Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕРНИ́НИ

Авторы: В. Д. Дажина

БЕРНИ́НИ (Bernini) Джо­ван­ни Ло­рен­цо (Джан­ло­рен­цо) (7.12.1598, Не­аполь – 28.11.1680, Рим), итальянский ар­хи­тек­тор, скульп­тор, жи­во­пи­сец и сце­но­граф. Учил­ся у от­ца, скульп­то­ра и ар­хи­тек­то­ра Пьет­ро Б. (1562–1629), ко­то­рый пе­ре­ехал в Рим вме­сте с семь­ёй в 1605 или 1606. Творч. жизнь Б. свя­за­на в осн. с Ри­мом, где он яв­лял­ся ве­ду­щей фи­гу­рой в ху­дож. жиз­ни в пе­ри­од пон­ти­фи­ка­тов пап Ур­ба­на VIII и Алек­сан­д­ра VII.

Дж. Л. Бернини. Балдахин (киворий) в соборе Св. Петра в Риме. 1624–33.

Круп­ней­ший мас­тер ба­рок­ко, Б. наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но вы­ра­зил осн. прин­ци­пы эс­те­ти­ки и ху­дож. язы­ка это­го сти­ля. Опи­ра­ясь на опыт изу­че­ния ан­тич­ной скульп­ту­ры и твор­че­ст­ва Ми­ке­ланд­же­ло, Б. сыг­рал важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии де­ко­ра­тив­ной, над­гроб­ной и порт­рет­ной пла­сти­ки ба­рок­ко. Его гра­до­стро­ит. про­ек­там и ар­хит. ком­по­зи­ци­ям свой­ст­вен­ны про­стран­ст­вен­ный раз­мах, вы­ра­зит. пла­сти­ка круп­ных тек­то­нич. форм, зре­лищ­ность и те­ат­раль­ность в ис­поль­зо­ва­нии пер­спек­тив­ных эф­фек­тов, стрем­ле­ние к це­ло­ст­но­сти ан­самб­ле­вых ре­ше­ний. К наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ни­ям при­над­ле­жит ан­самбль пл. Св. Пет­ра (1657–63): эф­фект­но ис­поль­зуя мощ­ные сдво­ен­ные ко­лон­на­ды об­рам­ляю­щих её бо­ко­вых крыль­ев, Б. ор­га­ни­зу­ет про­стран­ст­во оваль­ной пло­ща­ди (с дву­мя фон­та­на­ми и обе­ли­ском) и на­прав­ля­ет дви­же­ние па­лом­ни­ков, при ко­то­ром от­кры­ва­ют­ся разл. ар­хит. пер­спек­ти­вы со­бо­ра и зда­ний Ва­ти­ка­на. В цер­ков­ном зод­че­ст­ве Б. (ц. Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле, 1653–58) вы­ра­зит. иг­ра кон­тра­ст­ных пла­стич. форм, со­че­та­ние скульп­ту­ры и тек­то­нич. эле­мен­тов ар­хит. де­ко­ра соз­да­ют на­пря­же­ние рель­еф­ной по­верх­но­сти сте­ны, а кри­во­ли­ней­ные очер­та­ния пла­нов ди­на­ми­зи­ру­ют вос­при­ятие ин­терь­е­ра, обо­га­ща­ют его до­пол­ни­тель­ны­ми пла­стич. и про­стран­ст­вен­ны­ми эф­фек­та­ми.

Дж. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». Мрамор. 1622–25. Галерея Боргезе (Рим).

