КАЧИ́НА
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЧИ́НА (на яз. хопи – kuhchee’nah, букв. – несущие жизнь), божества и благожелательные духи предков у индейцев юго-запада Сев. Америки (гл. обр. у зап. пуэбло, особенно у хопи и зуни). К. представляются в антропо-, зоо- и орнитоморфном облике. Осн. группы: К., связанные с мифами творения и обрядами инициаций; К. дождя и плодородия; К. войны; К. – лекари, вестники, ритуальные бегуны, клоуны, персонификации солнца, луны, звёзд, ветра, снега, диких и культурных растений, «хозяева» животных и др. Каждый род, деревня или ритуальное общество имеют своего гл. К.-покровителя. У хопи К. живут на горных вершинах, у зуни – также в подземном Озере Мёртвых. Согласно мифам, в начале времён К. обучали людей полезным навыкам и вызывали дождь, танцуя на полях. Ритуалы К. проходят в культовых полуземлянках (кива), символизирующих утробу Земли, через которую предки вышли на поверхность, и на площадях перед ними. У зуни культом К. руководит особая группа жрецов, у хопи – главы общин и кива. Пляски К. исполняются мужчинами, женщины и дети участвуют как зрители. Каждого К. символизируют особый костюм и атрибуты, хранящиеся в кива. Маски К. (личины и шлемовидные) делаются из соломы, листьев, кожи, текстиля, перьев, расписываются красками. Цикл обрядов К. у хопи открывает в ноябре праздник Нового огня (Вувучим), когда юноши проходят последний этап инициации и получают право изображать К. Во время зимнего солнцестояния, на праздник Возрождения (у хопи – Сойал, у зуни – Салако), отмечается возвращение К. в деревню: К. спускаются с гор, предводительствуемые К. Огня; среди них – К.-великаны и К., двигающиеся и лопочущие как младенцы; обряд включает ритуальный бег К. Во всех церемониях К. участвуют К.-клоуны (хано, кошаре), изображаемые танцорами, одетыми в головной убор с рожками с кисточками на концах и раскрашенными в чёрно-белую горизонтальную полоску; они танцуют с погремушками из тыквы и барабанами, гримасничают, отпускают непристойные шутки на темы деревенской жизни. После летнего солнцестояния, в июле, справляется праздник прощания с К. (Ниман), после которого они возвращаются в свои горные деревни.
С 1911 ритуалы К. закрыты для посещений посторонними, за исключением нескольких деревень.
К. изображают также раскрашенные дерев. куклы (тиху) (выс. 10–40 см) из корня хлопкового дерева (вид тополя), у зуни – нередко из сосны. Их изготовляют мужчины и во время церемоний дарят детям и женщинам в качестве оберегов и инструментов обучения (узнавать К. во время представлений). Хранят тиху в домах. По-видимому, традиция кукол К. появилась у индейцев пуэбло в результате первых контактов с испанцами. Ранние тиху крайне схематичны, не имеют рук и ног, на макушке – перо или пучок перьев; близки по стилю к петроглифам 13–16 вв., изображениям на керамике культуры Могольон, на стенах кива в пуэбло долины р. Литл-Колорадо (Хопи, Хомолови, Аватови), маскам К., рисункам на песке народов пуэбло. Ныне куклы К. изготавливаются на продажу (гл. обр. у хопи и навахо), выполнены в реалистичной манере.