Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНДЕРГРА́УНД

Авторы: А. Н. Хренов (киноискусство), М. И. Катунян (музыка), О. В. Холмогорова (изобразительное искусство)

АНДЕРГРА́УНД, ан­де­гра­унд (англ. un­derground – под­по­лье), «под­поль­ное ис­кус­ст­во», на­прав­ле­ние в иск-ве 20 в., про­ти­во­пос­та­вив­шее се­бя гос­под­ствую­щим ус­та­нов­кам, ог­ра­ни­че­ни­ям и ус­ловно­стям ком­мерч. куль­ту­ры; со­став­ная часть т. н. контр­куль­ту­ры. Воз­ник­ло в США в кон. 1950-х гг.

Кадр из фильма «Пылающие создания». Режиссёр Дж. Смит. США, 1963.
Кадр из фильма «Царица южная встречает Человека-Атома». Режиссёр Р. Райс. США, 1964.

Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ло в кино­ис­кус­ст­ве пре­им. США кон. 1950-х – нач. 1970-х гг. в ка­че­ст­ве аль­тер­на­тив­но­го дви­же­ния, от­ри­цав­ше­го ком­мерч., пре­ж­де все­го гол­ли­вуд­ское, ки­но­про­из­вод­ст­во и про­кат. В по­ис­ках сво­бод­ной фор­мы А. раз­ра­ба­ты­вал но­ва­тор­ские вы­ра­зит. воз­мож­но­сти ки­но, раз­ру­шая тра­диц. по­ве­ст­во­ват. ло­ги­ку пу­тём об­на­же­ния сти­ли­стич. приё­мов; не­ред­ко при­бе­гал к соз­на­тель­но­му эпа­та­жу. Тя­го­тел к по­ли­тич. ан­га­жи­ро­ван­но­сти. Филь­мы Дж. Сми­та, К. Эн­ге­ра, С. Брек­хейд­жа, Р. Рай­са и др. ис­поль­зо­ва­ли про­во­ка­ци­он­ный ма­те­ри­ал, за­тра­ги­вая та­буи­ро­ван­ные те­мы ан­ти­бур­жу­аз­но­го про­тес­та, сек­су­аль­ной сво­бо­ды и анар­хии. Ав­тор, яв­ля­ясь од­но­вре­мен­но про­дю­се­ром, сце­на­ри­стом, ре­жис­сё­- ром и про­кат­чи­ком, по­лу­чал пол­ный кон­троль над собств. про­из­ве­де­ни­ем. Эк­зистен­ци­аль­ное от­чу­ж­де­ние и от­вер­же­ние цен­но­стей ис­теб­лиш­мен­та от­ра­зи­лись в филь­мах ре­жис­сё­ров Ш. Кларк, Б. Бей­ли, М. Де­рен, Й. Ме­ка­са, фо­то­гра­фа Р. Фрэн­ка, ху­дож­ни­ка А. Лес­ли. С рос­том по­ли­тич. ра­ди­ка­лиз­ма во 2-й пол. 1960-х гг. в Нью-Йор­ке, Чи­ка­го, Лос-Анд­же­ле­се и Сан-Фран­ци­ско ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась сеть ки­но­групп «Ньюз­рил», чьи кол­лек­тив­ные, на­ро­чи­то ано­ним­ные лен­ты, де­мон­ст­ри­руе­мые на за­во­дах и бир­жах тру­да, в пуб­лич­ных биб­лио­те­ках, шко­лах и кол­лед­жах, под­ры­ва­ли цен­но­ст­ную ие­рар­хию офи­ци­оз­ных те­ле­ре­пор­та­жей. Филь­мы нью-йорк­ской «Ньюз­рил», а так­же Л. Хен­ни, С. Ли­вай­на, П. Ши­ноф­фа обес­пе­чи­ва­ли обь­ек­тив­ную ки­но­ре­пре­зен­та­цию суб­куль­тур­ных групп: ра­бо­че­го клас­са, мо­ло­дё­жи и сту­ден­че­ст­ва, эт­нич. и сек­суаль­ных мень­шинств. Пер­фор­ман­сы с уча­сти­ем ак­тё­ров Т. Ми­да или Сми­та, кон­цеп­ту­аль­ные филь­мы груп­пы «Флюк­сус» (Н. Дж. Пайк, Дж. Ма­чу­нас, Й. Оно, Дж. Брехт) ста­ли важ­ной ча­стью ра­ди­каль­ных прак­тик пре­ж­де все­го нью-йорк­ско­го А. Эро­ти­за­ция ре­аль­но­сти как сим­вол ос­во­бо­ж­де­ния от ре­прес­сив­но­го со­циу­ма про­сле­жи­ва­ет­ся в ра­бо­тах Эн­ге­ра, Э. Уор­хо­ла, Дж. и М. Ку­ча­ров, К. Шни­ман, Б. Ру­бин. В кон. 1960-х гг. под влия­ни­ем амер. А. ки­но­коо­пе­ра­ти­вы, ут­вер­ждав­шие при­ори­тет по­ли­тич. ан­га­жи­ро­ван­но­сти над по­этич. об­раз­но­стью, воз­ник­ли в ФРГ (В. Шрё­дер, Р. В. Фас­бин­дер, Р. фон Пра­ун­хайм – Мюн­хен; К. Вы­бор­ны, В. Не­кес, Д. О – Гам­бург; X-Screen – Кёльн), Анг­лии (Лон­дон­ский коо­пе­ра­тив), Ита­лии (Коо­пе­ра­тив не­за­ви­си­мо­го ки­но), Ни­дер­лан­дах (груп­па «Про­во»), Ав­ст­рии (Ma­te­rial-Ac­ti­on) и др. На ру­бе­же 1960–70-х гг. на­ме­ти­лось сбли­же­ние ме­ж­ду А. и ком­мерч. ки­но: Гол­ли­вуд ак­тив­но ин­тег­ри­ро­вал со­дер­жат. и фор­маль­ные на­ход­ки А., в то вре­мя как ху­дож. ар­се­нал А. по­пол­нил­ся разл. приё­ма­ми «про­мыш­лен­но-раз­вле­ка­тель­но­го ком­плек­са». Уор­хол, Б. Кон­нер, К. Джей­кобс, С. Ван­дер­бик, па­ро­ди­руя кли­ше мас­со­вой куль­ту­ры, од­но­вре­мен­но са­ми ис­поль­зо­ва­ли их вы­ра­зит. воз­мож­но­сти. Вы­ну­ж­ден­ная бо­роть­ся за свою ау­ди­то­рию по за­ко­нам ин­ду­ст­ри­аль­но­го ки­не­ма­то­гра­фа, сис­те­ма ки­но­коо­пе­ра­ти­вов в кон­це кон­цов по­тер­пе­ла по­ра­же­ние, как и по­ро­див­шая её контр­куль­ту­ра.

