Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕНУА́

Авторы: П. С. Павлинов, В. А. Кулаков
А. Н. Бенуа.«У Курция». Акварель из серии «Последние прогулки Людовика XIV». 1897. Русский музей (С.-Петербург).
А. Н. Бенуа. Вариант фронтисписак поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина. Смешанная техника. 1905. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

БЕНУА́ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [21.4(3.5).1870, С.-Пе­тер­бург  9.2.1960, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ис­то­рик иск-ва, ху­дож. кри­тик, ре­жис­сёр и му­зей­ный дея­тель. Внук А. К. Ка­во­са, сын Н. Л. Бе­нуа, брат Л. Н. Бе­нуа. Был воль­но­слу­ша­те­лем пе­терб. АХ (18871888), учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (189094), од­но­вре­мен­но изу­чал тех­ни­ку ак­ва­ре­ли у бра­та, Аль­бер­та Ни­ко­лае­ви­ча Б. (18521936). В сер. 1890-х гг. хра­ни­тель со­б­ра­ния ри­сун­ков кн. М. К. Те­ни­ше­вой. Ху­дож. пред­поч­те­ния Б. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем впе­чат­ле­ний от кол­лек­ций Эр­ми­та­жа и поч­ти еже­год­ных (с нач. 1880-х гг.) по­ез­док по Ев­ро­пе. Боль­шое влия­ние на Б. ока­за­ли А. Бёк­лин, А. фон Мен­цель, мас­те­ра бар­би­зон­ской шко­лы и пре­ра­фа­эли­ты. В 189699 и 190507 ра­бо­тал во Фран­ции (в т. ч. в Бре­та­ни). К нач. 20 в. стал од­ной из клю­че­вых фи­гур ху­дож. куль­ту­ры Се­реб­ря­но­го ве­ка в Рос­сии: ор­га­ни­за­тор рус. сек­ции мюн­хен­ско­го Се­цес­сио­на (1896), один из ор­гани­за­то­ров (1898) и идео­лог ху­дож. объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва»; при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в из­да­нии од­но­им. жур­на­ла, так­же ж. «Ху­до­же­ст­вен­ные со­кро­ви­ща Рос­сии» (190103). Соз­дал осо­бую раз­но­вид­ность «рет­ро­спек­тив­но-ис­то­ри­че­ско­го» жан­ра, от­ра­зив­шую его ув­ле­че­ние «ве­ком Лю­до­ви­ка XIV», ис­то­ри­ей С.-Пе­тер­бур­га и ушед­шей дво­рян­ской куль­ту­рой 18  1-й тре­ти 19 вв. (т. н. Вер­саль­ская се­рия; «Па­рад при Пав­ле I», гу­ашь, 1907, ГРМ, и др.). Мас­тер­ст­во ри­сун­ка Б. про­яви­лось в жур­наль­ной и книж­ной гра­фи­ке (наи­бо­лее из­вест­ны его ил­лю­ст­ра­ции к по­эме «Мед­ный всад­ник» А. С. Пуш­ки­на, из­да­ны в 1923).

А. Н. Бенуа. «Масленица в Петербурге». Вариант эскиза декорации 1-й картины для балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского на сцене театра Шатле в Париже. 1911. Местонахождение неизвестно.

С 1900 и до кон­ца жиз­ни ра­бо­тал для рус. и ев­роп. те­ат­ра – вна­ча­ле как ху­дож­ник Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге («Ги­бель бо­гов» Р. Ваг­не­ра, 1903; ба­лет «Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на, 1907, и др.). С 1908 бли­жай­ший со­труд­ник С. П. Дя­ги­ле­ва, один из ор­га­ни­за­то­ров и ве­ду­щих де­ко­ра­то­ров Рус­ских се­зо­нов и Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва (ра­бо­тал в со­дру­же­ст­ве с хо­рео­гра­фом М. М. Фо­ки­ным). Мно­го­гран­ная творч. дея­тель­ность Б. во мно­гом оп­ре­де­ли­ла об­нов­ле­ние те­ат­раль­но­го иск-ва в Рос­сии нач. 20 в. Глу­бо­кое зна­ние куль­ту­ры и бы­та разл. эпох, тон­кое чув­ст­во сти­ля и един­ст­ва всех ком­по­нен­тов спек­так­ля со­че­та­лись в луч­ших ра­бо­тах Б. с не­из­мен­ной по­этич­но­стью и «жи­во­пис­ным» ви­де­ни­ем це­ло­го. Эти ка­че­ст­ва наи­бо­лее пол­но про­яви­лись в оформ­ле­нии ба­ле­та «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1911; так­же со­ав­тор либ­рет­то) с его иро­нич­ным пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем бы­та ни­ко­ла­ев­ской эпо­хи, рус. фольк­ло­ра и нар. луб­ка в эс­те­тич. рам­ках рус. сим­во­ли­ст­ско­го те­ат­ра. В 1912–15 за­ве­до­вал ху­дож. ча­стью и был ре­жиссё­ром МХТ («Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на, 1915); ху­дож­ник и ре­жис­сёр БДТ (1920–26; «Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1926, и др.).

