Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АШКЕНА́ЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 594

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов
Ашкеназы. Традиционная одежда. 19 в.

АШКЕНА́ЗЫ [аш­ки­на­зы, аш­ки­на­зи, аш­ке­на­зи – от aškinaz (биб­лей­ский ив­рит)], эт­ни­че­ская груп­па ев­ре­ев. Чис­лен­ность ок. 9 млн. чел. (2004, оцен­ка). Тра­диц. язык – идиш. В биб­лей­ский пе­ри­од А. на­зы­вал­ся сев. на­род, ото­жде­ст­в­ляе­мый со ски­фа­ми, в сред­не­ве­ко­вый – «Аш­ки­наз» слу­жи­ло евр. обо­зна­че­ни­ем Гер­ма­нии. Груп­па А. фор­ми­ру­ет­ся на ру­бе­же 1–2-го тыс. в бас­сей­не ср. Рей­на, верх. По­ду­на­вье и в вост. при­аль­пий­ской зо­не на ос­но­ве ро­ма­но-, от­час­ти ара­мей­ско- и сла­вя­ноя­зыч­но­го ев­рей­ско­го на­се­ле­ния, вос­при­ни­мав­ше­го нем. язык. В 12–15 вв. зна­чит. часть А. пе­ре­се­ля­ет­ся на тер­ри­то­рию Поль­ши и Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го, где ас­си­ми­ли­ру­ет сла­вя­но­зыч­ную груп­пу ке­наа­ни­тов, вос­хо­дя­щую к евр. на­селе­нию Ки­ев­ской Ру­си. Здесь воз­ни­ка­ют су­бэт­нич. груп­пы А. и со­от­вет­ст­вующие им диа­лек­ты идиша: лыт­ва­ки (в Лит­ве, Бе­ло­рус­сии и Вост. Поль­ше), пойлн (в Поль­ше), кур­лен­дер (в Лат­вии), га­лы­циа­нер (в Га­лиции), во­лын­ско-по­доль­ские и ва­лахско-бес­са­раб­ские ев­реи (Ук­раи­на, Мол­да­вия, Ру­мы­ния, Тран­силь­ва­ния). То­гда же фор­ми­ру­ют­ся лит. язык идиш и т. н. мес­теч­ко­вая куль­ту­ра вост. А.: осо­бая мо­дель рас­селе­ния (со­сре­до­то­че­ние в не­боль­ших гор. по­се­ле­ни­ях-«мес­теч­ках», где А. час­то со­став­ля­ли боль­шин­ст­во) и за­строй­ки (си­на­го­га – шул, при ней ри­ту­аль­ные ба­ни – ми­к­ве и стран­но­при­им­ный дом – шпи­таль, отд. евр. клад­би­ще и др.); пре­иму­ще­ст­вен­ная спе­циа­ли­за­ция на тор­гов­ле и ре­мёс­лах (са­пож­ное, порт­няж­ное и др.); жи­ли­ще с боль­ши­ми ок­на­ми, без се­ней и па­ли­сад­ни­ка, с не­ош­ту­ка­ту­рен­ным уча­ст­ком сте­ны в па­мять о раз­ру­ше­нии Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма, ор­на­мен­таль­ной ап­пли­ка­ци­ей из бу­ма­ги или рос­пи­сью на вост. сте­не гл. ком­на­ты (миз­рах), к ко­то­рой об­ра­ща­лись ли­цом во вре­мя мо­лит­вы. Тра­диц. кос­тюм фор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем оде­ж­ды ок­ру­жаю­щих на­ро­дов и ре­лиг. норм иу­да­из­ма. Ха­рак­тер­ны муж­ской длин­но­по­лый каф­тан (лап­сер­дак), обя­за­тель­ное по­кры­ва­ние го­ло­вы чёр­ной ша­поч­кой (ер­мол­ка, яр­мол­ке) или шля­пой, ото­ро­чен­ной ме­хом (штраймл), чёр­но-бе­лые или бе­ло-го­лу­бые мо­лит­вен­ные ша­ли с кис­тя­ми (та­лес, ар­ба­кан­фес). Муж­чи­ны от­пус­ка­ли бо­ро­ды и пря­ди во­лос на вис­ках (пей­сы). За­муж­ние жен­щи­ны по­кры­ва­ли го­ло­ву плат­ком или па­ри­ком. Ха­рак­тер пи­щи оп­ре­де­лял­ся ме­ст­ны­ми тра­ди­ция­ми и ре­лиг. за­пре­та­ми (каш­рут). Ос­но­ву со­став­ля­ли муч­ные из­де­лия, ка­ши, пе­че­нья (ле­ках, зе­ме­лах, ки­хе­лах), клёц­ки, лап­ша (локшн), пу­дин­ги (кугл); рыб­ные и мяс­ные блю­да – фар­ши­ро­ван­ная ры­ба (ге­фил­те фиш), ки­сло-слад­кое жар­кое (эсик-флейш), ру­ле­ты, паш­те­ты, фор­шма­ки. Ри­ту­аль­ная пи­ща – суб­бот­ние пле­тё­ные бул­ки (ха­ла), пре­сные пас­халь­ные ле­пёш­ки (ма­ца), тре­уголь­ные пи­рож­ки с ма­ком для празд­ни­ка Пу­рим (го­мен­ташн) и др. Для фольк­ло­ра (вол­шеб­ные сказ­ки, прит­чи, бас­ни) ха­рак­тер­ны биб­лей­ские и тал­мудич. сю­же­ты. Муз. твор­че­ст­во со­че­та­ет эле­мен­ты ближ­не­вост. ме­ло­ди­ки и му­зы­ки ок­ру­жаю­щих на­ро­дов (ру­мын, нем­цев, сла­вян); вклю­ча­ет кан­тор­ское си­на­го­галь­ное пе­ние (ха­зо­нес), на­пе­вы без слов (ни­гу­ним), т. н. ха­сид­ские пес­ни на тек­сты псал­мов и мо­литв, сва­деб­ные и празд­нич­ные тан­це­валь­ные ме­ло­дии (фрей­лехс), бо­га­тую ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку, ис­пол­няе­мую струн­ны­ми ан­самб­ля­ми (клез­мер) и др. Со­хра­ни­лись дра­ма­тич. инс­це­ни­ров­ки на ре­лиг. и свет­ские сю­же­ты, кар­на­ва­лы (пу­рим­шпил). Аш­ке­наз­ский фольк­лор ока­зал влия­ние на про­фес­сио­наль­ную эс­т­ра­ду (сё­ст­ры К. и М. Бе­ри, Н. Лиф­шиц, Ш. Кар­лбах). Фольк­лор­ные мо­ти­вы про­ник­ли в про­фес­сио­наль­ное изо­бра­зит. иск-во (М. Ша­гал).

