Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БОТТИЧЕ́ЛЛИ

БОТТИЧЕ́ЛЛИ (Botticelli) Сан­д­ро (соб­ст­вен­но Алес­сан­д­ро ди Ма­риа­но Фи­ли­пе­пи, Alessandro di Mariano Filipe­pi) (ок. 1445, Фло­рен­ция – по­хо­ро­нен 17.5.1510, там же), итал. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик эпо­хи Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Учил­ся у Фра Фи­лип­по Лип­пи (1465–1467), ис­пы­тал его влия­ние, так­же А. дель Пол­лай­о­ло; воз­мож­но, по­се­щал мас­тер­скую А. дель Вер­рок­кьо (1467–1468). С 1470-х гг. ра­бо­тал во Фло­рен­ции при дво­ре Ло­рен­цо Ме­ди­чи; при­над­ле­жал к фло­рен­тий­ской шко­ле. Ран­ним про­из­ве­де­ни­ям Б. свой­ст­вен­ны яс­ное по­строе­ние про­стран­ст­ва, чёт­кая све­то­те­не­вая мо­де­ли­ров­ка фор­мы, эле­гич. ин­то­на­ция («Св. Се­ба­сть­ян», ок. 1473–74, Гос. му­зеи, Бер­лин). Пер­вая из до­шед­ших до нас мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций Б. – «По­кло­не­ние вол­хвов» (1475–78, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция) – от­ме­че­на стро­гим ком­по­зиц. рав­но­ве­си­ем, про­ду­ман­но­стью кра­соч­ной гам­мы; она вклю­ча­ет порт­ре­ты чле­нов се­мьи Ме­ди­чи и пред­по­ла­гае­мый ав­то­порт­рет ху­дож­ни­ка. На­ря­ду с Ан­то­нел­ло да Мес­си­ной и Джо­ван­ни Бел­ли­ни Б. ста­но­вит­ся од­ним из луч­ших порт­ре­ти­стов итал. кват­ро­чен­то; его стан­ко­вые порт­ре­ты от­мече­ны ост­ро­той ха­рак­те­ри­сти­ки, по­ис­ка­ми тон­ких ню­ан­сов внутр. со­стоя­ния мо­де­ли: «Че­ло­век с ме­да­лью» (ок. 1473–1474, Уф­фи­ци), порт­рет Джу­лиа­но Ме­ди­чи (ок. 1478, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон, и др. му­зеи), жен­ские порт­ре­ты.

С. Боттичелли. «Рождение Венеры». Ок. 1484–85. Галерея Уффици (Флоренция).

Сбли­зив­шись с кру­гом фло­рен­тий­ских гу­ма­ни­стов, Б. с кон. 1470-х гг. об­ра­ща­ет­ся к ан­тич­ной ми­фо­ло­гии; в его твор­че­ст­ве уси­ли­ва­ют­ся чер­ты ари­сто­кра­тиз­ма и утон­чён­но­сти, чув­ст­вен­ные язы­че­ские об­ра­зы про­ник­ну­ты воз­вы­шен­ной и од­но­вре­мен­но по­этич. оду­хо­тво­рён­но­стью. По за­ка­зу Ло­рен­цо ди Пьер­фран­че­ско Ме­ди­чи Б. соз­да­ёт свои са­мые из­вест­ные кар­ти­ны: «Вес­на» (1477–78) с её слож­ной ал­ле­го­рич. про­грам­мой, вдох­нов­лён­ной, ве­ро­ят­но, по­эзи­ей А. По­ли­циа­но; «Пал­ла­да и кен­тавр» (ок. 1483, обе – Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), «Ве­не­ра и Марс» (ок. 1485, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Ро­ж­де­ние Ве­не­ры» (ок. 1484–85, Уф­фи­ци); об­раз Ве­не­ры у Б. трак­то­ван в ду­хе фло­рен­тий­ско­го не­оп­ла­то­низ­ма. Оду­шев­лён­ность ланд­шаф­та, хруп­кая кра­со­та фи­гур, му­зы­каль­ность лёг­ких, тре­пет­ных ли­ний, бес­те­лес­ность хо­лод­ных, про­зрач­ных или эма­ле­во-на­сы­щен­ных кра­сок со­об­ща­ют его ком­по­зи­ци­ям от­те­нок изы­скан­ной де­ко­ра­тив­но­сти, со­зда­ют ат­мо­сфе­ру меч­та­тель­но­сти и свет­лой гру­сти.

