Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦАРСКОСЕ́ЛЬСКАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА

ЦАРСКОСЕ́ЛЬСКАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДО­РО́ГА, пер­вая в Рос­сии, шес­тая в ми­ре же­лез­ная до­ро­га об­ще­го поль­зо­ва­ния. Со­еди­ни­ла С.-Пе­тер­бург, Цар­ское Се­ло (ны­не г. Пуш­кин) и Пав­ловск (27,7 км). Ини­циа­тор и ру­ко­во­ди­тель строи­тель­ст­ва – Ф. А. Гер­ст­нер; при­над­ле­жа­ла Об­ще­ст­ву Ц. ж. д. (осн. ак­цио­нер и пред. прав­ле­ния – гр. А. Алек­сее­вич Боб­рин­ский), По­ло­же­ние о ко­то­ром ут­вер­жде­но имп. Ни­ко­ла­ем I 21.3(2.4).1836 [опубл. 15(27).4.1836, ус­тав об­ще­ст­ва ут­вер­ждён 12(24).8.1837]. Строи­тель­ст­во на­ча­лось 1(13).5.1836, рель­сы, под­виж­ной со­став, осн. часть обо­ру­до­ва­ния при­об­ре­те­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Бель­гии; для пе­ре­воз­ки круп­но­га­ба­рит­ных гру­зов ши­ри­на ко­леи ус­та­нов­ле­на в 1829 мм (6 фу­тов). Дви­же­ние ме­ж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Цар­ским Се­лом от­кры­то 30.10(11.11).1837 (по­езд пре­одо­лел 23 км за 35 мин, об­рат­ный путь – за 27 мин, раз­ви­вая ско­рость до 64 км/ч), дви­же­ние до Пав­лов­ска – 22.5(3.6).1838. В С.-Пе­тер­бур­ге в 1837 от­крыт пер­вый в Рос­сии во­кзал (Цар­ско­сель­ский, ны­не Ви­теб­ский, совр. зда­ние воз­ве­де­но в 1900–04, ар­хи­тек­то­ры С. А. Бржо­зов­ский, С. И. Ми­наш). В 1874 про­ло­жен 2-й путь, в 1900–01 – 3-й (им­пе­ра­тор­ский); в 1900 до­ро­га во­шла в со­став ча­ст­ной Мо­с­ков­ско-Вин­да­во-Ры­бин­ской ж. д., в 1902 пе­ре­ши­та на нор­маль­ную для рос. же­лез­ных до­рог ко­лею ши­ри­ной 1524 мм. Ны­не в со­ста­ве Ок­тябрь­ской же­лез­ной до­ро­ги, вся трас­са Ц. ж. д. в чер­те г. С.-Пе­тер­бург.

Лит.: Кис­лин­ский Н. А. На­ша же­лез­но­до­рож­ная по­ли­ти­ка... СПб., 1902. Т. 1; Же­лез­ная до­ро­га от Цар­ско­сель­ской до Ок­тябрь­ской. СПб., 2008.

Вернуться к началу