Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́НЕДЖМЕНТ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 730-731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Семёнов

МЕ́НЕДЖМЕНТ (англ. management, от manage – ру­ко­во­дить, управ­лять), дея­тель­ность, свя­зан­ная с воз­дей­ст­ви­ем на со­ци­аль­но-эко­но­мич. и тех­нич. сис­те­мы для пе­ре­во­да их из дан­но­го со­стоя­ния в за­дан­ное; в уз­ком смыс­ле М. – тип управ­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей в ры­ноч­ной сис­те­ме хо­зяй­ст­во­ва­ния, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны гиб­кость (адап­та­ция) и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние ре­сур­сов, дос­ти­гае­мые при­ме­не­ни­ем осо­бых прин­ци­пов, функ­ций и ме­то­дов. Нау­ка о М. сфор­ми­ро­ва­лась в кон. 19 в. Это­му пред­ше­ст­во­вал важ­ный пе­ри­од обоб­ще­ния со­от­вет­ст­вую­щих эм­пи­рич. и тео­ре­тич. зна­ний. Так, А. Смит дал ана­лиз раз­де­ле­ния тру­да, ха­рак­те­ри­сти­ку обя­зан­но­стей го­су­дар­ст­ва, а Р. Оу­эн вы­ска­зал идеи о гу­ма­ни­за­ции управ­ле­ния про­из-вом, при­зна­нии не­об­хо­ди­мо­сти обу­че­ния ра­бот­ни­ков и улуч­ше­ния ус­ло­вий тру­да.

Сфор­ми­ро­ва­лись разл. шко­лы М. Шко­ла на­уч. управ­ле­ния, в ли­це пре­ж­де все­го Ф. Тей­ло­ра, раз­ра­бо­та­ла ме­то­до­ло­гич. ос­но­вы нор­ми­ро­ва­ния тру­да и стан­дар­ти­за­ции ра­бо­чих опе­ра­ций, под­хо­ды к под­бо­ру, рас­ста­нов­ке и сти­му­ли­ро­ва­нию тру­да ра­бо­чих (см. Тейлоризм). В рам­ках ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной шко­лы А.Фай­оль раз­де­лил весь про­цесс управ­ле­ния на осн. функ­ции и вы­де­лил прин­ци­пы управ­ле­ния (раз­де­ле­ние тру­да; ав­то­ри­тет и от­вет­ст­вен­ность вла­сти; дис­ци­п­ли­на; един­ст­во ру­ко­во­дства; под­чи­не­ние ча­ст­но­го ин­те­ре­са об­ще­му; воз­на­гра­ж­де­ние за труд; ба­ланс ме­ж­ду цен­тра­ли­за­ци­ей и де­цен­тра­ли­за­ци­ей; ко­ор­ди­на­ция ме­нед­же­ров од­но­го уров­ня; ста­биль­ность пер­со­на­ла; ини­циа­ти­ва). Пред­ста­ви­тель шко­лы че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний Э. Мэйо пред­ло­жил скон­цен­три­ро­вать осн. вни­ма­ние на ра­бот­ни­ке и его взаи­мо­от­но­ше­ни­ях в груп­пе; даль­ней­шее раз­ви­тие этой шко­лы в 1940–60-х гг. бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но учё­ны­ми-би­хе­вио­ри­ста­ми, раз­ра­бо­тав­ши­ми тео­рии мо­ти­ва­ции.

Ко­ли­че­ст­вен­ная шко­ла рас­смат­ри­ва­ет М. как ло­гич. про­цесс, опи­раю­щий­ся на инж. нау­ки, ма­те­ма­ти­ку и ста­ти­сти­ку, и пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние мо­де­лей, ме­то­дов и кри­те­ри­ев оцен­ки при при­ня­тии управ­ленч. ре­ше­ний. В рам­ках си­туа­ци­он­но­го под­хо­да фор­мы, ме­то­ды и сти­ли М. долж­ны су­ще­ст­вен­но варь­и­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от сло­жив­шей­ся си­туа­ции. Про­цесс­ный под­ход рас­смат­ри­ва­ет М. как вы­пол­не­ние за­дач, взаи­мо­свя­зан­ных че­рез ком­му­ни­ка­цию и при­ня­тие ре­ше­ний.

