гла­сия с по­ли­ти­кой В. И. Ле­ни­на при­ве­ли Г. в окт. 1921 к эмиг­ра­ции (фор­маль­но она бы­ла пред­став­ле­на как вы­езд за гра­ни­цу для ле­че­ния), ко­то­рая фак­ти­че­ски (с пе­ре­ры­ва­ми) про­дол­жа­лась до 1933.

1-я пол. 1920-х гг. от­ме­че­на по­ис­ка­ми Г. но­вых прин­ци­пов ху­дож. ми­ро­вос­прия­тия. В экс­пе­рим. фраг­мен­тар­но-ме­му­ар­ной фор­ме на­пи­са­на кн. «За­мет­ки из днев­ни­ка. Вос­по­ми­на­ния» (1924), в цен­тре ко­то­рой – те­ма рус. нац. ха­рак­те­ра в его про­ти­во­ре­чи­вой слож­но­сти. Сб. «Рас­ска­зы 1922–1924 го­дов» (1925), в ко­то­рый во­шли «От­шель­ник», «Ка­ра­мо­ра», «Рас­сказ о без­от­вет­ной люб­ви», «Рас­сказ о ге­рое», «Го­лу­бая жизнь» и др., от­ме­чен ин­те­ре­сом к тай­нам че­ло­ве­че­ской ду­ши, пси­хо­ло­ги­че­ски ус­лож­нён­но­му ти­пу ге­роя, тя­го­те­ни­ем к не­обыч­ным для преж­не­го Г. ус­лов­но-фан­та­сти­че­ским ра­кур­сам ви­де­ния. В 1920-е гг. на­ча­лась ра­бо­та Г. над ши­ро­ки­ми ху­дож. по­лот­на­ми, ос­ве­щаю­щи­ми не­дав­нее про­шлое Рос­сии: «Мои уни­вер­си­те­ты» (1923) – по­весть, за­вер­шаю­щая ав­то­био­гра­фич. три­ло­гию (вклю­ча­ет так­же по­ве­сти «Дет­ст­во» и «В лю­дях»), ро­ман «Де­ло Ар­та­мо­но­вых» (1925), ро­ман- эпо­пея «Жизнь Кли­ма Сам­ги­на» (ч. 1–3, 1927–31; не­за­вер­шён­ная ч. 4, 1937). Позд­нее эта па­но­ра­ма бы­ла до­пол­не­на цик­лом пьес: «Егор Бу­лы­чов и дру­гие» (1932), «Дос­ти­га­ев и дру­гие» (1933), «Вас­са Же­лезно­ва» (2-я ред. – 1936).

Окон­ча­тель­но вер­нув­шись в СССР в мае 1933, Г. при­нял ак­тив­ное уча­стие в куль­тур­ном строи­тель­ст­ве, ру­ко­во­дил под­го­тов­кой 1-го Все­со­юз­но­го съез­да сов. пи­са­те­лей, уча­ст­во­вал в соз­да­нии ря­да ин­сти­ту­тов, из­да­тельств и жур­на­лов. Его вы­сту­п­ле­ния и ор­га­ни­за­ци­он­ные уси­лия сыг­ра­ли су­ще­ст­вен­ную роль в ут­вер­жде­нии эс­те­ти­ки со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. Пуб­ли­ци­сти­ка этих лет ха­рак­те­ри­зу­ет Г. как од­но­го из идео­логов сов. строя, кос­вен­но и пря­мо вы­сту­паю­ще­го с апо­ло­ге­ти­кой ста­лин­ско­го ре­жи­ма. Од­но­вре­мен­но он не­од­но­крат­но об­ра­щал­ся к И. В. Ста­ли­ну с хо­да­тай­ст­ва­ми за ре­прес­си­ро­ван­ных дея­те­лей нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва.

К вер­ши­нам твор­че­ст­ва Г. от­но­сит­ся цикл ме­му­ар­ных порт­ре­тов со­вре­мен­ни­ков (Л. Н. Тол­сто­го, А. П. Че­хо­ва, Л. Н. Ан­д­рее­ва, В. И. Ле­ни­на и др.), соз­дан­ных им в раз­ное вре­мя.

Соч.: Ар­хив А. М. Горь­ко­го. М., 1939–2001. Т. 1–16; Горь­кий и со­вет­ские пи­са­те­ли: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка. М., 1963; Горь­кий и Ле­о­нид Ан­д­ре­ев: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка. М., 1965; Полн. собр. соч.: Ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния: В 25 т. М., 1968–1976; Ва­ри­ан­ты к ху­до­же­ст­вен­ным про­из­ве­де­ни­ям: В 10 т. М., 1974–1982; Горь­кий и рус­ская жур­на­ли­сти­ка на­ча­ла XX в.: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка. М., 1988; Пись­ма: В 24 т. М., 1997–. Т. 1–.

Лит.: Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва А. М. Горь­ко­го. М., 1958–1960. Вып. 1–4; Груз­дев И. Горь­кий и его вре­мя. М., 1962; Горь­кий и его эпо­ха: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. М., 1989–1995. Вып. 1–4; М. Горь­кий: pro et contra. Лич­ность и твор­че­ст­во М. Горь­ко­го в оцен­ке рус­ских мыс­ли­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей. 1890–1910 гг.: Ан­то­ло­гия. СПб., 1997; Хьет­со Г. М. Горь­кий. Судь­ба пи­са­те­ля. М., 1997; При­моч­ки­на НН. Пи­са­тель и власть: [М. Горь­кий в ли­те­ра­тур­ном дви­же­нии 20-х гг.]. 2-е изд. M., 1998; Горь­кий. Ма­териа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 2000–2005. Вып. 5–7; С двух бе­ре­гов: Рус­ская ли­те­ра­ту­ра XX в. в Рос­сии и за ру­бе­жом. М., 2002; Ба­ра­хов В. С. Дра­ма М. Горь­ко­го: (Ис­то­ки, кол­ли­зии, ме­та­мор­фо­зы). М., 2004; Ба­син­ский П. В. Горь­кий. М., 2005.

Вернуться к началу