В 1917 вхо­дил в Ко­мис­сию по де­лам ис­кусств, со­труд­ни­чал в газ. «Но­вая жизнь». В 1918–26 зав. Кар­тин­ной га­ле­ре­ей Эр­ми­та­жа, чл. Ко­мис­сии по ох­ра­не па­мят­ни­ков иск-ва и ста­ри­ны. С 1926 жил и ра­бо­тал в Па­ри­же; оформ­лял так­же спек­так­ли те­ат­ров Ми­ла­на, Лон­до­на, Нью-Йор­ка и др. В стан­ко­вых ра­бо­тах про­дол­жал из­люб­лен­ные те­мы (ви­ды Па­ри­жа, Вер­са­ля, нос­таль­ги­че­ские ком­по­зи­ции на те­мы ис­то­рии С.-Пе­тер­бур­га).

Как ху­дож. кри­тик при­дер­жи­вал­ся по­зи­ций «чис­то­го иск-ва», вы­сту­пал про­тив эпи­гон­ско­го ака­де­миз­ма, «на­прав­лен­ст­ва» позд­не­го пе­ре­движ­ни­че­ст­ва, так­же и аван­гар­диз­ма. Эн­цик­ло­пе­дич. зна­ние зап.-ев­роп. и рус. куль­ту­ры по­мо­га­ло ему в ра­бо­те над тру­да­ми по исто­рии иск-ва; в них Б. ак­цен­ти­ро­вал «свя­щен­ную ху­дож. куль­тур­ную мис­сию» иск-ва в Рос­сии. В 1988 в г. Пет­род­во­рец (Пе­тер­гоф) от­крыт Му­зей се­мьи Бе­нуа.

Соч.: Рус­ская шко­ла жи­во­пи­си. СПб., 1904; Рус­ский му­зей им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра III. М., 1906; Цар­ское Се­ло в цар­ст­во­ва­ние имп. Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны. СПб., 1910; Кар­тин­ная га­ле­рея имп. Эр­ми­та­жа. Пу­те­во­ди­тель. СПб., 1911; Ис­то­рия жи­во­пи­си всех вре­мен и на­ро­дов. М., 1912–1917. Т. 1–4; Вер­саль. П., 1922; Воз­ник­но­ве­ние «Ми­ра ис­кус­ст­ва». Л., 1928; Алек­сандр Бе­нуа раз­мыш­ля­ет… Ста­тьи. Пись­ма. Вы­ска­зы­ва­ния. М., 1968; Мои вос­по­ми­на­ния: В 2 т. 2-е изд. М., 1990; Ху­до­же­ст­вен­ные пись­ма: 1930–36: Га­зе­та «По­след­ние но­во­сти», Па­риж. М., 1997; Мой днев­ник: 1916–1917–1918. М., 2003.

Лит.: Эрнст С. А. Бе­нуа. П., 1921; Эт­кинд М. Г. А. Н. Бе­нуа. Л.; М., 1965; он же. А. Н. Бе­нуа и рус­ская ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра кон­ца XIX  на­ча­ла XX ве­ка. Л., 1989; Бер­нандт Г. Б. А. Бе­нуа и му­зы­ка. М., 1969; Ка­уф­ман Р. С. А. Бе­нуа  ху­до­же­ст­вен­ный кри­тик // Со­вет­ское искусствознание’81. М., 1982. Вып. 1; Круг­лов В. Ф. А. Н. Бе­нуа. СПб., 2001.

Вернуться к началу