Важ­ней­шие прин­ци­пы совр. М.: на­уч. обос­но­ван­ность; сис­тем­ность и ком­плекс­ность; оп­ти­маль­ное со­че­та­ние цен­тра­ли­за­ции и де­цен­тра­ли­за­ции; це­ле­вая на­прав­лен­ность раз­ви­тия; ба­ланс еди­но­на­ча­лия и кол­ле­ги­аль­но­сти. К осн. функ­ци­ям М. от­но­сят­ся: про­гно­зи­ро­ва­ние, це­ле­по­ла­га­ние, пла­ни­ро­ва­ние, ор­га­ни­за­ция и ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти, мо­ти­ви­ро­ва­ние пер­со­на­ла, кон­троль, учёт и ана­лиз. Осн. ме­то­ды управ­ле­ния: об­ще­на­уч­ные (сис­тем­ный и ком­плекс­ный под­хо­ды, мо­де­ли­ро­ва­ние, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ние, ме­то­ды со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний) и кон­крет­ные (ме­то­ды управ­ле­ния функ­цио­наль­ны­ми под­сис­те­ма­ми ор­га­ни­за­ции, вы­пол­не­ния функ­ций управ­ле­ния, при­ня­тия управ­ленч. ре­ше­ний). Вы­де­ля­ют­ся так­же ор­га­ни­за­ци­он­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные (пря­мые ди­рек­тив­ные ука­за­ния), эко­но­ми­че­ские (со­от­вет­ст­вую­щие ры­ча­ги) и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские (воз­дей­ст­вие на лич­но­ст­ные от­но­ше­ния и свя­зи) ме­то­ды управ­ле­ния.

Клю­че­вая фи­гу­ра М. – ме­нед­жер (англ. manager – управ­ляю­щий), ру­ко­во­ди­тель, на­де­лён­ный пол­но­мо­чия­ми в при­ня­тии ре­ше­ний по взаи­мо­дей­ст­вию под­чи­нён­ных ему ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции. Осн. функ­ции ме­нед­же­ра: пла­ни­ро­ва­ние, ор­га­ни­за­ция, рас­по­ря­ди­тель­ст­во, ко­ор­ди­на­ция, мо­ти­ва­ция, кон­троль и кор­рек­ция дей­ст­вий ни­же­стоя­щих ра­бот­ни­ков.

Про­ек­ти­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ции – это по­иск наи­бо­лее эф­фек­тив­но­го со­че­та­ния ор­га­ни­за­ци­он­ных пе­ре­мен­ных. Оно со­от­вет­ст­ву­ет её стра­те­гии, оп­ре­де­ля­ет нор­му управ­ляе­мо­сти (мак­си­маль­но воз­мож­ное ко­ли­че­ст­во под­чи­нён­ных у од­но­го ру­ко­во­ди­те­ля), ми­ним. ко­ли­че­ст­во уров­ней ие­рар­хии, сте­пень цен­тра­ли­за­ции (кон­цен­тра­ции прав и пол­но­мо­чий на верх­нем уров­не ру­ко­во­дства) и де­цен­тра­ли­за­ции (де­ле­ги­ро­ва­ния от­вет­ст­вен­но­сти и прав на ниж­ние уров­ни управ­ле­ния). Струк­ту­ра управ­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей – упо­ря­до­чен­ная со­во­куп­ность функ­цио­наль­ных бло­ков и уров­ней управ­ле­ния, взаи­мо­свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой и обес­пе­чи­ваю­щих раз­ви­тие ор­га­ни­за­ции. Внут­ри­ор­га­ни­зац. свя­зи мо­гут быть го­ри­зон­таль­ны­ми (од­но­уров­не­вые) и вер­ти­каль­ны­ми (ме­ж­ду не­сколь­ки­ми уров­ня­ми управ­ле­ния). Ор­га­ни­зац. струк­ту­ры под­раз­де­ля­ют­ся на ме­ха­ни­сти­че­ские (жё­ст­кие, бю­ро­кра­ти­че­ские) и ор­га­ни­че­ские (адап­тив­ные), ме­няю­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от си­туа­ции.