В му­зы­ке тер­мин «А.» со 2-й пол. 1960-х гг. обо­зна­чал на­прав­ле­ния рок-му­зы­ки, оп­по­зи­ци­он­ные офиц. иск-ву и про­ти­во­пос­тав­ляю­щие се­бя лю­бым про­яв­ле­ни­ям поп-куль­ту­ры. При­ме­ним ко всей рок-му­зы­ке в СССР до сер. 1980-х гг. (в свя­зи с её не­глас­ным за­пре­том). На по­ло­же­нии А. в СССР на­хо­ди­лись элек­трон­ная му­зы­ка (экс­пе­рим. сту­дия Е. А. Мур­зи­на и свя­зан­ные с ней ком­по­зи­то­ры Э. Н. Ар­темь­ев, С. А. Гу­бай­ду­ли­на, Э. В. Де­ни­сов, А. Г. Шнит­ке), элек­трон­ный арт-рок (ан­самб­ли «Бу­ме­ранг», «Фор­пост»). В сре­де А. сер. 1970-х гг. фор­ми­ро­вал­ся муз. кон­цеп­туа­лизм: ми­ни­ма­лизм и т. н. но­вая про­сто­та. Он вы­хо­дил на по­верх­ность на аль­тер­на­тив­ных фес­ти­ва­лях совр. му­зы­ки (Тал­лин, Но­во­си­бирск, Ле­нин­град, Ри­га, 1970–80-е гг.) и ле­гали­зо­вал­ся, в т. ч. в ви­де еже­год­но­го фес­ти­ва­ля «Аль­тер­на­ти­ва» (Мо­ск­ва, с 1988). Его пред­ста­ви­те­ли в 1970-х гг. – В. В. Силь­ве­ст­ров, А. Пярт, В. И. Мар­ты­нов, Г. Пе­ле­цис. Идео­ло­ги­че­ски А. оп­по­ни­ро­вал сов. офи­цио­зу, культурологически – вся­ко­му ака­де­миз­му. Его ха­рак­те­ри­зу­ют ра­ди­каль­ный по­во­рот от струк­тур­ной изо­щрён­но­сти аван­гар­диз­ма (т. н. аван­гард-II) к «про­сто­те», от­каз от субъ­ек­тив­ной ав­тор­ской ин­то­нации, ра­бо­та го­то­вы­ми сти­ля­ми, ме­та­фо­ризм, ино­ска­за­тель­ность, об­ра­ще­ние к тра­ди­ци­ям Вос­то­ка, но­вый син­кре­тизм. К А. от­но­сят разл. экс­пе­ри­мен­таль­ные, не­ком­мерч. муз. на­прав­ле­ния, раз­ви­ваю­щие­ся в клуб­ной сре­де.

