Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 665-667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Новик

ГРЕ́КИ (са­мо­на­зва­ние – EllhneV), на­род, осн. на­се­ле­ние Гре­ции и Кип­ра. Чис­лен­ность 12,3 млн. чел. (2006, оцен­ка), в т. ч. в Гре­ции 10,4 млн. чел. (вклю­чая пон­тий­ских гре­ков и ца­ко­ний­цев – по­том­ков древ­них спар­тан­цев в гор­ных р-нах Пе­ло­пон­не­са), на Ки­пре (на юге) 567 тыс. чел., в Ита­лии (в осн. на юге) 121 тыс. чел., Ал­ба­нии (в осн. на юге) 99 тыс. чел., во Фран­ции (в осн. в рай­оне г. Кард­же­зе на за­па­де о. Кор­сика) 58 тыс. чел., в Егип­те (в рай­оне Алек­сан­д­рии) 79 тыс. чел., Гер­ма­нии 360 тыс. чел., Ве­ли­ко­бри­та­нии 201 тыс. чел., США 465 тыс. чел., Ка­на­де 157 тыс. чел., Ав­ст­ра­лии 267 тыс. чел. Не­боль­шие груп­пы ско­то­во­дов-ка­ра­ка­ча­нов жи­вут в Ру­мы­нии (14 тыс. чел.), Сер­бии (10 тыс. чел.), Бол­га­рии (7,3 тыс. чел.). В Тур­ции на­счи­ты­ва­ет­ся 4,1 тыс. пра­во­слав­ных Г. (в нач. 20 в. ок. 1,5 млн. чел.) и до 300 тыс. чел. гре­ков-му­суль­ман. Го­во­рят на гре­че­ском язы­ке. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные, есть ка­то­ли­ки (гре­ко­като­ли­ки – в осн. на о-вах Кик­ла­ды) и му­суль­ма­не-сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба (во Фра­кии, на Ро­до­се, в Тур­ции), не­боль­шое чис­ло сви­де­те­лей Иего­вы.

Др.-греч. эт­нич. общ­ность сло­жи­лась на ос­но­ве пле­мён до­рий­цев, эо­лий­цев, ахей­цев и ио­ний­цев, за­няв­ших во 2-м тыс. до н. э. юг Бал­кан­ско­го п-ова, Эгей­ский бас­сейн и зап. по­бе­ре­жье Ма­лой Азии. В эпо­ху греч. ко­ло­ни­за­ции (8–6 вв. до н. э.) Г. рас­се­ли­лись по по­бе­режь­ям Сре­ди­зем­но­го и Чёр­но­го мо­рей. Не­смот­ря на по­ли­тич. раз­дроб­лен­ность, Г. бы­ли объ­е­ди­не­ны об­щим са­мо­соз­на­ни­ем и са­мо­на­зва­ни­ем (с 7 в. до н. э. – EllhneV; эт­но­ним «Г.» про­ис­хо­дит из лат. яз., пер­во­на­чаль­но, по-ви­ди­мо­му, от­но­сил­ся к од­но­му из пле­мён Сев. Гре­ции, что от­ра­же­но в на­зва­ни­ях го­ро­дов Грайя в Бе­о­тии и на о. Эв­бея, был вос­при­нят рим­ля­на­ми, ве­ро­ят­но, от ко­ло­ни­стов из эв­бей­ской Грайи в Ку­мах). На­чи­ная с эпо­хи ко­ло­ни­за­ции зна­чит. греч. на­се­ле­ние поя­ви­лось в Пе­ред­ней и Ма­лой Азии, греч. яз. (кой­нэ) и куль­ту­ра ста­ли об­щи­ми для эли­ты на­ро­дов Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья. Г. со­ста­ви­ли яд­ро Ви­зан­тий­ской (Вост.