Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЁРДСЛИ

Авторы: В. А. Кулаков
О. Бёрдсли. Иллюстрация к трагедии «Саломея» О. Уайльда. 1894.

БЁРДСЛИ, Бер­дс­лей (Beardsley) Об­ри Вин­сент (21.8.1872, Брай­тон  16.3.1898, Мен­то­на), англ. гра­фик и пи­са­тель. Ода­рён­ный му­зы­кант («пиа­нист-вун­дер­кинд»), Б. на­чал ри­со­вать с 4 лет и фак­ти­че­ски был са­мо­уч­кой (лишь в 1892 не­дол­го по­се­щал Вест­мин­стер­скую шко­лу ис­кусств в Лон­до­не). Не­смот­ря на ран­нюю смерть, он ос­та­вил ок. 1000 ри­сун­ков, от­ме­чен­ных со­вер­шен­ст­вом ис­пол­не­ния. В ран­них ра­бо­тах ис­пы­тал влия­ние гра­вюр А. Дю­ре­ра и А. Ман­те­ньи, твор­че­ст­ва С. Бот­ти­чел­ли; был бли­зок пре­ра­фа­эли­там  его «го­ти­зи­рую­щие» ил­лю­ст­ра­ции и ук­ра­ше­ния к ро­ма­ну «Смерть Ар­ту­ра» Т. Мэ­ло­ри (189394) про­дол­жа­ют стиль из­да­ний У. Мор­ри­са. Под воз­дей­ст­ви­ем япон. кси­ло­гра­фии и греч. ва­зо­пи­си соз­дал свою ори­ги­наль­ную ма­не­ру, ос­но­ван­ную на изо­щрён­но-де­ко­ра­тив­ной ли­не­ар­но­сти, тон­чай­шей про­ра­бот­ке де­та­лей, вир­ту­оз­ной и эф­фект­ной иг­ре кон­тра­стов чёр­но­го и бе­ло­го (из­люб­лен­ная тех­ни­ка Б.  пе­ро­вые ри­сун­ки ту­шью  спе­ци­аль­но рас­счи­та­на на вос­про­из­ве­де­ние фо­то­ме­ха­нич. спо­со­бом). Ри­со­вал для лон­дон­ских жур­на­лов, в т. ч. для «The Studio» (1893), «The Yellow Book» (18941895), «The Savoy» (1896; в двух по­след­них так­же ху­дож. ре­дак­тор),  об­лож­ки, порт­ре­ты, ри­сун­ки по мо­ти­вам про­из­ве­де­ний Э. По, Лу­киа­на и др. К луч­шим ра­бо­там при­над­ле­жат цик­лы ил­лю­ст­ра­ций к тра­ге­дии «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да (1894), «Са­ти­рам» Юве­нала (189496), ко­ме­дии «Ли­си­ст­ра­та» Ари­сто­фа­на (1896). В позд­них ри­сун­ках Б. ощу­ти­мо творческое пе­ре­ос­мыс­ле­ние французской гра­вю­ры 18 в.; они пред­став­ля­ют со­бой ком­по­зи­цию утон­чён­ных ара­бе­сок (ил­лю­ст­ра­ции к по­эме «По­хи­ще­ние ло­кона» А. По­па, 189596, и ко­ме­дии «Воль­по­не» Б. Джон­со­на, 1897).

Ав­тор по­вес­ти «Под хол­мом» [«Under the hill», опубл. в 1904; пол­ная вер­сия под назв. «Ис­то­рия Ве­не­ры и Тан­гей­зе­ра» («The story of Venus and Tann­häuser»), опубл. в 1907; так­же ил­люст­рации к ней], сти­хо­тво­ре­ний, эс­се. Эс­те­тизм и ви­зио­нер­ст­во, эро­тич. сим­во­ли­ка, иро­ния и гро­теск, ин­ди­ви­дуа­лизм и свое­об­раз­ный нар­цис­сизм де­ла­ют Б. од­ной из клю­че­вых фи­гур ев­роп. де­ка­дент­ст­ва. Его иск-во ока­за­ло боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние сти­ля мо­дерн, в ча­ст­но­сти на твор­че­ст­во Т. Т. Хей­не, Г. Клим­та, А. Му­хи, а так­же на жур­наль­ную и книж­ную гра­фи­ку мас­те­ров «Ми­ра ис­кус­ст­ва».

Соч.: Under the hill, and others essays in prose and verses. L., 1904. L., 1977; The letters. L., 1970.

Лит.: Weintraub S. A. Beardsley, imp of the perverse. University Park; L., 1976; О. Бер­дс­лей. Ри­сун­ки. Про­за, сти­хи, афо­риз­мы, пись­ма. Вос­по­ми­на­ния и ста­тьи о Бер­дс­лее. М., 1992; Sturgis M. A. Beardsley: a biography. L., 1998; Colvin D. A. Beardsley: a slave to beauty. L., 1998; О. Бер­дс­лей. М., 2003.

Вернуться к началу