Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БОРИ́СОВ-МУСА́ТОВ

В. Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903–04. Третьяковская галерея (Москва).

БОРИ́СОВ-МУСА́ТОВ Вик­тор Эль­пи­ди­фо­ро­вич [2(14).4.1870, Са­ра­тов – 26.10(8.11).1905, Та­ру­са], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в МУЖВЗ (1890–91 и 1893–95), пе­терб. АХ (1891–93) у П. П. Чис­тя­ко­ва, так­же в мас­тер­ской Ф. Кор­мо­на (1895–98) в Па­ри­же. Чл. Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (с 1904). С 1898 жил пре­им. в Са­ра­то­ве, с 1903 – в По­доль­ске и Та­ру­се. Б.-М., ис­пы­тав­ший влия­ние П. Пю­ви де Ша­ван­на, П. Го­ге­на и ху­дож­ни­ков груп­пы «На­би», со­еди­нил его с тен­ден­ция­ми им­прес­сио­ни­стич. «пей­за­жа на­строе­ния». Уже ран­ние пле­нэр­ные ком­по­зи­ции ху­дож­ни­ка про­ник­ну­ты ощу­ще­ни­ем вол­ную­щей тай­ны («Ок­но», 1886, «Май­ские цве­ты», 1894, обе – в ГТГ). В 1895 пу­те­ше­ст­во­вал по Кры­му и Кав­ка­зу, ис­пол­нил мно­го этю­дов. В нач. 1900-х гг. вы­ра­бо­тал свое­об­раз­ную жи­во­пис­ную ма­не­ру, ос­но­ван­ную на изы­скан­но-при­глу­шён­ной гар­мо­нии ко­ло­ри­та, му­зы­каль­но­сти рит­мич. ор­гани­за­ции ком­по­зи­ции, эле­гич­но­сти на­строе­ния. Стиль Б.-М. со­че­тал глу­бо­ко ин­ди­ви­ду­аль­ное пе­ре­ос­мыс­ле­ние прин­ци­пов пле­нэр­ной жи­во­пи­си с де­ко­ра­тив­но­стью об­ще­го ре­ше­ния кар­ти­ны, при­бли­жав­шей­ся к ти­пу жи­во­пис­но­го пан­но. В сво­их слов­но по­дёр­ну­тых дым­кой не­ре­аль­но­сти, «сно­ви­ден­че­ских» про­изве­де­ни­ях Б.-М. стре­мил­ся вы­ра­зить ро­ман­тич. меч­ту о пре­крас­ном ми­ре, в ко­то­ром че­ло­век на­хо­дит­ся в гар­мо­ниче­ском един­ст­ве с при­ро­дой («Вес­на», 1898–1901, ГРМ; «Го­бе­лен», 1901, и «Изум­руд­ное оже­ре­лье», 1903–04, оба – в ГТГ). По­след­няя ра­бо­та Б.-М. – не­за­вер­шён­ная ак­ва­рель «Ре­к­ви­ем» (1905, ГТГ) – од­но из луч­ших соз­да­ний рус. жи­во­пис­но­го сим­во­лиз­ма, круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го был Б.-М. Соз­да­вал так­же «чис­тые», без­люд­ные пей­за­жи («Осен­няя песнь», 1905, ГТГ) и эс­ки­зы мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ных пан­но (сим­во­ли­ст­ский цикл «Вре­ме­на го­да» для моск. особ­ня­ка Де­ро­жин­ской, ак­ва­рель, 1904–05, ГТГ и ГРМ). Его ри­сун­ки и винь­ет­ки ук­ра­си­ли в 1905 стра­ни­цы ж. «Ве­сы». Б.-М. ока­зал зна­чи­тель­ное влия­ние на твор­че­ст­во ху­дож­ни­ков объ­е­ди­не­ния «Го­лу­бая ро­за».

Лит.: Ру­са­ко­ва А. В. Э. Бо­ри­сов-Му­са­тов. Л.; М., 1966; Ко­чик О. Я. Жи­во­пис­ная сис­те­ма В. Э. Бо­ри­со­ва-Му­са­то­ва. М., 1980; В. Э. Бо­ри­сов-Му­са­тов и «са­ра­тов­ская шко­ла». Са­ра­тов, 2001; Ки­се­лев М. В. Э. Бо­ри­сов-Му­са­тов. М., 2001.

Вернуться к началу