Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КИСТИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Т. Соловьёва

КИСТИ́НЫ (кисты, кистинцы; самоназвание – кистойн; груз. кистеби; гурджиехар нохчий – «грузинские чеченцы», гурджиехар вайнах – «грузинские вайнахи»), группа вайнахов на северо-востоке Грузии. Живут в Панкисском ущелье в верховьях реки Алазани (Ахметский муниципалитет, край Кахети), центр – село Дуиси. Численность 7,1 тыс. чел. (2002, перепись). Говорят на грузинском языке и на кистинском диалекте чеченского языка. Преподавание в школах – на грузинском языке. В основном мусульмане-сунниты, сохраняются отдельные следы христианства и язычества.

К. – по­том­ки че­чен­цев и ин­гу­шей, пе­ре­се­лив­ших­ся в Гру­зию в 19 в., сре­ди ко­то­рых, по пре­да­ни­ям, бы­ли вы­ход­цы из Га­лан­чож­ско­го района Чеч­ни – эр­ст­хо­ев­цы, май­стин­цы, мел­хин­цы (сё­ла Дуи­си, Джо­ко­ло), т. н. гор­ные ак­кин­цы (село Шуа-Ха­ла­ца­ни), из Итум-Ка­лин­ско­го района – хиль­ди­ха­ро­ев­цы (село Дзи­ба­хе­ви/Зи­бак­хи). В 19 в. про­ис­хо­ди­ла на­сильственная хри­стиа­ни­за­ция К. В кон. 19 – нач. 20 вв. под влия­ни­ем про­по­вед­ни­ков из Чеч­ни, Да­ге­ста­на, Азер­бай­джа­на уси­ли­лось влия­ние ис­ла­ма сун­нит­ско­го тол­ка. Ис­ла­ми­за­ция за­вер­ши­лась в 1920-е гг. Тра­диционная куль­ту­ра сход­на с че­чен­ской, от­ли­ча­ет­ся со­хра­не­ни­ем не­ко­то­рых ар­ха­ич­ных черт (напр., тер­ми­но­ло­гия род­ст­ва). Ис­пы­та­ли влия­ние грузинской куль­ту­ры (так, тра­ди­ци­он­но бы­ло раз­ви­то ви­но­де­лие). Многие кис­тин­ские фа­ми­лии име­ют гру­зи­ни­зи­ро­ван­ную фор­му (Ал­бу­та­шви­ли, Дуи­шви­ли, Мар­го­шви­ли, Хан­го­шви­ли и т. п.). Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на тей­пы. В кон. 20 в. ки­стин­ская об­щи­на уве­ли­чи­лась за счёт бе­жен­цев из Чеч­ни и за­се­ли­ла так­же бывшие осетинские сё­ла Ду­ма­сту­ри, Кве­мо-Ха­ла­ца­ни и Ци­ну­ба­ни, ос­тав­лен­ные по­сле гру­зи­но-осетинского кон­флик­та в нач. 1990-х гг.

Лит.: Али­ро­ев И. Ю. Кис­тин­ский диа­лект че­чен­ско­го язы­ка // Из­вес­тия Че­че­но-Ин­гуш­ско­го НИИ язы­ка, ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии. Гроз­ный, 1962. Т. 3. Вып. 2: Язы­ко­зна­ние; Шав­хе­ли­шви­ли А. И. Из ис­то­рии взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду гру­зин­ским и че­че­но-ин­гуш­ским на­ро­да­ми. Гроз­ный, 1963; Мар­го­шви­ли Л. Ю. Об­ря­ды и обы­чаи кис­тов Пан­ки­си и со­вре­мен­ность. Тб., 1985 (на груз. яз.); она же. Пан­кис­ское уще­лье (ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ское ис­сле­до­ва­ние). Тб., 2002 (на груз. яз.).

  • КИ́СТЫ группа вайнахов на северо-востоке Грузии (2009)
Вернуться к началу