В вы­пол­нен­ных Б. в 1481–82 трёх на­стен­ных фре­сках в Сик­стин­ской ка­пел­ле в Ва­ти­ка­не («Ис­ку­ше­ние Хрис­та», «Юность Мои­сея» и «На­ка­за­ние Ко­рея, Да­фа­на и Ави­ро­на») ве­ли­че­ст­вен­ная гар­мо­ния пей­за­жа и ар­хи­тек­ту­ры со­че­та­ет­ся с пре­уве­ли­чен­ной эмо­цио­наль­но­стью дви­же­ний и жес­тов. По воз­вра­ще­нии во Фло­рен­цию Б. соз­да­ёт ряд ре­лиг. кар­тин («Ма­дон­на дель Маг­ни­фи­кат», ок. 1485, «Ма­дон­на с гра­на­том», 1487, обе в фор­ме тон­до; Уф­фи­ци). В ри­сун­ках к «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те (ок. 1492–97, Гос. му­зеи, Бер­лин, и Ва­ти­кан­ская б-ка) Б. от­ка­зы­ва­ет­ся от штри­хов­ки и све­то­те­не­вой раз­ра­бот­ки фор­мы и ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся чис­той ли­ни­ей, по­сред­ст­вом ко­то­рой соз­да­ёт экс­прес­сив­ные об­ра­зы, час­то по­вто­ряя фи­гу­ры бе­се­дую­щих Дан­те и Бе­ат­ри­че, за­клю­чён­ные в круг.

С. Боттичелли. «Мистическое Рождество». Ок. 1501. Национальная галерея (Лондон).

В 1490-е гг., в эпо­ху по­тряс­ших Фло­рен­цию со­ци­аль­ных бро­же­ний и мис­ти­ко-ас­ке­ти­че­ских про­по­ве­дей мо­на­ха Са­во­на­ро­лы, по­ры­ва­ет с круж­ком Ме­ди­чи и от­ка­зы­ва­ет­ся от ан­тич­ных сю­же­тов. В его иск-ве по­яв­ля­ют­ся но­ты дра­ма­тиз­ма и ре­лиг. эк­заль­та­ции, рез­кость дви­же­ний, из­ло­ман­ность ли­ний, на­пря­жён­ная ин­тен­сив­ность цве­та («Ал­тарь Сан-Бар­на­ба», ок. 1490, Уф­фи­ци). В не­ко­то­рых ра­бо­тах (два ва­ри­ан­та «Оп­ла­ки­вания» – ок. 1492, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен, и ок. 1495, Му­зей Поль­ди-Пец­цо­ли, Ми­лан) об­на­ру­жи­ва­ет­ся влия­ние ни­дерл. жи­во­пи­си (Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на). За­шиф­ро­ван­ные ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ции «Кле­ве­та» (по опи­са­нию Лу­киа­ном не­со­хра­нив­шей­ся кар­ти­ны др.-греч. жи­во­пис­ца Апел­ле­са; ок. 1495, Уф­фи­ци) и «По­ки­ну­тая» (ок. 1495, га­ле­рея Пал­ла­ви­чи­ни, Рим) уже сви­де­тель­ст­ву­ют о глу­бо­ком внутр. кри­зи­се ху­дож­ни­ка. Позд­няя кар­ти­на Б. «Мис­ти­че­ское Ро­ж­де­ст­во» (ок. 1501, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) про­ник­ну­та глу­бо­ким ре­лиг. чув­ст­вом и по­свя­ще­на па­мя­ти каз­нён­но­го Са­во­на­ро­лы. Столь же на­ме­рен­но ар­хаи­чен «го­ти­зи­рую­щий» стиль цик­ла его кар­тин «Чу­де­са св. Зи­но­вия» (1500–05, Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; Нац. га­ле­рея, Лон­дон). В «Мис­ти­че­ском Рас­пя­тии» (Ху­дож. му­зей Фогг, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс) Б. по­ме­ща­ет сце­ну на фо­не Фло­рен­ции, ох­ва­чен­ной страш­ной бу­рей. В по­след­ние го­ды жиз­ни мас­тер прак­ти­че­ски пе­ре­стал ра­бо­тать.

Оди­но­кий ин­тер­пре­та­тор идей фло­рен­тий­ско­го не­оп­ла­то­низ­ма, Б. не имел по­сле­до­ва­те­лей и на­дол­го был за­быт. Ин­те­рес к его твор­че­ст­ву воз­ро­дил­ся в кон. 19 в. в сре­де пре­ра­фа­эли­тов и англ. ху­дож­ни­ков эпо­хи мо­дер­на.

Лит.: Бот­ти­чел­ли. Сб. ма­те­риа­лов о твор­че­ст­ве. М., 1962; Смир­но­ва И. А. Бот­ти­чел­ли. М., 1967; Кус­то­дие­ва Т. С. Бот­ти­чел­ли. М., 1977; Ду­на­ев Г. С. С. Бот­ти­чел­ли. М., 1977; Lightbown R. W. S. Botticelli: life and work. L., 1989; Caneva C. Botticelli: Catalogo complete dei dipinti. Firenza, 1990; Togner M. S. Botticelli. Brno, 1994.

Вернуться к началу