-Рим.) им­пе­рии, от­ку­да про­ис­хо­дит их ср.-век. са­мо­на­зва­ние ро­меи (греч. ‘римляне’). Миг­ри­ровав­шие с се­ве­ра груп­пы фра­кий­цев, ил­ли­рий­цев, ал­бан­цев, кель­тов, вла­хов, сла­вян ас­си­ми­ли­ро­ва­лись Г. В Ос­ман­ской им­пе­рии со­став­ля­ли яд­ро пра­во­слав­ной об­щи­ны (урум ми­лет – ‘на­род ро­ме­ев’). В Стам­бу­ле Г. за­ни­ма­ли влия­тель­ное по­ло­же­ние (см. Фа­на­рио­ты). Вме­сте с тем ос­ман­ское за­вое­ва­ние и пе­рио­дические пре­сле­до­ва­ния в им­пе­рии хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния вы­зва­ли эмиг­ра­цию Г. и об­ра­зо­ва­ние греческих ди­ас­пор по все­му ми­ру. Пов­стан­че­ское (см. Клеф­ты) и нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния (см. Гре­че­ская на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ная ре­во­лю­ция 1821–29) спо­соб­ст­во­ва­ли кон­со­ли­да­ции Г. и сти­ра­нию об­ла­ст­ных раз­ли­чий. Ис­треб­ле­ние Г. в Ос­ман­ской им­пе­рии во время и после 1-й мировой войны в 1915–23 (Ма­ло­азий­ская ка­та­ст­ро­фа) при­ве­ло к мас­со­вой эмиг­ра­ции их из Тур­ции на Кав­каз и с Кав­ка­за в Гре­цию; вы­ход­цы из Ма­лой Азии со­ста­ви­ли общ­ность пон­тий­ских гре­ков, в их чис­ле – Г., го­во­ря­щие на тюрк­ских (уру­мы) и адыг­ских (уры­мы) язы­ках.

Греки Рос­сии, СССР, СНГ. Осо­бые от­но­ше­ния Ви­зан­тии с Рус. гос-вом спо­соб­ст­во­ва­ли воз­ник­но­ве­нию в нём в 15 в. зна­чит. греч. ко­ло­нии. Г. в Мо­ск­ве при­над­ле­жа­ли мо­на­сты­ри и под­во­рья; в 17 в. су­ще­ст­во­ва­ла Греч. сло­бо­да. Мно­гие Г. во­шли в со­став рос. пра­вя­ще­го клас­са [Тра­ха­нио­то­вы, Хов­ри­ны, Ла­ре­вы, Лас­ка­ре­вы (Лас­ки­ре­вы)]. Осо­бен­но уси­ли­лась им­ми­гра­ция Г. во вре­мя и по­сле рус.-тур. войн кон. 17–19 вв., в ко­торых мно­гие Г. уча­ст­во­ва­ли на сто­ро­не Рос­сии, и во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны. В 1779–84 сфор­ми­ро­ван греч. ба­таль­он (с 1797 Ба­лак­лав­ский греч. ба­таль­он, нёс­ший кор­дон­ную служ­бу в Кры­му), в 1795 – греч. ди­ви­зи­он в Одес­се (с 1803 Одес­ский греч. пех. ба­таль­он). В 1814 в Одес­се воз­ник­ла греч. пов­станч. ор­гани­за­ция «Фи­ли­ки Эте­рия» (см. Эте­рии), позд­нее воз­глав­лен­ная А. Ип­си­лан­ти. Сре­ди Г. на рус. служ­бе 18 – нач. 20 вв. – И. А. Ка­по­ди­ст­рия, се­мья Ип­си­лан­ти, кня­зья Кан­та­ку­зе­ны, Мав­ро­кор­да­то, Му­ру­зи. Круп­ней­шие