Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕТО́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 199-200

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. К. Любарт; Я. Гардзоньо (устное творчество)

БРЕТО́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – breiz, франц. bretons), на­род на се­ве­ро-за­па­де Фран­ции, ко­рен­ное на­се­ле­ние Бре­та­ни. Жи­вут так­же в ок­ре­ст­но­стях Па­ри­жа и бас­сей­не Луа­ры. Чис­лен­ность 2,1 млн. чел. (2005, оцен­ка). Про­жи­ва­ют так­же в Ка­на­де и США. Го­во­рят на франц. яз. и на гал­ло – диа­лек­те франц. яз. (Вост. Бре­тань), ок. 500 тыс. чел. – на бре­тон­ском язы­ке (Зап. Бре­тань). Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

В 5 в. до н. э. Бре­тань за­се­ле­на кель­та­ми, ас­си­ми­ли­ро­вав­ши­ми ме­ст­ные пле­ме­на ост­рим­ни­ев. В рим. пе­ри­од (57–56 до н. э. – 5 в. н. э.) на­се­ле­ние Бре­та­ни бы­ло час­тич­но ро­ма­ни­зи­ро­ва­но. Сво­им назв. Б. обя­за­ны брит­там, пе­ре­се­лив­шим­ся в 5–6 вв. из Бри­та­нии и при­нёс­шим в Бре­тань хри­сти­ан­ст­во. В сред­ние ве­ка Б. под­вер­га­лись ас­си­ми­ля­ции фран­цу­за­ми. С 1830-х гг. воз­рож­да­ют­ся идеи нац. са­мо­быт­но­сти Б. и авто­но­миз­ма. С 1950-х гг. вы­дви­га­лись в осн. эко­но­мич. и со­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния; наи­бо­лее вли­ят. ор­га­ни­за­ция – К-т по изу­че­нию и за­щи­те ин­те­ре­сов Бре­та­ни (CELIB, 1950); ра­ди­каль­ные на­цио­на­ли­стич. дви­же­ния (Фронт ос­во­бо­ж­де­ния Бре­та­ни, 1963) не по­лу­чи­ли боль­шой под­держ­ки.

Бретонцы. Город Локронан.
Женщины из бретонского города Пон-лАббе в традиционных головных уборах (бигуденки). 1993.

Тра­диц. за­ня­тия – мо­лоч­ное жи­вот­но­вод­ст­во (бре­тон­ская мо­лоч­ная пром-сть – наи­бо­лее раз­ви­тая во Фран­ции), сви­но­вод­ст­во, мор­ское ры­бо­лов­ст­во (45% вы­лав­ли­вае­мой во Фран­ции ры­бы), лов­ля ома­ров, лан­гу­стов, ули­ток, сбор во­до­рос­лей, в про­шлом – мо­ре­ход­ст­во; ны­не раз­ви­ты ово­ще­вод­ст­во и ви­но­де­лие (в рай­оне Нан­та), раз­ве­де­ние уст­риц. Ре­мёс­ла – тка­че­ст­во из льна, пле­те­ние кру­жев, резь­ба по де­ре­ву и кам­ню (в 16–17 вв. бы­ло раз­ви­то из­го­тов­ле­ние мно­го­фи­гур­ных ка­мен­ных рас­пя­тий – каль­ве­ров), про­из-во об­лив­ной ке­ра­ми­ки. Тра­диц. по­се­ле­ния раз­бро­сан­ной пла­ни­ров­ки, вклю­ча­ют по неск. уса­деб (ферм). Жи­ли­ще ти­пич­но для др. кельт. на­ро­дов: ка­мен­ное, под вы­со­кой со­ло­мен­ной кры­шей, с вы­сту­паю­щи­ми щип­ца­ми. Дом со­сто­ит из од­ной об­щей ком­на­ты с се­ня­ми или из кух­ни и па­рад­ной ком­на­ты, раз­де­лён­ных се­ня­ми. Ха­рак­тер­на мас­сив­ная рез­ная ме­бель: шка­фы, сун­ду­ки, вы­со­кие за­кры­тые кро­ва­ти ти­па шка­фа со створ­ка­ми. Жен­ская оде­ж­да – юб­ка с коф­той, кор­саж, фар­тук с на­груд­ни­ком, кру­жев­ной во­рот­ник, кру­жев­ной че­пец (из­вест­но св. 60 раз­но­вид­но­стей). Для муж­ской оде­ж­ды ти­пич­ны ши­ро­кие шта­ны в сбор­ку (бра­гу-бра), стя­ну­тые вы­ше ко­лен шну­ра­ми, ши­ро­кий по­яс из сук­на или ко­жи, гет­ры, ру­ба­ха, дву­борт­ный жи­лет, пря­мая не­за­стё­ги­ваю­щая­ся курт­ка, ши­ро­ко­по­лая шля­па со спа­даю­щи­ми сза­ди лен­та­ми. Обувь – са­бо. Тра­диционная пи­ща – бли­ны, ка­ши, кар­то­фель, ры­ба, мо­ре­про­дук­ты; на­пит­ки – яб­лоч­ный сидр, мёд. Основ­ные празд­ни­ки – Празд­ник уро­жая (Фес-Ноз – «Ноч­ной празд­ник», ка­нун 1 но­яб­ря), день свя­то­го по­кро­ви­те­ля при­хо­да (Пар­дон – день от­пуще­ния гре­хов). До позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья со­хра­ня­лась кла­но­вая струк­ту­ра, до сер. 19 в. – по­кло­не­ние кам­ням-ме­га­ли­там, де­ревь­ям, ис­точ­ни­кам и т. п. Тра­диционный спорт – борь­ба (гу­ран), иг­ры с мя­чом (суль), под­ня­тие тя­же­стей, стрель­ба из лу­ка. Про­во­дит­ся еже­год­ный фольк­лор­ный фес­ти­валь в Кор­ну­айе.

