Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́ЖБЕ

Авторы: Л. И. Тананаева

А́ЖБЕ, Аш­бе (Ažbè ) Ан­тон (30.5.1862, До­лень­чи­це, близ Шко­фья-Ло­ки – 6.8.1905, Мюн­хен), сло­вен. жи­во­пи­сец и пе­да­гог. Учил­ся в Люб­ля­не у Я. Воль­фа, за­тем в вен­ской (1882–84) и мюн­хен­ской АХ. В 1891 от­крыл в Мюн­хе­не собств. шко­лу ри­со­ва­ния и жи­во­пи­си, ко­то­рая при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность. Сис­те­ма обу­че­ния строи­лась на иде­ях «боль­шой фор­мы» (обоб­ще­ние и уп­ро­ще­ние форм) и «прин­ци­пе ша­ра» (ра­бо­та со све­то­те­нью); в ней, по сло­вам М. В. До­бу­жин­ско­го, при­сут­ст­во­вал мо­мент гео­мет­ри­за­ции, пред­вос­хи­щав­ший ку­бизм. В жи­во­пи­си А. от­ри­цал сме­ше­ние кра­сок на па­лит­ре, тя­го­тел к чис­тым то­нам («кри­стал­ли­за­ция цве­та»), ино­гда объ­е­ди­няя их в об­щем маз­ке. В сво­их не­мно­го­числ. ра­бо­тах стре­мил­ся к цве­то­вой вы­ра­зи­тель­но­сти, ис­поль­зо­вал приё­мы пле­нэр­ной жи­во­пи­си («Ав­то­порт­рет», 1888, «В га­ре­ме», ок. 1895, «Ре­пе­ти­ция хо­ра», ок. 1900; все в Нац. га­ле­рее, Люб­ля­на). Так­же ис­пол­нял ри­сун­ки (сан­ги­на, уголь). Сре­ди рус. уче­ни­ков А. – И. Я. Би­ли­бин, До­бу­жин­ский, И. Э. Гра­барь, В. В. Кан­дин­ский, Д. Н. Кар­дов­ский, К. С. Пет­ров-Вод­кин, Я. А. Ту­генд­хольд, А. Г. Яв­лен­ский.

Лит.: Мо­ле­ва НМ. Шко­ла А. Аш­бе. М., 1958; Ambrozic K. Wege zur Moderne und die Azbe-Schule in München, Ljubljana. Reck­linghausen, 1988; Ба­ра­нов­ский В. И. А. Аш­бе и ху­дож­ни­ки Рос­сии. М., 2001.

Вернуться к началу