Э. В. Булатов. «Горизонт». 1971–72. Частное собрание (Париж).

В со­вет­ском изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «А.» при­ме­ня­лся к со­об­ще­ст­вам сер. 1950-х – кон. 1980-х гг., пред­став­ляв­шим не­офи­ци­аль­ное, не при­знан­ное вла­стя­ми иск-во. В их чис­ле: «Лиа­но­зов­ская груп­па» (Е. Л. Кро­пив­ниц­кий, Л. Е. Кро­пив­ниц­кий, Л. А. Мас­тер­ко­ва, В. Н. Не­му­хин, Н. Е. Веч­то­мов, О. Я. Ра­бин и др., с 1956 до сер. 1970-х гг.), сту­дия Э. М. Бе­лю­ти­на (с сер. 1950-х до сер. 1970-х гг.), груп­пы «Сре­тен­ский буль­вар» (И. И. Ка­ба­ков, Ю. А. Со­бо­лев, Э. И. Не­из­вест­ный, Ю. Со­ос­тер, с 1960 до сер. 1970-х гг.), «Дви­же­ние» (Л. В. Нус­берг, Ф. Ин­фан­тэ-Ара­на и др., с 1962), «Ар­го» (Ин­фан­тэ-Ара­на, Л. Ю. Го­рю­но­ва и др.,  1970), «Кол­лек­тив­ные дей­ст­вия» (А. В. Мо­на­стыр­ский, Н. С. Па­нит­ков, Г. Д. Ки­зе­валь­тер, И. Г. Ма­ка­ре­вич, Н. Ф. Алек­се­ев, С. А. Ро­маш­ко и др., с 1975), «Гнез­до» (М. Г. Фё­до­ров-Ро­шаль, Г. П. Дон­ской, В. А. Скер­сис, 1975), «Му­хо­мо­ры» (С. Гунд­лах, К. В. Звез­до­чё­тов, В. И. и С. И. Ми­ро­нен­ко и др., с 1978), «Клуб аван­гар­ди­стов» и «Чем­пио­ны ми­ра» (2-я пол. 1980-х гг.) и др. В рус­ле А. раз­ви­ва­лось твор­че­ст­во В. А. Си­ду­ра, А. Т. Зве­ре­ва, Э. В. Бу­ла­то­ва, И. С. Чуй­ко­ва, В. А. Ко­ма­ра и А. Д. Ме­ла­ми­да и др. пред­ста­ви­те­лей аван­гар­диз­ма, дви­же­ния соц-арт и др. оп­по­зи­ци­он­ных на­прав­ле­ний.

Лит.: Renan Sh. An in­tro­duc­tion to the Ame­rican un­der­ground film. N. Y., 1967; Noguez D. Une ren­ais­sance du cin­éma: le cin­́ema «un­der­ground» améri­cain: his­toire, écono­mie, es­thé­tique. P., 1985; James D. Al­le­go­ries of cin­ema: ameri­can film in the six­ties. Prin­ce­ton, 1989; Sit­ney P. A. Vi­sion­ary film: the Ameri­can avant-garde 1943–2000. Oxf., 2002.

Вернуться к началу