Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГРУЗИ́НСКИЕ ЕВРЕ́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 50

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов
Семья грузинских евреев. Тбилиси. Фото 1924.

ГРУЗИ́НСКИЕ ЕВРЕ́И (са­мо­на­зва­ния – эб­ра­эли, ис­ра­эли), эт­ни­че­ская груп­па ев­ре­ев. Чис­лен­ность ок. 80 тыс. чел. (2006, оцен­ка), из них в Гру­зии 6 тыс. чел. (в осн. в Тби­ли­си, не­боль­шие об­щи­ны в Ку­таи­си, Го­ри, Ба­ту­ми, По­ти и др.), в Из­раи­ле 65 тыс. чел., в Рос­сии, по пе­ре­пи­си 2002, на­счи­ты­ва­лось 53 чел. (в осн. в Мо­ск­ве), по оцен­ке – 5 тыс. чел., в Азер­бай­джа­не – 500 чел. Го­во­рят на груз. яз., ра­нее – на осо­бом евр. эт­но­лек­те груз. яз.; бы­то­вал так­же тор­го­вый ар­го – кив­ру­ли. По ре­ли­гии – иу­деи.

По ле­ген­де, ев­реи впер­вые по­се­ли­лись в Гру­зии в рай­оне Мцхе­ты в 6 в. до н. э., спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний ва­ви­лон­ских за­хват­чи­ков Иу­деи. Со­хра­нив­шие­ся эпи­та­фии на древ­них клад­би­щах не­да­ле­ко от Мцхе­ты сви­де­тель­ст­ву­ют о су­ще­ст­во­ва­нии евр. на­се­ле­ния в Гру­зии в пер­вые ве­ка на­шей эры. В со­от­вет­ст­вии с груз. цер­ков­ной тра­ди­ци­ей ев­реи иг­ра­ли не­ма­лую роль в хри­стиа­ни­за­ции Гру­зии, не­ко­то­рые из них – свя­тые Груз. пра­во­слав­ной церк­ви (святые Эвиа­тар, Си­до­ния и др.). В сред­ние ве­ка Г. е., рас­се­лён­ные пре­им. в Име­ре­ти, Карт­ли и Мес­хе­ти, бы­ли кре­по­ст­ны­ми цер­ков­ных и свет­ских фео­да­лов. Осн. тра­диц. за­ня­тие – мел­кая роз­нич­ная тор­гов­ля, в т. ч. ко­ро­бей­ни­че­ст­во, ре­мёс­ла (порт­няж­ное, скор­няж­ное, ша­поч­ное, са­пож­ное и др.), за­ни­ма­лись так­же зем­ле­де­ли­ем, гл. обр. ви­но­гра­дар­ст­вом, и ви­но­де­ли­ем. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти (1864–71) Г. е. пе­ре­ста­ли за­ни­мать­ся с. х-вом, се­ли­лись в го­ро­дах (Тби­ли­си, Ку­таи­си, Цхин­ва­ли, Го­ри, Ахал­ци­хе и др.); су­ще­ст­во­ва­ли и не­боль­шие по­се­ле­ния (напр., Ку­ла­ши под Ку­таи­си). Мн. обы­чаи, оде­ж­да, пи­ща, му­зы­ка, тан­цы и др. сход­ны с гру­зин­ски­ми. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-кол­ла­те­раль­ная. Об­щи­на (ка­гал) воз­глав­ля­лась вы­бор­ным хо­зяйств. и адм. ру­ко­во­ди­те­лем (га­бай) и ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем (ха­хам), вы­пол­няв­шим функ­ции рав­ви­на, кан­то­ра и рез­ни­ка. В ка­ж­дой об­щи­не обя­за­тель­но бы­ла на­чаль­ная шко­ла для маль­чи­ков (мед­реш). По­ря­док мо­литв се­фард­ский. В от­ли­чие от др. евр. эт­нич. групп Г. е. не соз­да­ли собств. ре­лиг. письм. тра­ди­ции и, ве­ро­ят­но, из-за кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти сре­ди них до Но­вей­ше­го вре­ме­ни не бы­ло собств. круп­ных ре­лиг. ав­то­ри­те­тов. Пер­вым об­ще­при­знан­ным ли­де­ром Г. е. стал рав­вин Да­вид Баа­зов (1883–1947), воз­глав­ляв­ший так­же сио­ни­ст­ское дви­же­ние сре­ди Г. е. В сов. пе­ри­од Г. е. по срав­не­нию с др. евр. груп­па­ми СССР наи­бо­лее со­хра­ни­ли при­вер­жен­ность иу­да­из­му и тра­диц. об­ра­зу жиз­ни. В 1926 на­счи­ты­ва­лось ок. 20 тыс. Г. е. Воз­ник­шая в нач. 20 в. ин­тел­ли­ген­ция под­вер­глась го­не­ни­ям в 1930–50-х гг. В 1970-х гг. на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция Г. е. в Из­ра­иль. В Гру­зии со­хра­ня­ют свое­об­ра­зие бо­го­слу­же­ния; вхо­дят в со­вме­ст­ные с аш­ке­на­за­ми нац. ор­га­ни­за­ции. В 2003 воз­ник Все­мир­ный кон­гресс ев­ре­ев Гру­зии.

Вернуться к началу