Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАХУ́РИН

Авторы: А. Ю. Ермолов

ШАХУ́РИН Алек­сей Ива­но­вич [12(25).2.1904, с. Ми­хай­лов­ское По­доль­ско­го у. Моск. губ., ны­не Тро­иц­ко­го адм. окр. Мо­ск­вы – 3.7.1975, Мо­ск­ва], сов. гос. и парт. дея­тель, ор­га­ни­за­тор авиа­строе­ния, Ге­рой Соц. Тру­да (1941), ген.-пол­ков­ник инж.-авиац. служ­бы (1944). Окон­чил Моск. инж.-эко­но­мич. ин-т (1932, ны­не Гос. ун-т управ­ле­ния). Со­труд­ник Во­ен.-возд. ака­де­мии им. Н. Е. Жу­ков­ско­го: учё­ный сек­ре­тарь на­уч. со­ве­та, зам. пред. бю­ро Об-ва изо­бре­та­телей (1933–38). В 1938 пар­торг авиа­заво­да № 1 им. ОСОВИАХИМа (Мо­ск­ва), за­тем 1-й сек­ре­тарь Яро­слав­ско­го об­ко­ма ВКП(б). 1-й сек­ре­тарь Горь­ков­ско­го об­ко­ма ВКП(б) (1939–40). Чл. ЦК ВКП(б) (1939–47). Нар­ком авиац. пром-сти (10.1.1940–5.1.1946). Под рук. Ш. в пред­во­ен­ный пе­ри­од фор­си­ро­ва­но строи­тель­ст­во но­вых пред­при­ятий авиац. пром-сти, так­же для её нужд из др. отрас­лей пе­ре­да­но 60 пред­при­ятий. В Вел. Отеч. вой­ну про­ве­де­на эва­куа­ция авиа­за­во­дов (в Куй­бы­ше­ве соз­дан са­мый круп­ный центр авиац. про­из-ва в СССР), ор­га­ни­зо­ва­но про­из-во ис­тре­би­те­лей Як-9 (1942), Як-3 (1944), Ла-5 (1942), Ла-7 (1944), бом­бар­ди­ров­щи­ка Ту-2 (1942), штур­мо­ви­ка Ил-10 (1944). Ш. со­дей­ст­во­вал вне­дре­нию по­точ­но-кон­вей­ер­ных ме­то­дов про­из-ва в авиа­ст­рое­нии, ис­поль­зо­ва­нию ме­нее де­фи­цит­ных, чем алю­ми­ний, ре­сур­сов (дель­та-дре­ве­си­ны и бро­не­вой ста­ли). В 1944 про­из­водств. мощ­но­сти авиа­про­ма уве­ли­чи­лись на 1/3, вы­пуск са­мо­лё­тов из рас­чё­та на 1 тыс. ра­бо­чих по срав­не­нию с 1940 уд­во­ил­ся. Все­го за го­ды вой­ны под рук. Ш. вы­пу­ще­но 112,1 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов. По­сле вой­ны Ш. счи­тал не­об­хо­ди­мым на­ла­дить про­из-во ре­ак­тив­ных ис­тре­би­те­лей пер­во­на­чаль­но по об­раз­цу герм. тур­бо­ре­ак­тив­но­го ис­тре­би­те­ля Ме-262, это при­ве­ло к кон­флик­ту с его зам. А. С. Яков­ле­вым, счи­тав­шим, что на­до сра­зу раз­ви­вать собств. ре­ак­тив­ную авиа­цию. В апр. 1946 Ш. аре­сто­ван по т. н. Авиа­ци­он­но­му де­лу. При­го­во­рён 11.5.1946 Во­ен. кол­ле­ги­ей Вер­хов­но­го су­да СССР к 7 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды по об­ви­не­нию в за­пус­ке в се­рий­ное про­из-во са­мо­лё­тов и мо­то­ров «с боль­ши­ми кон­ст­рук­тор­ско-про­из­вод­ст­вен­ны­ми не­до­дел­ка­ми» и по­став­ке их на во­ору­же­ние «по сго­во­ру с ко­ман­до­ва­ни­ем ВВС». Реа­би­ли­ти­ро­ван в 1953. Зам. мин. авиа­ци­он­ной пром-сти (1953–57). Зам. пред. Гос. к-та по внеш­не­эко­но­мич. свя­зям (1957–59).

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1941, 1944), Ку­ту­зо­ва 1-й сте­пе­ни (1944), Су­во­ро­ва 1-й сте­пе­ни (1945).

Соч.: Кры­лья По­бе­ды. 3-е изд. М., 1990.

Вернуться к началу