«О́ТТЕПЕЛЬ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«О́ТТЕПЕЛЬ», принятое в лит-ре название процесса определённой демократизации обществ. жизни в СССР в результате проводимой в 1950–60-х гг. под рук. Н. С. Хрущёва политики десталинизации под лозунгом «возвращения к ленинизму». Назв. «О.» связано с одноим. повестью И. Г. Эренбурга (написана в 1953, опубл. в 1954).
Одно из наиболее важных явлений «О.» – реабилитация жертв политич. репрессий. Первоначально она касалась лиц, осуждённых на послевоенных судебных процессах (напр., по «Ленинградскому делу» и делу Евр. антифашистского к-та), вскоре приобрела масштабный характер, однако длилась недолго и не коснулась видных парт. и гос. деятелей, пострадавших за оппозиц. взгляды (осуждены в 1930-е гг. в ходе политических процессов 1920-х – начала 1950-х гг.; реабилитированы в кон. 1980-х гг.). В сент. 1953 Верховный суд СССР получил право пересматривать по протесту Генерального прокурора СССР решения упразднённых внесудебных органов – коллегий ОГПУ, «троек» НКВД, Особого совещания при ОГПУ–НКВД СССР. В 1954 образована Центр. комиссия Прокуратуры МВД СССР по пересмотру дел на лиц, осуждённых за «контрреволюционные преступления» и находившихся в лагерях, колониях, тюрьмах и в ссылке на поселении, аналогичные комиссии образованы на местах. В 1954–61 реабилитированы (в т. ч. посмертно) св. 737,1 тыс. чел. Началась реабилитация лиц и народов, пострадавших в ходе массовых репрессий, в 1956–57 приняты решения о восстановлении нац. автономии репрессированных калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов, предусматривавшие их возвращение и устройство в местах прежнего проживания.
Явлениями «О.», равными по значимости реабилитации, были критика культа личности (впервые о её необходимости заявил Г. М. Маленков на заседании Президиума ЦК КПСС 10.3.1953) и кампания осуждения репрессивной политики И. В. Сталина, развернувшаяся после закрытого доклада Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на 20-м съезде КПСС (1956). Они привели к некоторой демократизации внутрипартийной жизни. После длительного перерыва стали регулярно созываться пленумы ЦК КПСС, в новый парт. Устав (1961) включено положение о коллективности руководства как непременном условии деятельности парт. организаций, обновился состав руководящих органов парт. комитетов за счёт более молодых кадров, специалистов с высшим образованием.
У большей части сов. общества осуждение сталинизма породило надежды на жизнь без страха, некоторые люди восприняли его как сигнал к переоценке ценностей, казавшихся незыблемыми, вплоть до критики социалистич. строя (впервые публично заявили о себе диссиденты), для других оно было неприемлемым.
Результатом определённого ослабления цензуры стал выход в свет произведений ряда не публиковавшихся ранее репрессированных писателей (И. Э. Бабеля, А. Весёлого, И. И. Катаева, О. Э. Мандельштама, П. Д. Маркиша, Т. Табидзе и др.), а также некоторых писателей и поэтов, чьё творчество не отвечало требованиям социалистич. реализма (А. А. Ахматовой, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой и др.). Печатались публицистич. статьи и худож. произведения, в которых ставились революционные по меркам того времени вопросы об искажении действительности в лит-ре и иск-ве, о социально-нравственных последствиях сталинизма, о бюрократизации сов. общества и др., среди них – «Об искренности в литературе» В. М. Померанцева (1953), «В родном городе» В. П. Некрасова (1954), «Собственное мнение» Д. А. Гранина, «Рычаги» А. Я. Яшина, «Свет в окне» Ю. М. Нагибина, «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева (все 1956) и др. Б. ч. такого рода произведений опубликована в ж. «Новый мир», который под рук. А. Т. Твардовского (гл. ред. в 1950–54 и в 1958–70) взял курс на освобождение человека от «пут опасений, страха, подозрений» и в значит. степени способствовал формированию обществ. мнения. Особо значимым явлением стала публикация в этом журнале (с личного разрешения Н. С. Хрущёва) повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына (1962), открывшей в сов. лит-ре тему ГУЛАГа (написанные в 1954–1973 В. Т. Шаламовым «Колымские рассказы» опубл. в СССР лишь в 1988–90). В 1958 ЦК КПСС признал несправедливой оценку композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина и др. как представителей антинародного формалистич. направления в иск-ве, содержавшуюся в постановлении ЦК ВКП(б) от 10.2.1948.
Атмосфера «О.» способствовала формированию особой субкультуры «шестидесятников». Она была представлена творчеством поэтов, писателей, драматургов, режиссёров, художников; среди них – Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский; В. П. Аксёнов, Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, В. Н. Войнович, В. А. Солоухин, В. А. Чивилихин; А. М. Володин, Г. Н. Данелия, О. Н. Ефремов, А. Т. Зверев, М. К. Калатозов, Ю. П. Любимов, В. С. Розов, А. А. Тарковский, Г. Н. Чухрай, А. В. Эфрос; Э. И. Неизвестный, П. Ф. Никонов и др.