греч. об­щи­ны бы­ли в Одес­се (в 1795 Г. со­став­ля­ли 10% её на­се­ле­ния), Рос­то­ве, Та­ган­ро­ге, Ека­те­ри­но­да­ре, Ни­ко­лае­ве. Греч. ку­пе­че­ст­во бы­ло од­ним из наи­бо­лее влия­тель­ных на Юге Рос­сии, в Одес­се с 1817 су­ще­ст­во­ва­ло греч. ком­мерч. уч-ще. По­сле 1906 в Одес­се и Ба­ту­ме из­да­ва­лись греч. га­зе­ты, воз­ни­ка­ли куль­тур­ные об­ще­ст­ва. Из ком­пакт­ных групп Г. Рос. им­пе­рии вы­де­ля­ют­ся: ма­риу­поль­ские гре­ки Ук­раи­ны, пон­тий­ские Г. Гру­зии и Сев. Кав­ка­за (в осн. со 2-й пол. 18 в.). По­след­няя вол­на пе­ре­се­ле­ний Г. из Тур­ции в Рос­сию про­ис­хо­ди­ла по­сле Ло­занн­ской кон­фе­рен­ции 1922–23. По пе­ре­пи­си 1920, в РСФСР про­жи­ва­ло 73,7 тыс. Г. (из них 65,6 тыс. чел. – в Ку­ба­но-Чер­но­мор­ской обл.), по пе­ре­пи­си СССР 1926 – 213,6 тыс. чел. С 1928 соз­да­ва­лись греч. ав­то­ном­ные рай­оны на Ук­раи­не, в Гру­зии, на Сев. Кав­ка­зе. По­я­ви­лись об­ще­ст­вен­но-про­све­ти­тель­ные объ­е­ди­не­ния, клу­бы, те­ат­ры, му­зеи, на греч. яз. ве­лось пре­по­да­ва­ние и ра­дио­ве­ща­ние, из­да­ва­лись ли­те­ра­ту­ра и прес­са (в 1926 греч. пись­мен­ность бы­ла нор­ма­ли­зо­ва­на на ос­но­ве ди­мо­ти­ки с уп­рощён­ной ор­фо­гра­фи­ей, впо­след­ст­вии бы­ла вве­де­на рус. гра­фи­ка). В 1937–1939 греч. ав­то­но­мии бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны, куль­тур­ные уч­ре­ж­де­ния за­кры­ты, в 1940-е гг. боль­шин­ст­во рос. Г. вы­сла­но в Ка­зах­стан (их по­том­ки на­счи­ты­ва­ют 12 тыс. чел., по пе­ре­пи­си 1989, их бы­ло 46,7 тыс. чел.), Уз­бе­ки­стан (8,4 тыс. чел.), Кир­ги­зию (2,3 тыс. чел.), По­вол­жье, При­ура­лье и в Си­бирь. В 1956 они по­лу­чи­ли пра­во вер­нуть­ся на ро­дину. Ны­не в Рос­сии про­жи­ва­ет 97,8 тыс. Г. [2002, пе­ре­пись; по дан­ным АГООР (Ас­со­циа­ция греч. об­ществ. объ­е­ди­не­ний Рос­сии) – 250 тыс. чел.], в т. ч. в Став­ро­поль­ском крае – 34,1 тыс. чел., Крас­но­дар­ском крае – 26,5 тыс. чел., Рос­тов­ской обл. – 3,2 тыс. чел., Сев. Осе­тии – 2,3 тыс. чел., Ады­гее – 1,7 тыс. чел., Мо­ск­ве и Моск. обл. – 5,6 тыс. чел., Тю­мен­ской обл. – 2,0 тыс. чел., Сверд­лов­ской обл. – 2,0 тыс. чел.; в Ук­раи­не жи­вут 93 тыс. чел. (2006, оцен­ка), Гру­зии – 33 тыс. чел. (по пе­ре­пи­си 2002 – 15,2 тыс. чел., в 1989 насчитывалось 100,3 тыс. чел.). В Рос­сии с 1992 дей­ству­ет АГООР, в 1995 со­зда­на Фе­де­ра­ция греч. об­ществ Ук­раи­ны.