В кон. 18 в. боль­шин­ст­во вост. А. ста­но­вят­ся под­дан­ны­ми Рос­сий­ской и Ав­ст­рий­ской (с сер. 19 в. – Ав­ст­ро-Вен­гер­ской) им­пе­рий. Про­ис­хо­дит рас­пад А. на зап. и вост. груп­пы. В Зап. Ев­ро­пе А. рас­се­ле­ны дис­перс­но, ут­ра­чи­ва­ют язык и тра­диц. со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию, при­об­ре­та­ют ха­рак­тер чис­то кон­фес­сио­наль­ной общ­но­сти, в то вре­мя как вост. А., осо­бен­но в Рос­сии, где они жи­ли в осн. в пре­де­лах чер­ты осед­ло­сти, пе­ре­жи­ва­ют эт­нич. кон­со­ли­да­цию. 2-я ми­ро­вая вой­на и хо­ло­кост при­во­дят к ги­бе­ли б. ч. вост.-аш­ке­наз­ско­го на­се­ле­ния и к рас­па­ду аш­ке­наз­ской эт­нич­но­сти. По­том­ки А. со­став­ля­ют ок. 80% ев­ре­ев в ди­ас­по­ре и св. 50% – в Из­раи­ле.

Лит.: Гла­вы из ис­то­рии и куль­ту­ры ев­ре­ев Вос­точ­ной Ев­ро­пы. Тель-Авив, 1995.

Вернуться к началу