Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛГА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 707-709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Мартынова; Е. М. Фраёнова (устное творчество)

БОЛГА́РЫ (са­мо­на­зва­ние – бълга­ри), слав. на­род, осн. на­се­ле­ние Бол­га­рии. Чис­лен­ность в Бол­га­рии 6,7 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Сер­бии (Ба­нат – 20,5 тыс. чел.; 2002, пе­ре­пись), Ру­мы­нии (6,7 тыс. чел.; 2002, пе­ре­пись), Мол­да­вии (бес­са­раб­ские, или буд­жак­ские, Б. – 353 тыс. чел.; 2005, оцен­ка), Ук­раи­не (в осн. в Одес­се, а так­же оль­шан­ские Б. в Ки­ро­во­град­ской обл. и за­кар­пат­ские Б. – 205 тыс. чел.; 2001, пе­ре­пись), Тур­ции (в осн. по­ма­ки – 277 тыс. чел.; 2005, оцен­ка), Рос­сии (32 тыс. чел., в т. ч. в Мо­ск­ве – 2,4 тыс. чел., Крас­но­дар­ском крае – 3,1 тыс. чел., Рос­тов­ской обл. – 1,1 тыс. чел., Тю­мен­ской обл. – 3,4 тыс. чел.; 2002, пе­ре­пись), США (55 тыс. чел.; 2000, пе­ре­пись). Го­во­рят на бол­гар­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные, есть му­суль­ма­не (по­ма­ки – в осн. в Ро­до­пах на юго-вос­то­ке Бол­га­рии, в Гре­ции и Тур­ции), ка­то­ли­ки (в осн. в рай­оне Плов­ди­ва и на ср. Ду­нае, а так­же в Ма­ке­до­нии, Гре­ции, Тур­ции, ря­де стран Зап. Ев­ро­пы и Аме­ри­ки) и про­тес­тан­ты (пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­тис­ты, бап­тис­ты, конг­рега­ци­о­на­лис­ты, ме­то­дис­ты).

В эт­но­ге­не­зе Б. уча­ст­во­ва­ли фра­кий­цы (фра­кий­ские чер­ты про­яв­ля­ют­ся в совр. куль­ту­ре Б., осо­бен­но к югу от Бал­кан­ско­го хреб­та), сла­вя­не, за­се­лив­шие тер­ри­то­рию Бол­га­рии в 6–7 вв., и тюр­ки-бул­га­ры, за­вое­вав­шие Бол­га­рию в 680-е гг. и впо­след­ст­вии ас­си­ми­ли­ро­ван­ные сла­вя­на­ми. Куль­ту­ра Б., пе­ре­жи­вав­шая рас­цвет в пе­рио­ды Пер­во­го и Вто­ро­го Бол­гар­ских царств, под­вер­г­лась раз­ру­ше­нию по­сле Ос­ман­ско­го за­вое­ва­ния (кон. 14 в.). В 15 в. боль­шин­ст­во на­се­ле­ния болг. го­ро­дов со­став­ля­ли тур­ки и гре­ки, зна­чит. часть Б. (осо­бен­но в рай­оне Ро­доп­ских гор) бы­ла на­силь­ст­вен­но об­ра­ще­на в ис­лам (вслед­ст­вие сво­ей обо­соб­лен­но­сти ро­доп­ские по­ма­ки со­хра­ни­ли ар­ха­ич. чер­ты язы­ка и куль­ту­ры). С на­пи­са­ни­ем в 1762 «Ис­то­рии сла­вя­но-бол­гар­ской...» Паи­си­ем Хи­лан­дар­ским на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся Болг. воз­ро­ж­де­ние. В 18–19 вв. как про­ти­во­дей­ст­вие тюр­ки­за­ции про­ис­хо­дит мас­со­вая эмиг­ра­ция Б. в Ба­нат, Ру­мы­нию и на Ук­раи­ну, с кон. 19 в. – в др. стра­ны Ев­ро­пы и в США. В СССР в 1920-е гг. бы­ли соз­да­ны болг. нац. рай­оны и сель­со­ве­ты. В 1940-е гг. часть Б. СССР под­вер­глась де­пор­та­ции в Си­бирь.

Рис. Е. А. Афремовой Болгарская традиционная одежда: 1 – женский двупрестилочный костюм. Северо-Западная Болгария (обл. Монтана); 2 – женский сукманный костюм (сукман со вставными боковыми клиньями, на ногах &...