Керамика 19–20 вв. Этнографический музей г. Никосия. 2002. Фото А. А. Новика
Пряха. Остров Керкира.
Эвзон (гвардеец Президентской гвардии) в карауле у здания Парламента. 2003. Фото А. А. Новика
Гречанка с острова Крит. 84*
Резчица по дереву. Центр ремёсел и искусств. г. Никосия. 2002. Фото А. А. Новика

Осн. тра­диц. зем­ле­дельч. куль­ту­ры Г. – ви­но­град и олив­ки (тор­гов­ля олив­ко­вым мас­лом ста­ла ос­но­вой эко­но­ми­ки греч. по­ли­сов в ан­тич­но­сти); боль­шое зна­че­ние име­ют цит­ру­со­вые, оре­хи, фа­соль, ово­щи, та­бак; зер­но­вое зем­ле­де­лие раз­ви­то на се­ве­ро-вос­то­ке Гре­ции и на Пе­ло­пон­не­се. Рас­про­стра­не­ны от­гон­ное ско­то­вод­ст­во, шел­ко­вод­ст­во (с 6 в., ко­гда ви­зант. мо­на­хам уда­лось вы­вез­ти гре­ны шел­ко­вич­но­го чер­вя из Ки­тая, Ви­зан­тия при­об­ре­ла мо­но­по­лию на про­из-во дра­го­цен­ных шёл­ко­вых тка­ней в Ев­ро­пе и Сре­ди­зем­но­мо­рье). На се­ве­ре жи­вёт ар­ха­ич­ная груп­па ско­то­во­дов-ка­ра­ка­ча­нов. Тра­диционные ре­мёс­ла – пря­де­ние, тка­че­ст­во, вы­шив­ка, в Ма­лой Азии – произ-во ков­ров. В гон­чар­ном и юве­лир­ном иск-ве со­че­та­ют­ся ан­тич­ные, ви­зант. и вост. тра­ди­ции. Пи­ща – фа­соль с олив­ко­вым мас­лом, ли­мон­ным со­ком, чес­но­ком, ово­щи, сыр, ки­слое мо­ло­ко, на по­бе­ре­жье – ры­ба, мол­лю­ски. Тра­диц. блю­да – шаш­лык (сув­ла­ки), за­пе­кан­ка из мя­са с ово­ща­ми (му­са­кас), «де­ре­вен­ский» са­лат с сы­ром и мас­ли­на­ми (хо­ри­а­ти­ки). На­пит­ки – ви­но (в т. ч. ре­ци­на), пи­во, ви­но­град­ная и фрук­то­вая вод­ка (ра­ки), на­сто­ян­ная на ани­се (узо), на смо­ле ре­лик­то­вых де­ре­вь­ев о. Хи­ос (мас­ти­ха) и др. В кон­це каж­дой тра­пе­зы по­да­ют во­сточ­ный («гре­че­ский») ко­фе. Стол по­ла­га­ет­ся на­кры­вать клет­ча­той (в осн. крас­но-бе­лой) ска­тер­тью. Жи­ли­ще в го­ри­стых об­лас­тях ма­те­ри­ко­вой Гре­ции – сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па: ка­мен­ное двух­этаж­ное (в ниж­нем эта­же – хлев и хо­зяйств. по­ме­ще­ния, в верх­нем – жи­лые) с внеш­ней ле­ст­ни­цей и бал­ко­на­ми на 2-м эта­же; на Пе­ло­пон­не­се и ост­ро­вах – ле­ван­тий­ско­го ти­па: од­но-, по­лу­то­ра- или двух­этаж­ное из кам­ня и гли­ны с пло­ской, ко­нической или ку­поль­ной кров­лей; на се­ве­ре – пан­нон­ско­го ти­па: од­но­этаж­ное с жи­лы­ми и хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми, вы­тя­ну­ты­ми в один ряд под об­щей кры­шей; ори­ен­таль­но­го ти­па: с хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми в ниж­нем ка­мен­ном эта­же и жи­лы­ми – в верх­нем, рам­ной кон­ст­рук­ции с эр­ке­ром. В го­ро­дах пре­об­ла­да­ют бе­лё­ные до­ма с пло­ски­ми кры­ша­ми, час­то с внеш­ни­ми ле­ст­ни­ца­ми на верх­ний этаж. Ра­мы, как пра­ви­ло, ок­ра­ше­ны в си­ний цвет. Пол обыч­но ка­мен­ный, в го­рах – ча­ще де­ре­вян­ный. Ха­рак­тер­ны ма­лень­кие круг­лые сто­ли­ки, мед­ные жа­ров­ни с крыш­ка­ми. Ва­ри­ан­ты муж­ско­го кос­тю­ма: ши­ро­кие в ша­гу с уз­ки­ми шта­ни­на­ми шта­ны (вра­кес), ши­ро­кий чёр­ный или крас­ный по­яс, без­ру­кав­ка, скреп­лён­ная Х-вид­ным ук­ра­ше­ни­ем (кио­сте­ки – пе­ре­кре­щен­ные це­поч­ки, ино­гда с бля­хой в се­ре­ди­не), фес­ка; ко­рот­кая курт­ка с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми и ко­рот­кая кле­шё­ная (до 100 клинь­ев) юб­ка-фус­та­нел­ла (слу­жит па­рад­ной оде­ж­дой гвар­дей­цев). Жен­ский кос­тюм – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха с длин­ной ши­ро­кой юб­кой (фус­та) и без­ру­кав­кой и курт­кой ли­бо с плать­ем; по­верх все­гда на­де­ва­ют­ся бо­га­то рас­ши­тый пе­ред­ник и ши­ро­кий по­яс с боль­шой се­реб­ря­ной или по­зо­ло­чен­ной пряж­кой (пор­пи). Под восточным влия­ни­ем рас­про­ст­ра­не­на на­ряд­ная рас­паш­ная одеж­да из бар­ха­та с ши­ть­ём. Ха­рак­тер­ны на­груд­ные ук­ра­ше­ния из мо­нет (ги­орнта­ни). Обувь ти­па пос­то­лов (ца­ру­хи). Со­хра­ня­ют­ся сле­ды ан­тич­ных куль­тов: культ жен­ских мор­ских ду­хов-не­ра­ид, ко­ля­до­ва­ние (пе­ние пе­сен-ка­лан­да) на Но­вый год, кар­на­валь­ные ше­ст­вия с чу­че­лом ко­ня на Мас­ле­ни­цу, фа­кель­ные ше­ст­вия на Пас­ху, об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя с во­ж­де­ни­ем Пе­пе­ру­ды (Па­па­ру­на) и др.

Уст­ное твор­че­ст­во ис­пы­та­ло влия­ние тра­диц. муз. куль­тур со­сед­них бал­кан­ских на­ро­дов (бол­гар, ма­ке­дон­цев), цы­ган и ту­рок. Фольк­лор вклю­ча­ет сказ­ки (о жи­вот­ных, вол­шеб­ные и др.; ха­рак­тер­ный пер­со­наж – не­ук­лю­жее чу­до­ви­ще Дра­кос, по­бе­ж­дае­мое ост­ро­ум­ным ге­ро­ем), по­сло­ви­цы (в т. ч. в фор­ме дву­сти­шия), пес­ни (тра­гу­ди – от «тра­ге­дия») и др. По­пу­ля­рен сю­жет ска­зок, по­эм, пе­сен об Арэ­ти и её бра­те Кон­стан­ди­но­се, встав­шем из мо­ги­лы. Пе­сен­ные жан­ры: бо­га­тыр­ские (ак­рит­ские, вос­хо­дя­щие к ви­зант. эпо­су цик­лы о Ди­ге­ни­се, о сы­не Ан­д­ро­ни­ка и др., где в ро­ли про­тив­ни­ков ге­роя вме­сто са­ра­цин час­то вы­сту­па­ют тур­ки); бал­ла­ды (ха­рак­те­рен мо­тив воз­вра­ще­ния му­жа к же­не по­сле дол­гой раз­лу­ки; т. н. ха­ро­нов­ские бал­ла­ды о по­един­ке по­кой­но­го с Ха­ро­ном); ис­то­рич. (вос­пе­ваю­щие ре­аль­ных ис­то­рич. лиц и со­бы­тия, в осн. пе­рио­да нац.