Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯТОПО́ЛК ИЗЯСЛА́ВИЧ

Авторы: А. С. Щавелёв

СВЯТОПО́ЛК ИЗЯСЛА́ВИЧ (в кре­ще­нии Ми­ха­ил) (? – 16.4.1113, близ г. Вы­шго­род), ки­ев­ский князь (24.4.1093–16.4.1113). Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей, сын Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча. Ма­ть С. И. – кн. Ели­за­ве­та (Оли­са­ва): по од­ной вер­сии, это Гер­тру­да, дочь польск. ко­ро­ля Меш­ка II и за­кон­ная суп­ру­га Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча, получившая имя Елизаве­та при перекрещивании в православие; по дру­гой – на­лож­ни­ца кн. Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча. В 1069–71 кня­жил в По­лоц­ке, от­ку­да был из­гнан кн. Все­сла­вом Бря­чи­сла­ви­чем. В 1078 во­кня­жил­ся в Нов­го­ро­де, от­ку­да ме­ж­ду 1087 и 1089 пе­ре­шёл на кня­же­ние в Ту­ров. По мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, со­хра­нил нов­го­род­ский стол, а его пе­ре­ход бли­же к Кие­ву стал ре­зуль­та­том ре­ше­ния кн. Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча сде­лать С. И. на­след­ни­ком ки­ев­ско­го сто­ла. По­сле смер­ти Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча его сын чер­ни­гов­ский кн. Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах доб­ро­воль­но ус­ту­пил Ки­ев С. И. В сою­зе с Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом в 1093 на­чал вой­ну про­тив по­лов­цев, од­на­ко вой­ска со­юз­ни­ков бы­ли раз­би­ты 26 мая на р. Стуг­на, а 23 ию­ля вой­ска С. И. по­тер­пе­ли ещё од­но по­ра­же­ние. В 1094 за­клю­чил с по­лов­ца­ми мир и же­нил­ся на до­че­ри ха­на Ту­гор­ка­на (пер­вым бра­ком был, по-ви­ди­мо­му, же­нат на до­че­ри чеш. кн. Спи­тиг­не­ва II). В 1094/95 С. И. и Вла­ди­мир Мо­но­мах со­вер­ши­ли по­ход на по­лов­цев в степь, в 1096 ор­га­ни­зо­ва­ли по­ход про­тив кн. Оле­га Свя­то­сла­ви­ча (в 1095 от­ка­зал­ся от уча­стия в по­хо­де про­тив по­лов­цев). 19.6.1096 со­юз­ни­ки раз­би­ли по­лов­цев на р. Тру­беж, в сра­же­нии по­гиб тесть С. И. – Ту­гор­кан. Од­на­ко 20 ию­ня ок­ре­ст­но­сти Кие­ва раз­гра­бил дру­гой вли­я­тель­ный хан – Бо­няк.

Один из ор­га­ни­за­то­ров Лю­беч­ско­го съез­да 1097, на ко­то­ром за С. И. бы­ли за­кре­п­ле­ны Ки­ев и вла­де­ния его от­ца (Ту­ров, Пинск и др.). С по­да­чи вла­дими­ро-во­лын­ско­го кн. Да­ви­да Иго­ре­ви­ча С. И. в но­яб­ре то­го же го­да ор­га­низо­вал пле­не­ние и ос­ле­п­ле­ние те­ре­бовль­ско­го кн. Ва­силь­ко Рос­ти­сла­ви­ча. В ре­зуль­та­те про­тив С. И. вы­сту­пи­ли Вла­ди­мир Мо­но­мах, Да­вид Свя­то­сла­вич и Олег Свя­то­сла­вич. При по­сред­ни­че­ст­ве ки­ев­ско­го митр. Ни­ко­лая и ма­че­хи Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха (по ис­точ­ни­кам 16 в., её имя Ан­на) был за­клю­чён мир. С. И. и его не­дав­ние про­тив­ни­ки на­ча­ли во­ен. дей­ст­вия про­тив Да­ви­да Иго­ре­ви­ча, за­вер­шив­шие­ся Ви­ти­чев­ским съез­дом (10.8.1100), на ко­то­ром Да­вид Иго­ре­вич был осу­ж­дён, ли­шён сво­их вла­де­ний и объ­яв­лен из­го­ем. Про­дол­жал вы­сту­пать од­ним из ор­га­ни­за­то­ров по­ло­вец­ких по­хо­дов (1103, 1107, 1111), рез­ко ос­ла­бив­ших дав­ле­ние по­лов­цев на юж. гра­ни­цы Др.-рус. го­су­дар­ст­ва.

С. И. ос­но­вал в Кие­ве Ми­хай­лов­ский Зла­то­вер­хий мон. и по­стро­ил в нём ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, ук­ра­шен­ную мо­заи­ка­ми и фре­ска­ми. В на­ча­ле сво­его ки­ев­ско­го кня­же­ния кон­флик­то­вал с бра­ти­ей Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. В ча­ст­но­сти, он по­пы­тал­ся кон­фи­ско­вать соль у мо­на­ха Про­хо­ра Ле­бед­ни­ка, что­бы со­хра­нить со­ля­ную мо­но­по­лию при­бли­жён­ных к не­му куп­цов. Всту­пив­ше­го­ся за чер­не­ца игу­ме­на мо­на­сты­ря Ио­ан­на С. И. за­то­чил в Ту­ро­ве, од­на­ко игу­ме­на спас­ла за­щи­та Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и уг­ро­за вос­ста­ния ки­ев­лян. По­сле это­го ин­ци­ден­та С. И. за­ми­рил­ся с влия­тель­ным мо­на­сты­рём и ре­гу­ляр­но по­лу­чал бла­го­сло­ве­ния его игу­ме­нов. По пред­ло­же­нию игу­ме­на Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. Фе­ок­ти­ста С. И. ини­ции­ро­вал об­ще­рус­ское по­ми­но­ве­ние Фео­до­сия Пе­чер­ско­го (воз­мож­но, это бы­ла по­пыт­ка на­чать его об­ще­рус­ское по­чи­та­ние как свя­то­го).

Был по­хо­ро­нен в Кие­ве в по­стро­ен­ной им ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла.

Ис­точн.: Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик. М., 1999; По­весть вре­мен­ных лет. 3-е изд. СПб., 2007; Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков: Хре­сто­ма­тия. М., 2010. Т. 4: За­пад­но­ев­ро­пей­ские ис­точ­ни­ки.

Лит.: Куч­кин В. А. «По­уче­ние» Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и рус­ско-поль­ско-не­мец­кие от­но­ше­ния 60–70-х гг. XI в. // Со­вет­ское сла­вя­но­ве­де­ние. 1971. № 2; он же. «Съ тоя же Кая­лы Свя­топлъкь...» // Russia mediae­va­lis. Münch., 1995. Vol. 8. Pt. 1; На­за­рен­ко А. В. Древ­няя Русь на ме­ж­ду­на­род­ных пу­тях. М., 2001; он же. Ди­на­сти­че­ский про­ект Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха: по­пыт­ка ре­фор­мы ки­ев­ско­го сто­ло­нас­ле­дия в 30-е гг. XII в. // На­за­рен­ко А. В. Древ­няя Русь и сла­вя­не (ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния). М., 2009; Сверд­лов М. Б. До­мон­голь­ская Русь. СПб., 2003; Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков. М., 2013.

Вернуться к началу