ПАЛЕОЛО́Г
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЕОЛО́Г Зоя (в рус. источниках 16–17 вв. – Софья, в историографии 18–21 вв. – Софья Фоминична) (1443, по др. данным, 1448/49 – 7.4.1503, Москва), вел. княгиня московская, 2-я жена вел. князя Ивана III Васильевича (с 12.11.1472). Из династии Палеологов, дочь деспота Мореи Фомы Палеолога (1409–12.5.1465) и его жены Екатерины Дзаккария (? – 1462, по др. данным, 1465), дочери правителя Ахейского кн-ва на п-ове Пелопоннес. Племянница двух последних императоров Византии Иоанна VIII Палеолога и Константина XI Палеолога Драгаша. В 1465 П. вместе с младшими братьями (Андреем и Мануилом) вызвана отцом с о. Корфу в Рим (здесь стали исповедовать католичество). После внезапной смерти отца оказалась с братьями при дворе папы Павла II (1464–71), их опекуном был активный сторонник Ферраро-Флорентийской унии кардинал Виссарион (ранее митр. Никейский). С 1466 папа Римский, венецианский дож К. Моро и Виссарион предприняли ряд неудавшихся попыток выдать П. замуж (за кипрского короля Якова II Лузиньяна, за кн. Караччоло).
Не позднее начала июня 1468 в Рим от денежного мастера в Москве, венецианца Дж. Б. делла Вольпе (в рус. источниках – Иван Фрязин), прибыли посланцы с известием о смерти 1-й жены Ивана III – вел. кн. московской Марии Борисовны. Один из посланцев, Юрий Траханиот (в рус. летописях Юрий Грек), 11.2.1469 вернулся в Москву в качестве посла кардинала Виссариона с «листом», в котором говорилось о «царственном» происхождении П. и её православии (она якобы отказалась выйти замуж за франц. короля и «великого князя» Милана из-за нежелания переходить в «латинство»); дипломатично предлагалась возможность брака П. с вел. князем московским. В Москве было принято решение отправить в марте 1469 к папе Павлу II в качестве посла делла Вольпе для переговоров и с целью «царевну видети». Миссия прошла успешно, но по неясным причинам реализация брачного проекта замедлилась.
Контакты возобновились в сент. 1471. Окончат. решение о заключении брака было принято к концу года. 16.1.1472 Дж. Б. делла Вольпе выехал из Москвы за невестой. 25.5.1472 на приёме у нового папы Римского Сикста IV он согласовал условия брака и поездки П. в Моск. вел. кн-во. 1 июня состоялась церемония заочного обручения по католич. обряду (Ивана III представлял делла Вольпе), а 24 июня П., получившая в качестве приданого из папской казны 6 тыс. дукатов, отправилась в Москву. Сикста IV представлял легат Антонио Бонумбре, который должен был добиться от Ивана III признания конфессионального и политич. верховенства папы и утверждения унии в Моск. вел. кн-ве.
11 окт. на границе Псковской республики П. встречали псковские посадники и бояре. Торжеств. приёмы, молебны и богатые дары сопровождали пребывание П. в Пскове, Новгороде и в др. городах. Процессию повсюду возглавлял легат Антонио Бонумбре с католич. крестом в руках, что символизировало первенство папы и преимущество католич. веры. Конфликтная ситуация (митр. Филипп I пригрозил вел. князю московскому отъездом из Москвы) разрешилась за 15 км до столицы: боярин Ф. Д. Хромой по приказу Ивана III временно изъял крест у легата.
П. прибыла в Москву 12.11.1472. В тот же день состоялись обручение по православному обряду и литургия во врем. дерев. здании Успенского собора (служил митр. Филипп I), после которой коломенский протопоп Осия в присутствии Филиппа I обвенчал Ивана III и Палеолог.
