Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЫ́ПИН

Авторы: И. Г. Воробьёва
А. Н. Пыпин. Портрет работы Н. Н. Ге. 1871. Третьяковская галерея (Москва).

ПЫ́ПИН Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [23.3(4.4). 1833, Са­ра­тов – 26.11(9.12).1904, С.-Пе­тер­бург], рос. ис­то­рик, ли­те­ра­ту­ро­вед, пуб­ли­цист, д. стат. сов. (1902), акад. Пе­терб. АН (1898). Дво­ря­нин. Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1853, уче­ник И. И. Срез­нев­ско­го). В 1858–1860 на­хо­дил­ся в за­гра­нич­ной ко­ман­ди­ров­ке для при­го­тов­ле­ния к про­фес­сор­ско­му зва­нию. И. д. экс­т­ра­ор­ди­нар­но­го проф. С.-Пе­терб. ун-та (1860–61), вы­шел в от­став­ку в чис­ле ли­бе­раль­но на­стро­ен­ных про­фес­со­ров в знак про­тес­та про­тив мер вла­стей по пре­се­че­нию сту­денч. бес­по­ряд­ков. Чл. Ар­хео­гра­фич. ко­мис­сии (1860–66). Ис­пы­тал зна­чит. влия­ние сво­его двою­род­но­го бра­та Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го (во вре­мя его ссыл­ки ока­зы­вал по­мощь Чер­ны­шев­ско­му и его се­мье, хра­нил его ар­хив), но по по­ли­тич. взгля­дам был уме­рен­ным ли­бе­ра­лом. Со­труд­ни­чал в жур­на­лах «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки», «Со­вре­мен­ник» (1854–66, с 1863 чл. ре­дак­ции, в 1865–66 от­ветств. ред. вме­сте с Н. А. Не­кра­со­вым), с 1867 чл. ре­дак­ции ж. «Вест­ник Ев­ро­пы», вёл его лит. и биб­лио­гра­фич. от­де­лы, в 1881–83 и. о. гл. ре­дак­то­ра. В 1871 впер­вые из­бран ака­де­ми­ком Пе­терб. АН, но от­ка­зал­ся от из­бра­ния – по од­ной из вер­сий, в свя­зи с за­держ­кой его ут­вер­жде­ния в зва­нии ака­де­ми­ка имп. Алек­сан­дром II. Ре­дак­тор «Из­вес­тий От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти» (1899–1904). Ви­це-пре­зи­дент Пе­терб. АН (1904).

Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы в рос. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии. Рас­смат­ри­вал ху­дож. про­из­ве­де­ние как вы­ра­же­ние умо­на­строе­ний и нра­вов эпо­хи, от­ме­чал осо­бую роль лит-ры в вос­пи­та­нии об­ще­ст­ва и тре­бо­вал от неё «ре­аль­но об­ще­ст­вен­но­го со­дер­жа­ния». Один из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей др.-рус. по­вес­тей («Очерк ли­те­ра­тур­ной ис­то­рии ста­рин­ных по­вес­тей и ска­зок рус­ских», 1857, ма­ги­стер­ская дис.; Де­ми­дов­ская пр. Пе­терб. АН) и апок­ри­фич. лит-ры (из­дал «Лож­ные и от­ре­чен­ные кни­ги рус­ской ста­ри­ны» в сер. «Па­мят­ни­ки ста­рин­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры», вып. 3, 1862), ав­тор фун­дам. «Ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры» (т. 1–4, 1898–99; 4-е изд., 1911–13). Под­го­то­вил пер­вые обоб­щаю­щие тру­ды по ис­то­рии эт­но­гра­фии и фольк­ло­ри­сти­ки в Рос­сии («Ис­то­рия рус­ской эт­но­гра­фии», т. 1–4, 1890–92; Ува­ров­ская пр. и зо­ло­тая ме­даль РГО, 1891), ис­то­рии лит-ры зап. и юж. сла­вян («Об­зор ис­то­рии сла­вян­ских ли­те­ра­тур», 1865, совм. с В. Д. Спа­со­ви­чем; Ува­ров­ская пр., 1866; пе­ре­ра­бо­тан­ное изд. – «Ис­то­рия сла­вян­ских ли­те­ра­тур», т. 1–2, 1879–81). По­ло­жил на­ча­ло изу­че­нию об­ществ. мыс­ли Рос­сии в 1-й пол. 19 в. («Об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние при Алек­сан­д­ре I», 1871; 6-е изд., 2001; и др.). Кри­ти­че­ски ис­тол­ко­вав вы­дви­ну­тую гр. С. С. Ува­ро­вым фор­му­лу «пра­во­сла­вие, са­мо­дер­жа­вие, на­род­ность», ввёл в на­уч. обо­рот «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рию («Ха­рак­те­ри­сти­ки ли­те­ра­тур­ных мне­ний от два­дца­тых до пя­ти­де­ся­тых го­дов», опубл. в ж. «Вест­ник Ев­ро­пы», 1871–73). Изу­чал био­гра­фию, твор­че­ст­во и эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие В. Г. Бе­лин­ско­го («Бе­лин­ский. Его жизнь и пе­ре­пис­ка», т. 1–2, 1876; 2-е изд., 1908). Один из пер­вых ис­то­ри­ков рос. ма­сон­ст­ва, со­ста­вил ан­но­ти­ро­ван­ный спи­сок лож 1717–1829, счи­тал их на­чаль­ной фор­мой са­мо­ор­га­ни­за­ции рос. об­ще­ст­вен­но­сти, ука­зы­вал на ма­сон­скую по­до­п­лё­ку вос­ста­ния де­каб­ри­стов (ряд ста­тей, отд. изд. – «Рус­ское ма­сон­ст­во: XVIII и пер­вая чет­верть XIX в.», 1916). Обос­но­вы­вал об­ществ. зна­чи­мость сла­вя­но­ве­де­ния, тес­ную связь сла­ви­сти­ки с раз­ви­ти­ем нац. са­мо­соз­на­ния. Счи­тал не­вер­ным те­зис о не­ко­ем един­ст­ве сла­вян­ст­ва, от­ме­чал, что «чув­ст­во пле­мен­ной род­ст­вен­но­сти» слав. на­ро­дов «су­ще­ст­во­ва­ло из­дав­на как на­род­ное пре­да­ние», но не име­ло ре­аль­ных ос­но­ва­ний в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях и по­это­му сла­бе­ло (се­рия ста­тей в «Вест­ни­ке Ев­ро­пы», 1878–1879; отд. изд. – «Панс­ла­визм в про­шлом и на­стоя­щем», 1913). По­ла­гал, что, с од­ной сто­ро­ны, панс­ла­визм яв­лял­ся идео­ло­ги­ей нац.-ос­во­бо­дит. борь­бы слав. на­ро­дов Ав­ст­ро-Венг­рии и Ос­ман­ской им­пе­рии, с дру­гой – на­цио­на­ли­стич. док­три­ной про­ти­во­стоя­ния слав. ми­ра Ев­ро­пе. Вы­дви­гал за­да­чу куль­тур­но­го еди­не­ния сла­вян, в этом оп­ре­де­ляю­щее ме­сто от­во­дил лит-ре.

Ре­дак­тор и пе­ре­во­дчик ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ных и ис­то­рич. со­чи­не­ний И. Шер­ра, Г. Гетт­не­ра, Дж. У. Дрей­пе­ра, Дж. С. Мил­ля, А. Л. фон Ро­хау, У. Уэвел­ла, Ф. К. Шлос­се­ра и др. Ав­тор вос­по­ми­на­ний «Мои за­мет­ки» (отд. изд. – 1910, пе­ре­из­да­ны в 1996).

Соч.: М. Е. Сал­ты­ков: Идеа­лизм Сал­ты­ко­ва. Жур­наль­ная дея­тель­ность. СПб., 1899; Н. А. Не­кра­сов. СПб., 1905; Ис­сле­до­ва­ния и ста­тьи по эпо­хе Алек­сан­д­ра I: В 3 т. П., 1916–1918.

Лит.: Ар­хан­гель­ский А. С. Тру­ды ака­де­ми­ка А. Н. Пы­пи­на в об­лас­ти ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1904. № 2; Ба­лы­кин Д. А. А. Н. Пы­пин как ис­сле­до­ва­тель те­че­ний рус­ской об­ще­ст­вен­ной мыс­ли. Брянск, 1996; А. Н. Пы­пин и про­бле­мы сла­вя­но­ве­де­ния. М.; Став­ро­поль, 2005; Ак­се­но­ва Е. П. А. Н. Пы­пин о сла­вян­ст­ве. М., 2006; Спи­сок тру­дов акад. А. Н. Пы­пи­на, 1853–1903 / Сост. Я. Л. Бар­сков. СПб., 1903.

Вернуться к началу