В науч. оборот были введены новые массивы историч. документов, расширился спектр исследовательских тем. На страницах науч. обществоведческих журналов развернулись дискуссии по таким проблемам, как роль личности и нар. масс в истории, характер противоречий в социалистич. обществе, периодизация истории сов. общества и др. В ходе обсуждения этих и мн. др. проблем делались первые робкие попытки преодолеть идеологич. стереотипы разработанного под рук. И. В. Сталина учебника «История ВКП(б). Краткий курс» (1938), который являлся концептуальной основой сов. историч. науки. В ряде изданий по-новому решались многие историч. проблемы, выходили многотомные науч. труды («Всемирная история», с 1956, «История Великой Отечественной войны Советского Союза», с 1960, «Очерки истории исторической науки в СССР», т. 1–4, 1955–66), справочные издания («Философская энциклопедия», с 1960, «Советская историческая энциклопедия», с 1961, и др.).
Сов. общество стало несколько более открытым, начали развиваться междунар. культурные и науч. контакты. В 1954 СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1957 в Москве прошёл 6-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Проявлением «О.» стали также заявления сов. руководства об изменениях внешнеполитич. доктрины, которые в целом сводились к отказу от мировой пролетарской революции идеи и замене её концепцией «мирового революционного процесса». Осенью 1959 Н. С. Хрущёв первым из сов. руководителей посетил США, выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Признаком «О.» во взаимоотношениях СССР со странами социалистич. лагеря стало восстановление в 1955 дипломатич. отношений с Югославией, что означало признание её права самостоятельно выбирать ту или иную модель социализма. На 20-м съезде КПСС в качестве идеологич. новации был выдвинут тезис о многообразии форм перехода стран к социализму. Политика десталинизации способствовала росту оппозиц. движений в странах Вост. Европы, кульминацией которых стали антисоветские демонстрации в Польше и Венгерское восстание 1956. Обострились взаимоотношения с КП Китая, негативно воспринявшей критику И. В. Сталина.
Руководство КПСС, проводя политику демократизации, вместе с тем обозначало допустимые границы критики, речь могла идти только о сталинском периоде. В июле 1954 принято закрытое постановление ЦК КПСС «Об ошибках редакции журнала "Новый мир"», в котором линия журнала осуждалась как политически вредная. В дек. 1956 всем парт. комитетам разослано закрытое письмо ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём назывались многочисл. примеры распространения среди молодёжи, интеллигенции и некоторых коммунистов критики не только культа личности Сталина, но и партии в целом и даже социализма. Отмечалось влияние на обществ. сознание высказываний амнистированных и реабилитированных лиц, «злобно» настроенных против сов. власти, подчёркивалось, что партия всегда вела и впредь будет вести непримиримую и решительную борьбу против антисоветских элементов. На многочисл. встречах Н. С. Хрущёва с интеллигенцией, в офиц. документах (напр., в постановлениях ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30.6.1956 и «О журнале "Вопросы истории"» от 9.3.1957) подтверждалась незыблемость марксистско-ленинской идеологии, социалистич. идеала, руководящей роли КПСС во всех областях жизни, подчёркивалось, что, критикуя «неправильные стороны деятельности Сталина, партия боролась и будет бороться со всеми, кто будет клеветать на Сталина…». Критич. проработке, осуждению за отступление от принципов партийности науки и иск-ва подверглись мн. писатели, художники, учёные. В 1957 Хрущёв обвинил В. Д. Дудинцева в клевете на сов. строй, в 1962 грубо раскритиковал произведения художников-авангардистов на выставке в Манеже. В 1958 Б. Л. Пастернак был исключён из Союза писателей и подвергнут травле в печати и на различных собраниях за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго» (Милан, 1957). Не было пересмотрено разгромное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14.8.1946 (отменено в 1989), несмотря на ожидания творч. интеллигенции после идеологич. реабилитации композиторов. В 1958 под лозунгом преодоления «религиозных пережитков» усилилось (после затишья в Вел. Отеч. войну) наступление на РПЦ. Особой силы оно достигло в 1960–61.
По поводу даты завершения «О.» в историографии нет единого мнения. Чаще её связывают со смещением в 1964 Н. С. Хрущёва и с приходом к руководству партией и государством Л. И. Брежнева. Ряд исследователей полагают, что «О.» закончилась в 1968 после подавления «Пражской весны». Критич. настрой по отношению к сов. строю, сов. идеологии или к их отдельным негативным чертам остался в массовом сознании, проявился в нелегальной и полулегальной форме – в деятельности диссидентов, публикациях самиздата и др.