В 1474–90 П., по уточнённым данным, родила 6 сыновей и 6 дочерей (не считая 1–2 неудачных беременностей или родов): Елену Ивановну (18.4.1474–20.1.1513; по уточнённым данным, именно эта Елена стала 18.2.1495 женой вел. кн. литовского Александра); Феодосию Ивановну (28.5.1475–19.2.1501), замужем (с 13.2.1500) за кн. В. Д. Холмским; Елену Ивановну 2-ю (19.5.1476 – ?); Василия III Ивановича; Юрия Ивановича; Дмитрия Ивановича Жилку; Евдокию Ивановну (февр. 1483–8.2.1513), замужем (с 25.1.1506) за казанским царевичем Кудай-Кулом (Худай-Кулом; в крещении Пётр Ибрагимович); Елену Ивановну 3-ю (8.4.1484 – ?); Феодосию Ивановну 2-ю (29.5.1485 – ?); Семёна Ивановича (21.3.1487–26.6.1518); Бориса Ивановича (1488 или 1489 – ?); Андрея Ивановича. Подобный ритм семейной жизни серьёзно ограничивал возможности активного участия П. в политической и даже придворной жизни вплоть до сер. 1490-х гг. Источники не содержат прямых указаний на активную роль П. в приглашении в Москву иностр. специалистов в 1480-х – нач. 1500-х гг. Из знатных греч. фамилий, осевших в Москве, с П. были связаны только братья Д. и Ю. Траханиоты (не ранее 1474; сопровождали П. в 1472) и Ралевы (с 1485).
В офиц. великокняжеском летописании кон. 15 в. имя П. фигурирует только в известиях о рождении детей, а также в сообщении 1492 о врем. переселении великокняжеской семьи при строительстве новых каменных палат в Московском Кремле. В неофиц. летописании действия П. оценивались критически. В ростовском своде отъезд в Белоозеро по распоряжению Ивана III «никем не гонимой» П. в преддверии Стояния на Угре 1480 противопоставлен мужеству матери Ивана III, оставшейся в столице; гневному обличению подвергнуты грабежи населения со стороны свиты и холопов бояр из окружения П. Автор Успенского летописца последовательно именует П. «римлянкой» с явно отрицательным подтекстом. Возможно, в 1483 попала в кратковрем. опалу.
Брак старшей дочери, Елены Ивановны, стимулировал дипломатич. активность П., при этом её «речи» при приёме литов. дипломатов (их обычно «говорил» близкий к П. московский грек Д. Траханиот) и переданные с рус. послами в ВКЛ грамоты к дочери в 1494–99 практически повторяли речи и послания от имени Ивана III или устоявшиеся дипломатич. трафареты.
Позиции П. заметно изменились к сер. 1490-х гг. в связи со смертью в марте 1490 старшего сына и соправителя Ивана III Ивана Ивановича Молодого. Это обстоятельство и взросление старших сыновей П. привели к формированию двух соперничавших в 1497–1502 придворных партий – П. и её сына, кн. Василия Ивановича; вел. кн. московской Елены Стефановны и её сына, кн. Дмитрия Ивановича Внука. Раскрытие в дек. 1497 заговора кн. Василия Ивановича и членов его двора привело к опале и П.: Иван III стал жить с П. «в брежении». Временем опалы датируется пелена (1498), вышитая в мастерской П., где она именуется «царевной царегородской» (ныне – в ризнице Троице-Сергиевой лавры). В нач. 1499 опала с П. была снята. В марте 1499 был прощён и кн. Василий, а 14.4.1502 он был посажен отцом «на великое княжение Володимерское и Московское и всея Руси самодержцем», став единств. соправителем и наследником отца. Это знаменовало окончат. победу в придворной борьбе партии П., однако её личная роль в политич. коллизиях 1497–1502 остаётся неясной, не всегда она была значительной.
Личность П. породила немало легенд уже у младших её современников: ей приписывали едва ли не решающую роль в свержении монголо-татарского ига, А. М. Курбский несправедливо обвинял её в отравлении вел. кн. московского Ивана Ивановича Молодого. В историографии (гл. обр. 19 – нач. 20 вв.) сформировались мифы, которые, исходя из общих представлений о происхождении П., необоснованно преувеличивали влияние её эрудиции и ума на появление принципиальных изменений в идеологии власти рус. монархов, в придворном этикете и образе жизни великокняжеской семьи.
Была похоронена в соборе Вознесенского мон. Московского Кремля, в 1929 её останки перенесены в подклет Архангельского собора.