-ос­во­бо­дит. борь­бы, в т. ч. пес­ни клеф­тов и уча­ст­ни­ков Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния пе­рио­да 2-й ми­ро­вой вой­ны); ли­ри­чес­кие (в т. ч. ис­пол­няе­мые на про­щаль­ной тра­пе­зе пе­ред отъ­ез­дом на чуж­би­ну); об­ря­до­вые (пес­ни вы­зы­ва­ния до­ж­дя, сва­деб­ные, ко­лы­бель­ные; по­хо­рон­ные при­чи­та­ния ми­ро­лои, ис­пол­няе­мые род­ст­вен­ни­ца­ми по­кой­но­го или проф. пла­каль­щи­ца­ми; ка­лен­дар­ные: ка­лан­ды, ве­сен­ние, май­ские пес­ни и др.); тру­до­вые (мо­ря­ков, ры­ба­ков, пас­ту­хов и др.); бы­то­вые. Осн. раз­мер нар. по­эзии – сил­ла­бич. 15-слож­ник с обя­за­тель­ной це­зу­рой на 8-й сто­пе. Ха­рак­тер­ны пе­сен­но-тан­це­валь­ные жан­ры сир­тос, ка­ла­мать­я­нос (хо­ро­во­ды), пе­дик­тос (пес­ня-та­нец с под­ско­ка­ми). Из об­ще­гре­че­ских тан­цев (хо­рос) вы­де­ля­ют­ся так­же мед­лен­ный муж­ской соль­ный та­нец зей­бе­ки­кос, во­ин­ский та­нец гор­цев ца­ми­кос, ис­пол­няв­ший­ся клеф­та­ми, с соль­ным ис­пол­не­ни­ем слож­ных фи­гур, ве­ро­ят­но, от­ра­жаю­щий алб. влия­ние; на Кри­те ис­пол­нял­ся во­ин­ский та­нец в пол­ном воо­ру­же­нии – пен­до­за­лис. Тан­це­валь­ная пло­щад­ка (хо­ро­ста­си) име­ет­ся в ка­ж­дом се­ле и да­же в мо­на­сты­рях. По­все­ме­ст­но рас­про­ст­ра­нён гор. пе­сен­но-тан­це­валь­ный стиль рем­бе­ти­ко с тек­ста­ми тра­гич. со­дер­жа­ния (сло­жил­ся в 1920-х гг. пре­им. сре­ди греч. бе­жен­цев, в сер. 20 в. при­об­рёл зна­че­ние нац. му­зы­ки). Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – лют­ня с длин­ной шей­кой бу­зу­ки, смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент ли­ра­ки, разл. флей­ты, а так­же во­лын­ка, скрип­ка, ман­до­ли­на, вхо­дя­щие в со­став нар. ор­ке­ст­ра, ко­то­рый в сер. 19 в. до­пол­нил­ся клар­не­том и ги­та­рой. Тео­рии о древ­них кор­нях совр. нар. му­зы­ки Г. име­ют ги­по­те­тич. ха­рак­тер.

Лит.: Гре­че­ские на­род­ные пес­ни. М., 1957; Megas G. Greek calendar customs. 2nd ed. Athens, 1963; Пу­ля­нос А., Ива­но­ва Ю. В. Гре­ки // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1964. Т. 1; Гре­ки Рос­сии и Ук­раи­ны. СПб., 2004.

Вернуться к началу