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­родов Юго-Вост. Ев­ро­пы. Сфор­ми­ро­ва­лись эт­но­гра­фич. груп­пы: шо­пы (на за­па­де), по­лян­цы (Ду­най­ская рав­ни­на), до­б­руд­жан­цы (До­б­руд­жа), бал­кан­цы (Бал­кан­ские го­ры). Из зем­ле­дельч. куль­тур ос­нов­ная – пше­ни­ца, с 17 в. рас­про­стра­ни­лась ку­ку­ру­за, под влия­ни­ем ту­рок – та­бак, мас­лич­ная ро­за. До кон. 19 в. важ­ней­шей от­рас­лью хо­зяй­ст­ва бы­ло от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. Бы­ло раз­ви­то про­из-во сук­на (аба), без­вор­со­вых (вы­де­ля­ют­ся цен­тры: Чи­пров­цы на се­ве­ро-за­па­де Бол­га­рии – с чёр­но-крас­ным рас­ти­тель­ным узо­ром, с 17 в.; Ко­тел на вос­то­ке Бал­кан­ско­го хреб­та – с гео­мет­рич. ор­на­мен­том, с 18 в.) и вор­со­вых (с 1893 – в Па­на­гю­риш­те) ков­ров, по­лив­ной ке­ра­ми­ки с рель­еф­ным де­ко­ром (Тро­ян, Трын и др.), мед­ной по­су­ды (Сред­на-Го­ра, Ро­до­пы), се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний. В сред­ние ве­ка ре­мес­лен­ни­ки объ­е­ди­ня­лись в це­хи (эс­на­фы). Тра­диц. сё­ла – раз­бро­сан­ной (в пред­гор­ных и гор­ных рай­онах) и ку­че­вой (на рав­ни­нах) пла­ни­ров­ки. Родств. се­мьи за­се­ля­ли отд. часть по­се­ле­ния (ма­ха­ла). Осн. вид тра­диц. по­стро­ек – кар­кас­ный. В Ро­до­пах до 20 в. со­хра­ня­лись сруб­ные до­ма, в По­ду­на­вье – зем­лян­ки. Жи­ли­ще на рав­ни­нах – од­но­этаж­ное, в го­рах – двух-трёх­этаж­ное. Осн. по­ме­ще­ния в до­ме – об­щая ком­ната с ка­ми­ном (кыш­та), жи­лые ком­на­ты (со­ба, стая) и кры­тая тер­ра­са; ро­доп­ский дом имел гос­те­вую ком­на­ту (кьошк). Хлеб­ная печь рас­про­стра­ни­лась в 19 в., до это­го хлеб (пи­та) пек­ли в ка­ми­не на ско­во­ро­де или в зо­ле. По празд­ни­кам го­то­вят слоё­ный пи­рог с брын­зой и ово­ща­ми (ба­ни­ца, млин). Осн. мо­лоч­ная пи­ща – брын­за. Мя­со жа­рят на вер­те­ле, ту­шат, су­шат и со­лят впрок (пастъ­рма) и др. В пи­щу до­бав­ля­ют крас­ный пе­рец и пря­ные при­пра­вы. Тра­диц. жен­ская оде­ж­да трёх ти­пов: ру­ба­ха с тре­уголь­ны­ми по­ли­ка­ми, по­верх ко­то­рой на­де­ва­ли пре­стил­ку – два узор­ных фар­ту­ка (на се­ве­ре) или не­сши­тую юб­ку (у му­суль­ма­нок Зап. Ро­доп); ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха с сук­ма­ном – си­ним или чёр­ным шер­стя­ным са­ра­фа­ном (в Центр. Бол­га­рии, в Родо­пах – с длинными рукавами); ру­ба­ха с саей – рас­паш­ной курт­кой (в Юж. Бол­га­рии). Го­лов­ной убор – платок, ша­почка на твёр­дой ос­но­ве в фор­ме вы­со­ко­го ци­лин­д­ра, усе­чён­но­го ко­ну­са, од­но-, дву­ро­гий и т. п. Муж­ская оде­ж­да – из бе­ло­го сук­на (бе­ло­дреш­ко­вая): уз­кие или ши­ро­кие до ко­лен шта­ны и курт­ка. В 18–19 вв. на вос­то­ке и юге рас­про­стра­ни­лась оде­ж­да из тём­но­го сук­на (чер­но­дреш­ко­вая), близ­кая к ту­рец­кой: шта­ны с ши­ро­ким ша­гом и уз­ки­ми го­ле­ни­ща­ми, пря­мая курт­ка до та­лии и жи­лет (елек); ук­ра­ша­лась цвет­ным шну­ром-гай­та­ном, но­си­лась с ту­ни­ко­об­раз­ной вы­ши­той ру­ба­хой и ши­ро­ким, обёр­ну­тым в неск. раз, крас­ным поя­сом. До 19 в. бы­то­ва­ли боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (за­дру­га), род­ст­вен­ные груп­пы (род, фа­ми­лия), обы­чай уво­да (при­ста­ва­не) или умы­ка­ния (зав­ли­ча­не) не­вес­ты, ве­ра в жен­ские бо­же­ст­ва (са­мо­ви­лы). Со­хра­ня­ют­ся обы­чай об­щин­ной взаи­мо­по­мо­щи (тла­ка), де­ви­чьи по­си­дел­ки (се­дян­ки), от­ме­ча­ют день свя­то­го – по­кро­ви­те­ля ро­да (све­тец), День уро­жая (Сбор), по­ми­наль­ные дни (за­душ­ни­цы). 1 мар­та да­рят друг дру­гу бан­ти­ки из крас­ных и бе­лых ни­ток (мар­те­ни­цы); на Свят­ки (Ко­ле­да) и Мас­ле­ни­цу (Сыр­ни­це) до­ма об­хо­дят ря­же­ные муж­чи­ны (ку­ке­ры, сур­ва­ска­ры), за не­де­лю до Пас­хи – мо­ло­дые жен­щи­ны (ла­зар­ки); ве­сен­ний вы­гон ско­та в день св. Ге­ор­гия (24 апр.) со­про­во­ж­да­ет­ся жерт­во­при­но­ше­ни­ем ба­ра­на (кур­бан); во вре­мя за­су­хи ле­том во­дят де­воч­ку в ро­ли ба­боч­ки (пе­пе­ру­да). Из тра­диц. ис­кус­ст­ва раз­ви­ты вы­шив­ка, резь­ба по де­ре­ву; в пе­ри­од Воз­ро­ж­де­ния сфор­ми­ро­ва­лись ме­ст­ные шко­лы ар­хи­тек­тур­ной резь­бы – бан­ская, дебр­ская, са­мо­ков­ская, трев­нев­ская.

