Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАРГИ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. О. Османов, Г. А. Сергеева; У. Б. Далгат (фольклор)

ДАРГИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ния – дар­ган, дар­ган­ти, дар­гва; авар­ское – дар­ги­ял, ку­мык­ское – дар­ги­ляр), один из да­ге­стан­ских на­ро­дов в Ср. Да­ге­ста­не (Рос­сия). Жи­вут на юге Буй­нак­ско­го, в Ле­ва­шин­ском, на се­ве­ро-вос­то­ке Гу­ниб­ско­го, юго-за­па­де Ка­ра­бу­дах­кент­ско­го, в Аку­шин­ском, Сер­го­ка­лин­ском, Да­ха­да­ев­ском, на юге Кай­таг­ско­го, се­ве­ре Агуль­ско­го р-нов; про­жи­ва­ют так­же в Став­ро­поль­ском крае и Кал­мы­кии. Чис­лен­ность 510,1 тыс. чел. (2002, пе­ре­пись), в т. ч. в Да­ге­ста­не 425,5 тыс. чел. С кон. 1920-х гг. в их со­став час­то вклю­ча­ют близ­ких по язы­ку и куль­ту­ре кай­таг­цев и ку­ба­чин­цев. Го­во­рят на дар­гин­ских язы­ках. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба.

Музей этнографии народов России Даргинцы. Праздник первой борозды. Фото 1970-х гг.