Уст­ное твор­че­ст­во. Све­де­ния о древ­ней­шей му­зы­ке свя­за­ны с кельт­ской ар­фой – осн. ин­ст­ру­мен­том бар­дов, при­не­сён­ным брит­та­ми с Бри­тан­ских о-вов. Со­глас­но ле­ген­де, бре­тон­ский мо­нах 6 в. св. Эр­ве был ар­фи­стом, из-за че­го по­чи­тал­ся по­кро­ви­те­лем бар­дов. В Сред­не­ве­ко­вье бре­тон­ские ар­фи­сты вы­сту­па­ли как при­двор­ные му­зы­кан­ты во Фран­ции и др. стра­нах; из­вест­но, что англ. ко­роль Ри­чард I по­тре­бо­вал при­слать ар­фи­стов из Бре­та­ни к сво­ей ко­ро­на­ции (1189). Кельт­ская ар­фа (те­ленн) вы­шла из упот­реб­ле­ния в кон­це Сред­не­ве­ко­вья и толь­ко в нач. 20 в., под влия­ни­ем ирл. тра­ди­ции, на­ча­ла воз­ро­ж­дать­ся в Бре­та­ни. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные фор­мы нар. пе­ния – од­но­го­лос­ные без со­про­во­ж­де­ния бал­ла­ды ис­то­рич. или ле­ген­дар­но­го со­дер­жа­ния (гверц) и диа­ло­гич. тан­це­валь­ные пес­ни (кан ха дис­кан). Пер­вое опи­са­ние нар. тан­цев от­но­сит­ся к 1588 (Ж. Та­бу­ро, «Ор­хе­со­гра­фия»). Тан­це­валь­ные жан­ры мно­го­чис­лен­ны, в ка­ж­дой об­лас­ти из­вест­ны свои соб­ст­вен­ные, од­на­ко тан­цы ти­па га­во­та есть вез­де; во вре­мя празд­ни­ка Фес-Ноз ис­пол­ня­ют­ся кру­го­вые тан­цы. Для му­зы­ки ха­рак­тер­ны 5- и 7-доль­ные мет­ры, диа­то­ни­че­ская (обыч­но пен­та­то­ни­че­ская) ла­до­вая ос­но­ва (ис­поль­зу­ет­ся ок. 20 разл. зву­ко­ря­дов). Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка со­про­во­ж­да­ет тан­цы, в ан­самб­лях ис­поль­зу­ют­ся т. н. бре­тон­ская во­лын­ка (би­ню коз), во­лын­ка с од­ной бур­дон­ной труб­кой (вэз), ду­хо­вой языч­ко­вый бом­бар­да (их су­ще­ст­во­ва­ние до­ку­мен­таль­но под­твер­жде­но с 18 в.). Бре­тон­ская муз. тра­ди­ция, прак­ти­че­ски ис­чез­нув­шая меж­ду дву­мя ми­ро­вы­ми вой­на­ми, воз­ро­ж­да­ет­ся с 1950-х гг.

Лит.: Waquet H. L’art Breton. Grenoble; P., 1960; Guilcher J. M. La tradition populaire de danse en Basse-Bretagne. P.; La Haye, 1963; Sebillot P.-Y. Le folklore de la Bretagne. P., 1968. Vol. 1–2; Le Lannou M. La Bretagne et les Bretons. P.,1978; Lagree M. Religion et cultures en Bretagne. P., 1992; Becker R., Le Gurun L. La musique Bretonne. Spézet, 1994; Mussat A. Arts et culture de Bretagne. P., 1995; Gens de Bretagne. P., 1998. Vol. 1–2; Balcou Y. Histoire litteraire et culturel de la Bretagne. P., Spézet, 1998.

Вернуться к началу