Уст­ное твор­че­ст­во. Свое­об­ра­зие пе­сен (гл. обр. од­но­го­лос­ные), тан­цев и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки Б. обу­слов­ле­но слия­ни­ем раз­ных эт­нич. эле­мен­тов. Сис­те­ма тра­диц. жан­ров фольк­ло­ра – об­ще­сла­вян­ско­го ти­па, рит­мич. фор­му­лы зем­ле­дельч. и сва­деб­ных пе­сен сход­ны с вост.-сла­вян­ски­ми; пес­ни и тан­цы, свя­зан­ные с куль­том во­ды (об­ряд за­кли­на­ния до­ж­дя – пе­пе­ру­да), ог­ня («не­сти­нар­ские пля­ски»), об­ря­до­вые тан­цы-пан­то­ми­мы («ку­кер­ские иг­ры») вос­хо­дят, пред­по­ло­жи­тель­но, к фра­кий­ско­му суб­стра­ту. Рит­мич. и ла­до­вая сис­те­мы, тра­диц. муз. ин­ст­ру­мен­та­рий со­еди­ни­ли чер­ты сла­вян­ских, тюрк­ских (вос­хо­дя­щие к про­то­бол­га­рам, а так­же за­им­ст­во­ван­ные у ту­рок), греч. и др. со­сед­них куль­тур. Эпич. пес­ни скла­ды­ва­лись с 14–15 вв. (те­ма­ти­ка юнац­ких, гай­дуц­ких пе­сен свя­за­на с ос­во­бо­дит. борь­бой). Наи­бо­лее ори­ги­наль­ная чер­та нар. твор­че­ст­ва Б. – рит­ми­ка бы­ст­рых хо­ро­вод­ных пе­сен-пля­сок (хо­ро), где разл. ком­би­на­ции «ко­рот­ких» (в муз. за­пи­си $\frac 2{16}$) и «длин­ных» ($\frac 3{16}$) ша­гов соз­да­ют струк­ту­ры с по­лу­тор­ным со­от­но­ше­ни­ем рит­мич. до­лей (т. н. не­рав­но­доль­ные так­ты): $\frac 5{16} \ (\frac 3{16} + \frac 2{16}$ или $\frac 2{16} + \frac 3{16}$); $\frac 7{16} \ (\frac 2{16}+\frac 2{16}+\frac 3{16}$; пля­ска «ру­че­ни­ца»$)$; ­$\frac 8{16} \ (\frac 3{16}+\frac 2{16}+\frac 3{16})$; $\frac 9{16}$ и др. Тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты: ду­хо­вые – про­доль­ные флей­ты ка­вал и ду­дук (со сви­ст­ко­вым уст­рой­ст­вом), во­лын­ка гай­да; струн­ные – щип­ко­вый там­бу­ра (бул­га­рия, баг­ла­ма; ис­поль­зу­ет­ся как соль­ный и ак­ком­па­ни­рую­щий; см. в ст. Тан­бур), смыч­ко­вые га­дул­ка (3-струн­ный; род­ст­вен­ный ин­ст­ру­мент – греч. ли­ра­ки) и гус­ла (од­но­струн­ный; есть у всех юж. сла­вян, ис­поль­зу­ет­ся для со­про­во­ж­де­ния эпич. пе­сен); ба­ра­бан ту­пан, бу­бен дай­ре. В совр. ан­самб­ли нар. му­зы­ки вхо­дят так­же клар­нет, скрип­ка и др.

Лит.: По­пов М., Мар­ков Г. Г. Ан­тро­по­ло­гия на българ­ския на­род. Со­фия, 1959. Т. 1; Хри­стов Д. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы бол­гар­ской на­род­ной му­зы­ки. М., 1959; Джуд­жев Ст. Българ­ска на­род­на му­зи­ка. Со­фия, 1970–1975. Т. 1–2; Ан­ге­лов Д. Фор­ми­ро­ва­не и раз­ви­тие на българ­ска­та на­род­ност. Со­фия, 1980; Ген­чев С. На­род­на кул­ту­ра и ет­но­гра­фия. Со­фия, 1984; Бол­га­ры: Очерк тра­ди­ци­он­ной на­род­ной куль­ту­ры. Со­фия, 1984.

Вернуться к началу