Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УНКО́ВСКИЙ

УНКО́ВСКИЙ Алек­сей Ми­хай­ло­вич [24.12.1828(5.1.1829), с. Дмит­рю­ко­во Твер­ско­го у. Твер­ской губ. – 20.12.1893(1.1.1894), С.-Пе­тер­бург], рос. об­ществ. дея­тель, юрист. Дво­ря­нин. Учил­ся в Цар­ско­сель­ском ли­цее (1843–44, ис­клю­чён за ру­ко­пись са­ти­рич. соч. «По­ход в Хи­ву»), окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1850). В 1852 всту­пил во вла­де­ние ро­до­вым име­ни­ем в Дмит­рю­ко­ве, дал воль­ную дво­ро­вым кре­сть­я­нам, за­ме­нил бар­щи­ну об­ро­ком. Твер­ской уезд­ный су­дья (1853–1856). Пред­во­ди­тель дво­рян­ст­ва Твер­ской губ. (1857–59). Уча­ст­ник под­го­тов­ки кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861, ли­дер ли­бе­раль­но­го кры­ла твер­ско­го дво­рян­ст­ва. Ак­тив­ная дея­тель­ность У. в пе­ри­од «Ве­ли­ких ре­форм» сде­ла­ла его об­ществ. фи­гу­рой об­ще­рос­сий­ско­го масш­та­ба и по­ка­за­ла рас­ту­щие воз­мож­но­сти рус. ли­бе­ра­лиз­ма, про­кла­ды­вав­ше­го путь мир­но­го ре­фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­ной и по­ли­тич. жиз­ни рос. го­су­дар­ст­ва. Вме­сте с пред­во­ди­те­лем дво­рян­ст­ва Кор­чев­ско­го у. Твер­ской губ. А. А. Го­ло­ва­чё­вым в за­пис­ке имп. Алек­сан­д­ру II (кон. 1857) на­стаи­вал на пре­дос­тав­ле­нии кре­сть­я­нам при ос­во­бо­ж­де­нии их от кре­по­ст­но­го пра­ва зе­мель­но­го на­де­ла в соб­ст­вен­ность за не­мед­лен­ный вы­куп с уча­сти­ем спец. зе­мель­ных бан­ков, убе­дил в этом боль­шин­ст­во чле­нов Твер­ско­го гу­берн­ско­го к-та по кре­сть­ян­ско­му де­лу (1858 – нач. 1859). По­зи­ция ко­ми­те­та, од­на из са­мых ра­ди­каль­ных в Рос­сии, вы­зва­ла ши­ро­кий об­ществ. ре­зо­нанс и по­влия­ла на ход под­го­тов­ки ре­фор­мы. Де­пу­тат от дво­рян­ст­ва в Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­си­ях (1859). Обос­но­вал од­но­вре­мен­ное с кре­сть­ян­ской ре­фор­мой соз­да­ние ме­ст­но­го все­со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния и не­за­ви­си­мо­го и глас­но­го су­да (вклю­чая суд при­сяж­ных), вме­сте с де­пу­та­та­ми от Харь­ков­ской и Яро­слав­ской гу­бер­ний под­пи­сал «ад­рес пя­ти» на имя Алек­сан­д­ра II с из­ло­же­ни­ем этой про­грам­мы. В кон. 1859 У. был объ­яв­лен вы­го­вор, а дво­рян­ско­му со­б­ра­нию Твер­ской губ. бы­ло за­пре­ще­но про­дол­жать об­су­ж­де­ние кре­сть­ян­ской ре­фор­мы; У. от­стра­нён от долж­но­сти пред­во­ди­те­ля дво­рян­ст­ва по­сле то­го, как со­б­ра­ние под его ру­ко­во­дством при­ня­ло про­ше­ние им­пе­ра­то­ру об от­ме­не за­пре­та. В февр. – сент. 1860 в ссыл­ке в Вят­ке. В 1861–62 вы­иг­рал у по­ме­щи­ков (в ча­ст­но­сти, у кн. Д. А. Тол­сто­го) 18 дел по за­щи­те прав кре­сть­ян в хо­де реа­ли­за­ции кре­сть­ян­ской ре­фор­мы (в 1862 эта дея­тель­ность У. и др. «кре­сть­ян­ских ад­во­ка­тов» за­пре­ще­на МВД). При под­держ­ке ви­це-гу­бер­на­то­ра Твер­ской губ. М. Е. Сал­тыко­ва-Щед­ри­на (друг У.) уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции съез­да ми­ро­вых по­сред­ни­ков (дек. 1861), а так­же чрез­вы­чай­но­го дво­рян­ско­го со­б­ра­ния (февр. 1862), ко­то­рое в ад­ре­се Алек­сан­д­ру II по­тре­бо­ва­ло не­мед­лен­но­го вы­ку­па кре­сть­ян­ских на­де­лов (пре­кра­ще­ния вре­мен­но­обя­зан­но­го со­стоя­ния), вве­де­ния глас­но­сти су­до­про­из­вод­ст­ва и со­зы­ва все­со­слов­но­го со­б­ра­ния вы­бор­ных. В жур­на­лах «Со­вре­мен­ник», «Вест­ник Ев­ро­пы», «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» У. пуб­ли­ко­вал ста­тьи по кре­сть­ян­ско­му во­про­су и о под­го­тов­ке су­деб­ной ре­фор­мы, до­ка­зы­вал не­об­хо­ди­мость вве­де­ния в Рос­сии по­до­ход­но­го на­ло­га. Управ­ляю­щий Ни­же­го­род­ской кон­троль­ной па­ла­той (1865–1866). При­сяж­ный по­ве­рен­ный (с 1866), то­ва­рищ пред. (с 1868), пред. (1874–81) С.-Пе­терб. со­ве­та при­сяж­ных по­ве­рен­ных. Ав­тор цен­ных ме­му­ар­ных «За­пи­сок» (опубл. в ж. «Рус­ская мысль», 1906, № 6–7).

Лит.: Джан­ши­ев Г. А. А. М. Ун­ков­ский и ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян. М., 1894; Ун­ков­ский А. М. А. М. Ун­ков­ский. М., 1979; Янов­ский А. Д. А. М. Ун­ков­ский о кре­сть­ян­ской и су­деб­ной ре­фор­мах 60-х го­дов XIX ве­ка // Тру­ды ГИМ. М., 1988. Вып. 67; он же. А. М. Ун­ков­ский – пред­те­ча зем­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма в Рос­сии // За­бе­лин­ские на­уч­ные чте­ния – 1998. М., 1999.

Вернуться к началу