Стрем­ле­ние к ан­самб­ле­во­му со­че­та­нию ар­хи­тек­ту­ры и пла­сти­ки про­яви­лось в луч­ших тво­ре­ни­ях Б.-скульп­то­ра и де­ко­ра­то­ра. Од­ной из его ран­них ра­бот стал ве­ли­че­ст­вен­ный бал­да­хин (ки­во­рий) со­бо­ра Св. Пет­ра (162433), осе­няю­щий гроб­ни­цу ап. Пет­ра и ук­ра­шен­ный по­зо­ло­чен­ной брон­зой ви­тых ко­лонн, де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­рой и фи­гур­ка­ми тру­бя­щих ан­ге­лов; он со­став­ля­ет еди­ное це­лое с ис­пол­нен­ной Б. позд­нее ка­фед­рой св. Пет­ра (165766) в ал­тар­ной ни­ше со­бо­ра. Де­ко­ра­тив­ный та­лант Б. про­явил­ся в его люб­ви к раз­но­об­ра­зию ма­те­риа­лов и форм, к их жи­во­пис­но­му со­че­та­нию. Ис­поль­зуя мра­мор­ную по­ли­хром­ную ин­кру­ста­цию, со­че­тая бе­лый мра­мор ста­туй с па­ти­ной и по­зо­ло­той брон­зы, учи­ты­вая раз­но­об­раз­ные све­то­вые и ил­лю­зио­ни­сти­че­ские эф­фек­ты, Б. до­би­вал­ся яр­ко­сти и эмо­цио­наль­ной при­под­ня­то­сти, ве­ли­чия и ве­ли­ко­ле­пия, ко­то­рые от­ве­ча­ли ри­то­рич. при­ро­де иск-ва ба­рок­ко. Эти ка­че­ст­ва Б. про­яви­лись в со­ору­же­нии па­рад­ной лест­ни­цы (Ска­ла-Ред­жа) в Ва­ти­ка­не (16631666), в ан­самб­ле Ка­пел­лы Кор­на­ро в ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Вит­то­рия в Ри­ме (164752), ал­тар­ную ни­шу ко­то­рой за­ни­ма­ет «Экс­таз св. Те­ре­зы»  наи­бо­лее чув­ст­вен­ное и мис­ти­че­ское про­из­ве­де­ние мас­те­ра. По-раз­но­му об­ра­ба­ты­вая и по­ли­руя мра­мор, он дос­ти­га­ет на­ту­ра­ли­стич. ими­та­ции бле­ска и мяг­ко­сти кож­ных по­кро­вов, раз­ной фак­ту­ры тка­ней, лёг­кой под­виж­но­сти дра­пи­ро­вок; ис­поль­зуя мно­же­ст­вен­ность то­чек зре­ния, до­би­ва­ет­ся впе­чат­ле­ния на­пря­жён­но­го или стре­ми­тель­но­го дви­же­ния («Апол­лон и Даф­на», 162225, га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим). В порт­ре­тах-бюс­тах Б. со­че­тал пси­хо­ло­гич. ост­ро­ту об­раз­ной ха­рак­те­ри­сти­ки мо­де­ли с де­ко­ра­тив­ной пыш­но­стью и па­рад­ной ре­пре­зен­та­тив­но­стью (кар­ди­нал Ши­пио­не Бор­ге­зе, 1632, га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим; Кон­стан­ция Бо­на­рел­ли, ок. 1635, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция; гер­цог Фран­че­ско д’Эсте, 165051, Му­зей д’Эс­те, Мо­де­на; все  мра­мор).

По­се­тил Па­риж (1665) по при­гла­ше­нию Лю­до­ви­ка XIV, где вы­пол­нил про­ект вост. фа­са­да Лув­ра (не реа­ли­зо­ван) и порт­рет­ный бюст ко­ро­ля (мра­мор, 1665, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов).

Дж. Л. Бернини. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона в Риме.1648–51.

Твор­че­ст­во Б. ока­за­ло боль­шое влия­ние на ти­пы ба­роч­но­го над­гро­бия, со­че­таю­ще­го ар­хи­тек­ту­ру, скульп­ту­ру, раз­но­об­раз­ные де­ко­ра­тив­ные фор­мы и ма­те­риа­лы (гроб­ни­цы пап Ур­ба­на VIII и Алек­сан­д­ра VII в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ри­ме). Те­ма брен­но­сти жиз­ни и та­ин­ст­ва смер­ти на­шла пол­ное дра­ма­тиз­ма ре­ше­ние в ста­туе уми­раю­щей св. Лю­до­ви­ки Аль­бер­то­ни (мра­мор, 1671–75; ка­пел­ла Аль­тье­ри ц. Сан-Фран­че­ско-а-Ри­па в Ри­ме). С име­нем Б. свя­за­на рим. тра­ди­ция соз­да­ния скульп­тур­ных фон­та­нов как важ­ней­ше­го гра­до­стро­ит. эле­мен­та, фор­ми­рую­ще­го ан­самбль пло­ща­ди, – фон­та­ны Три­то­на на Пьяц­ца Бар­бе­ри­ни (1642–43) и Че­ты­рёх рек на Пьяц­ца На­во­на (1648–51). Как те­ат­раль­ный де­ко­ра­тор Б. уча­ст­во­вал в по­ста­нов­ках в те­ат­ре Бар­бе­ри­ни, так­же в собств. те­ат­ре, для ко­то­ро­го со­чи­нял ко­ме­дии. Сре­ди жи­во­пис­ных ра­бот – «Ав­то­порт­рет» (Уф­фи­ци, Фло­рен­ция).

Лит.: Л. Бер­ни­ни. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1965; Ар­кин Д. Бер­ни­ни-скульп­тор // Ар­кин Д. Об­ра­зы ар­хи­тек­ту­ры и об­ра­зы скульп­ту­ры. М., 1990; Ferrari O. Bernini. Firenze, 1991; Wittkower R. G. L. Bernini: the sculptor of the Roman baroque. 4th ed. L., 1997; Borsi F. Bernini architetto. 2 ed. Mil., 2000; Бус­са­льи М. Бер­ни­ни. М., 2000.

Вернуться к началу