Эт­но­ним «Д.» из­ве­стен с 14 в. По­литич. и тор­го­вые от­но­ше­ния с Рос­си­ей с 17 в. До окон­чат. при­сое­ди­не­ния к Рос­сии (1-я треть 19 в.) боль­шин­ст­во сою­зов сель­ских об­щин (Аку­ша, Цу­да­хар, Ме­ке­ги, Уси­ша, Му­ги, Ура­хи) вхо­ди­ло в со­юз Аку­ша-Дар­го, Уцу­ми-Дар­гва – в уц­мий­ст­во Кай­таг, Губ­ден и Да­кар – в Тар­ков­ское шам­халь­ст­во, Ме­геб – в авар­ский Ан­да­лаль­ский со­юз, Бур­кун-Дар­гва – в Ка­зи­ку­мух­ское хан­ст­во. Аку­ша-Дар­го управ­лял­ся схо­дом пред­ста­ви­те­лей сою­зов (цих­на­бях), со­би­рав­ших­ся око­ло с. Аку­ша. Сель­ские об­щи­ны (джа­ма­аты) управ­ля­лись ка­ди­ем, ста­рей­ши­на­ми и ис­пол­ни­те­ля­ми (ба­ру­ман) во гла­ве с гла­ша­та­ем (ман­гуш), стар­ши­на­ми (ха­ла­ти). Име­ли по­сто­ян­ные тор­го­вые кон­так­ты с ку­мы­ка­ми. Д. не вхо­ди­ли в со­став Има­ма­та Ша­ми­ля, но при­ни­ма­ли уча­стие в Кав­каз­ской вой­не 1817–64 и вос­ста­нии 1877. По­сле вой­ны боль­шин­ст­во дар­гин­ских сёл во­шло в Дар­гин­ский и Кай­та­го-Та­ба­са­ран­ский ок­ру­га. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия). Осн. за­ня­тия на рав­ни­не – па­шен­ное зем­ле­де­лие, в го­рах – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. Ок. 38% про­жи­ва­ет в го­ро­дах. Ре­мёс­ла – резь­ба по де­ре­ву (ме­бель, де­та­ли жи­лищ: кар­ни­зы, на­лич­ни­ки, опор­ные стол­бы), кам­ню (над­гро­бия), куз­неч­ное де­ло (с. Хар­бук Да­ха­да­ев­ско­го р-на), ору­жей­ное, юве­лир­ное, зо­ло­то­швей­ное де­ло (с. Аку­ша и др.), вы­шив­ка, вя­за­ние (Сер­го­ка­лин­ский и Аку­шин­ский р-ны: в осн. нос­ки с гео­мет­рич. ор­на­мен­том), ков­ро­тка­че­ст­во (Ле­ва­шин­ский, Аку­шин­ский, Да­ха­да­ев­ский р-ны), вы­дел­ка сафья­на (в осн. в с. Цу­да­хар), вой­ло­ка и су­кон, про­из-во по­лив­ной ке­ра­ми­ки и др. Ос­но­ву тра­диц. жен­ской оде­ж­ды со­став­ля­ла ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (хе­ва, гур­ди, ава) с пря­мы­ми ру­ка­ва­ми, ха­рак­тер­ны уз­кие в ша­гу шта­ны с уз­ки­ми шта­ни­на­ми, муж­ская и жен­ская шу­ба-на­кид­ка с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми. В пред­гор­ных рай­онах бы­ли рас­про­стра­не­ны от­рез­ная по та­лии ру­ба­ха (бал­хун-хе­ва) и рас­паш­ное пла­тье (вал­жаг, кап­тал-хе­ва, буз­ма-хе­ва, бал­хун-хе­ва, ка­ба­лай, гур­ди, ла­ба­да). В ря­де сёл тка­ли на­плеч­ные на­кид­ки и ша­ли. Ха­рак­тер­ные ти­пы чух­ты (чук) – в ви­де пря­мо­уголь­ной по­вяз­ки, час­то с на­ряд­ной на­лоб­ной на­шив­кой; в ви­де чеп­ца с ме­шоч­ком-на­кос­ни­ком и длин­ным (ино­гда до пят) по­лот­ни­щем из на­ряд­ной тка­ни (в т. ч. шёл­ка, пар­чи, ка­ше­ми­ра и т. п.); по­верх чух­ты обыч­но но­си­лось ши­ро­кое по­кры­ва­ло (ди­ка). Тра­диц. пи­ща – хлеб (пше­нич­ный и яч­мен­ный, в на­го­рье вы­пе­кался в тан­ды­ре-та­рум); су­пы-нергь (мяс­ной, мо­лоч­ный, фа­со­ле­вый, ты­к­вен­ный и др.); ку­соч­ки тес­та, ва­рен­ные в буль­о­не (хин­кал); род кол­ба­сы (хя­ли си­ри­сан); раз­мо­ло­тое льня­ное се­мя с мё­дом (ур­беш); мо­ло­ко ели толь­ко в пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де. Тра­диц. на­пи­ток – бу­за (ха­руш). Ка­лен­дар­ные празд­ни­ки – ве­сен­ний Но­вый год, дни пер­вой бо­роз­ды, окон­ча­ния сбо­ра уро­жая. Рас­про­стра­не­ны об­ря­ды вы­зы­ва­ния и пре­кра­ще­ния до­ж­дя, вы­зы­ва­ния солн­ца и др. Фольк­лор – пре­да­ния, сказ­ки о жи­вот­ных, бас­ни, анек­до­ты, по­сло­ви­цы, по­го­вор­ки, бал­ла­ды (се­мей­но-бы­то­вые, лю­бов­ные, эпи­ко-ге­рои­че­ские – «Об от­пра­вив­ших­ся в Ай­за­ни на вой­ну», «Бо­га­тырь Хол­чвар», «Ка­ма­лул-Ба­шир» и др.), пес­ни-пла­чи о по­гиб­ших ге­ро­ях и др. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов: агач-ку­муз, чун­гур (струн­ные щип­ко­вые), зур­на (ду­хо­вой языч­ко­вый), идио­фо­ны и мем­бра­но­фо­ны; за­им­ст­во­ван­ный ин­ст­ру­мент – гар­мо­ни­ка. Пре­об­ла­да­ет соль­ная муж­ская ис­пол­ни­тель­ская тра­ди­ция, в т. ч. твор­чество чун­гур­чи, поющих в со­про­во­ж­де­нии чун­гу­ра. Сре­ди пев­цов-им­про­ви­за­то­ров кон. 19 – нач. 20 вв. – Омар­ла Ба­ты­рай, Цу­да­ха­рец Хад­жи. Осн. та­нец – разл. ви­ды лез­гин­ки. Ха­рак­тер­ны муж­ские сва­деб­ные тан­цы: у цу­да­хар­цев – кру­го­вой во­круг ко­ст­ра (щир­ла делх), у сюр­гин­цев – ли­ней­ный (туг­ла аяр). Со­хра­ни­лись мно­го­числ. за­пи­си дар­гин­ско­го ада­та 17–19 вв., наи­бо­лее из­ве­стен ко­декс, при­пи­сы­вае­мый кай­таг­ско­му уц­мию Рус­тем-ха­ну (17 в.). Из­ве­ст­ны дар­гин­ские му­сульм. учё­ные – Да­ма­дан из Ме­ге­ба (ум. 1718) и Да­уд из Уси­ши (ум. 1757). Есть пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции. В 1992 соз­да­но куль­ту­рное об-во Дар­гин­ское де­мо­кра­тич. дви­же­ние «Ца­деш» («Един­ст­во»).

Лит.: Али­ев А., Ни­коль­ская З. А., Шил­линг Е. М. Дар­гин­цы // На­ро­ды Кав­ка­за. М., 1960. Т. 1; Дар­гин­ские сказ­ки / Пер., пре­дисл. и прим. М.-З. Ос­ма­но­ва. Ма­хач­ка­ла, 1963; Гад­жие­ва С. Ш., Ос­ма­нов М. О., Па­шае­ва А. Г. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра дар­гин­цев. Ма­хач­ка­ла, 1967; Ма­го­ме­дов Р. М. Даргин­цы в да­ге­стан­ском ис­то­ри­че­ском про­цес­се. Ма­хач­ка­ла, 1999. Т. 1–2; Ос­ма­нов М. О. Дар­гин­цы // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002.

Вернуться к началу