Са­мой рас­про­стра­нён­ной по про­дол­жи­тель­но­сти ис­поль­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся ли­ней­но-функ­цио­наль­ная струк­ту­ра, по­стро­ен­ная в со­от­вет­ст­вии с ви­да­ми ра­бот, вы­пол­няе­мых отд. под­раз­де­ле­ния­ми. Её мо­ди­фи­ка­ция – ди­ви­зио­наль­ная струк­ту­ра – ста­ла рас­про­стра­нять­ся в 1960–1970-х гг. в ус­ло­ви­ях уве­ли­че­ния раз­ме­ров ор­га­ни­за­ций и ди­вер­си­фи­ка­ции их дея­тель­но­сти. Здесь клю­че­вы­ми фи­гу­ра­ми ста­но­вят­ся не ру­ко­во­ди­те­ли функ­цио­наль­ных под­раз­де­ле­ний, а ме­нед­же­ры, воз­глав­ляю­щие про­из­водств. от­де­ле­ния. Та­кой под­ход ус­ко­ря­ет ре­ак­цию ор­га­ни­за­ции на из­ме­не­ния внеш­ней сре­ды. Об­ла­даю­щие боль­шой гиб­ко­стью про­ект­ные струк­ту­ры фор­ми­ру­ют­ся при мо­дер­ни­за­ции про­из-ва и ос­вое­нии но­вых из­де­лий. На вре­мя про­ек­та фор­ми­ру­ет­ся ко­ман­да спе­циа­ли­стов под ру­ко­во­дством ме­нед­же­ра, от­вет­ст­вен­но­го за его вы­пол­не­ние. По за­вер­ше­нии про­ек­та струк­ту­ра рас­па­да­ет­ся, ра­бот­ни­ки воз­вра­ща­ют­ся на свои преж­ние долж­но­сти. Мат­рич­ная струк­ту­ра пред­став­ля­ет со­бой ор­га­ни­за­цию, по­стро­ен­ную на прин­ци­пе двой­но­го под­чи­не­ния ис­пол­ни­те­лей – не­по­сред­ст­вен­но­му ру­ко­во­ди­те­лю функ­цио­наль­ной служ­бы и ру­ко­во­ди­те­лю про­ек­та. Ру­ко­во­ди­тель про­ек­та взаи­мо­дей­ст­ву­ет с по­сто­ян­ны­ми чле­на­ми про­ект­ной груп­пы и ра­бот­ни­ка­ми функ­цио­наль­ных от­де­лов, под­чи­няю­щи­ми­ся ему вре­мен­но и по ог­ра­ни­чен­но­му кру­гу во­про­сов.

К ме­нед­же­рам, по­лу­чив­шим ми­ро­вую из­вест­ность, мож­но от­не­сти Г. Фор­да (ос­но­ва­тель мас­со­во­го про­из-ва не­до­ро­гих ав­то­мо­би­лей в США с ис­поль­зо­ва­ни­ем кон­вей­ер­ной сбор­ки), Л. Якок­ку (пре­зи­дент кор­по­ра­ции «Ford» и ком­па­нии «Chrysler», в 1960-х гг. сыг­рал ог­ром­ную роль в вы­во­де из кри­зи­са ав­то­мо­биль­ной пром-сти США), брать­ев и сес­тру Бе­нет­тон (соз­да­те­ли им­пе­рии по про­из-ву оде­ж­ды и спор­тив­ных то­ва­ров), Б. Эп­стай­на (ме­нед­жер груп­пы «Битлз», ос­но­ва­тель но­вых форм шоу-биз­не­са).

Лит.: Олд­корн Р. Ос­но­вы ме­недж­мен­та. М., 1999; Ор­лов А. И. Ме­недж­мент. М., 2003; Мес­кон М. Х., Аль­берт М., Хе­до­ури Ф. Ос­но­вы ме­недж­мен­та. М., 2007; Дру­кер П. Прак­ти­ка ме­нед­ж­мен­та. М., 2007.

Вернуться к началу