Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВАНВИТЕ́ЛЛИ

Авторы: И. Е. Путятин
Л. Ванвителли. Королевский дворец в Казерте. Парадная лестница. 1750-е гг.

ВАНВИТЕ́ЛЛИ (Vanvitelli) Лу­ид­жи [12.5 (по др. све­де­ни­ям, 26.5).1700, Не­аполь – 1.3.1773, Ка­зер­та, обл. Кам­па­ния], итал. ар­хи­тек­тор, ин­же­нер. Учил­ся у сво­его от­ца, ни­дерл. ху­дож­ни­ка-ве­ду­ти­ста Гас­па­ра Ад­ри­ан­са ван Вит­те­ля (van Wittel) (1652 или 1653–1736). На­чал творч. дея­тель­ность в Ри­ме (с 1724 ра­бо­тал в мас­тер­ских со­бо­ра Св. Пет­ра). С 1733 чл. ака­де­мии Св. Лу­ки. Вы­пол­нял мно­го­числ. по­ру­че­ния па­пы Кли­мен­та XII, в т. ч. по ре­кон­ст­рук­ции пор­та в Ан­ко­не [с 1733; воз­вёл фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ния в фор­ме пен­та­го­на – т. н. ла­за­рет­то (гос­пи­таль), мол Трая­на с три­ум­фаль­ной ар­кой Кле­мен­ти­но и др.]. В Ри­ме вёл ра­бо­ты по ук­ре­п­ле­нию ку­пола со­бо­ра Св. Пет­ра, на­хо­див­ше­го­ся в ава­рий­ном со­стоя­нии (1742–48; рас­чё­ты кон­ст­рук­ций ма­те­ма­ти­ка Дж. По­ле­ни), и др. В 1752 по при­гла­ше­нию не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­ля Кар­ла VII Бур­бо­на на­чал строи­тель­ст­во гран­ди­оз­но­го Ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Ка­зер­те, ко­то­рым ру­ко­во­дил до кон­ца жиз­ни. Из за­ду­ман­но­го ан­самб­ля ус­пел осу­ще­ст­вить 5-этаж­ное ка­ре с кре­сто­об­раз­но рас­по­ло­жен­ны­ми центр. кор­пу­са­ми, 4 внутр. дво­ра­ми и 8-гран­ным вес­ти­бю­лем, па­рад­ную ле­ст­ни­цу, ка­пел­лу, те­атр. Для уст­рой­ст­ва пар­ка воз­вёл сис­те­му во­до­про­во­да с ак­ве­ду­ком и виа­ду­ка­ми (про­тя­жён­ность 42 км; 1753–1769). Од­но­вре­мен­но вы­пол­нял разл. ин­же­нер­ные и ар­хит. ра­бо­ты близ Не­апо­ля. Воз­вёл ан­самбль пло­ща­ди Фо­ро-Ка­ро­ли­но (с 1758; ны­не пло­щадь Дан­те) в Не­апо­ле и др. За­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем при­двор­ных тор­жеств, мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­сью (со­хра­ни­лись фре­ски в ка­пел­ле ц. Сан­та-Че­чи­лия-ин-Тра­сте­ве­ре в Ри­ме).

Про­из­ве­де­ния В. от­но­сят­ся к клас­си­ци­зи­рую­ще­му на­прав­ле­нию итал. ба­рок­ко, свя­зан­но­му с на­чав­ши­ми­ся в это вре­мя рас­коп­ка­ми Пом­пеи и Гер­ку­ла­ну­ма. Рит­мич. яс­ность ор­дер­ных ком­по­зи­ций со­че­та­ет­ся в них со зре­лищ­ны­ми пер­спек­тив­ны­ми приё­ма­ми, свойст­вен­ны­ми сце­нич. де­ко­ра­ци­ям, мно­го­цве­ти­ем от­де­лоч­ных кам­ней и бо­гат­ст­вом све­то­вых эф­фек­тов. Отец арх. Кар­ло Ван­ви­тел­ли (1739–1821); сре­ди уче­ни­ков – А. Ри­наль­ди.

Cоч.: Dichiarazione dei disegni del reale Palazzo di Caserta. Napoli, 1756; Vita L. Vanvitelli. Napoli, 1823. Napoli, 1975; Le lettere di L. Vanvitelli della Biblioteca palatina di Caserta. Galatina, 1976–1977. Vol. 1–3.

Лит.: Fichera F. L. Vanvitelli. Roma, 1937; L. Vanvitelli / Ed. R. di Stefano. Napoli, 1973; L. Vanvitelli e il ’700 europeo. Napoli; Caser­ta, 1973; L’eser­cizio del disegno, i Vanvitelli. (Cat.). Roma, 1991.

Вернуться к началу