Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВАН ГОГ

Авторы: В. А. Кулаков, В. Д. Синюков
В. Ван Гог. «Едоки картофеля». 1885. Музей Ван Гога (Амстердам).

ВАН ГОГ (van Gogh) Вин­сент Вил­лем (30.3.1853, Грот-Зюн­дерт, пров. Сев. Бра­бант – 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, близ Па­ри­жа), голл. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Ро­дил­ся в се­мье пас­то­ра; не по­лу­чил сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния. В 1869–1876 слу­жил ко­мис­сио­не­ром в га­аг­ской фир­ме по про­да­же про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва, по­се­тил Брюс­сель, Лон­дон и Па­риж; в 1876 пре­по­да­вал в шко­ле в Рамс­ги­те (Анг­лия). В 1877 обу­чал­ся в мис­сио­нер­ской шко­ле в Ла­ке­не (близ Брюс­се­ля), в 1878–79 за­ни­мал­ся про­по­вед­нич. дея­тель­но­стью сре­ди гор­ня­ков Бо­ри­на­жа (Бель­гия). В эти го­ды В. Г. осоз­нал своё при­зва­ние – стать ху­дож­ни­ком уни­жен­ных и обез­до­лен­ных, изо­бра­жая их тя­жёлый труд. Не­дол­го по­се­щал АХ в Брюс­се­ле (1880–81), в Гаа­ге поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми жи­во­пис­ца А. Мау­ве (1882–83), здесь же по­лу­чил свой пер­вый и един­ст­вен­ный за­каз (12 ри­сун­ков ви­дов го­ро­да). Ра­бо­тал так­же в Дрен­те (1883), Ну­эне­не (1884–85), Ан­твер­пе­не (1885–1886), где по­се­щал АХ и ча­ст­ную шко­лу ри­сун­ка, изу­чал жи­во­пись Рем­бранд­та, П. П. Ру­бен­са и др. ста­рых мас­те­ров, по­зна­ко­мил­ся с япон. гра­вю­рой. В сво­их ри­сун­ках голл. пе­рио­да (все­го св. 1300) и жи­во­пис­ных ра­бо­тах (с 1882) В. Г. об­ра­щал­ся к изо­бра­же­нию су­ро­вой при­ро­ды и бы­та шах­тё­ров, зем­ле­дель­цев, бра­бант­ских тка­чей. Счи­тая се­бя про­дол­жа­те­лем тра­ди­ций реа­лиз­ма 19 в., пре­ж­де все­го ра­бот Ф. Мил­ле на кре­сть­ян­скую те­му, В. Г. дос­ти­гал, тем не ме­нее, во мн. по­лот­нах сим­во­ли­ст­ско­го обоб­ще­ния: ри­су­нок «Скорбь» (1882, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Гаа­га), кар­ти­ны «Едо­ки кар­то­фе­ля» (1885, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам, и Му­зей Крёл­лер-Мюл­лер, От­тер­ло), так­же на­тюр­мор­ты, на­пи­сан­ные в су­мрач­ной жи­во­пис­ной гам­ме и на­де­лён­ные ре­лиг.-фи­лос. под­тек­стом («На­тюр­морт с от­кры­той Биб­ли­ей и по­гас­шей све­чой», 1885, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам).

Стре­ми­тель­ная эво­лю­ция твор­че­ст­ва В. Г. на­ча­лась по­сле его пе­ре­ез­да во Фран­цию. В 1886–88 он по­се­щал сту­дию Ф. Кор­мо­на в Па­ри­же, где по­зна­ко­мил­ся с А. де Ту­луз-Лот­ре­ком; изу­че­ние жи­во­пи­си Э. Де­лак­руа, А. Мон­ти­чел­ли, мас­те­ров им­прес­сио­низ­ма, нео­им­прес­сио­низ­ма и понт-авен­ской шко­лы (П. Го­ге­на и др.) уси­ли­ло ин­те­рес В. Г. к про­бле­мам ко­ло­ри­та, ком­по­зи­ции, экс­прес­сии маз­ка. В этот пе­ри­од па­лит­ра В. Г. ста­но­вит­ся свет­лой, ис­че­за­ют зем­ля­ные крас­ки, по­яв­ля­ют­ся чис­тые го­лу­бые, зо­ло­ти­сто-жёл­тые, ро­зо­вые, крас­ные то­на; са­мо­цен­ную вы­ра­зи­тель­ность при­об­ре­та­ет фак­ту­ра кар­тин – ди­на­мич­ный, стре­ми­тель­ный, как бы струя­щий­ся ма­зок (ви­ды Мон­мар­тра, ин­терь­е­ры рес­то­ра­нов, на­тюр­мор­ты, порт­ре­ты – в т. ч. «Па­па­ша Тан­ги», 1887, Му­зей Ро­де­на, Па­риж). Мно­же­ст­вен­ность ис­пы­тан­ных В. Г. влия­ний, его ин­те­рес к са­мым раз­ным яв­ле­ни­ям совр. иск-ва не­из­мен­но пре­тво­ре­ны в уни­каль­ный инди­ви­ду­аль­ный стиль.

В. Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом». 1889. Собрание Ли Б. Блок (Чикаго).

Окон­ча­тель­ное свое­об­ра­зие творч. ма­не­ры ху­дож­ни­ка оп­ре­де­ли­лось в его «арль­ский пе­ри­од» (февр. 1888 – май 1889). Му­чи­тель­ный по­иск гар­мо­нии и кра­со­ты, – од­но­вре­мен­но по­дав­лен­ность и страх пе­ред вра­ж­деб­ны­ми че­ло­ве­ку си­ла­ми – на­хо­ди­ли во­пло­ще­ние то в про­ни­зан­ных сол­неч­ным све­том, сияю­щих чис­ты­ми крас­ка­ми пей­за­жах Про­ван­са и на­тюр­мор­тах («Цве­ту­щая сли­ва», 1887, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам; «Под­сол­ну­хи», 1888, там же и Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен), то в зло­ве­щих, на­по­ми­наю­щих ноч­ной кош­мар об­раз­ах («Ноч­ное ка­фе в Ар­ле», 1888, Ху­дож. га­ле­рея Йель­ско­го ун-та, Нью-Хей­вен). Ди­на­ми­ка цве­та и маз­ка оду­хо­тво­ря­ет не толь­ко при­ро­ду и лю­дей («Крас­ные ви­но­град­ни­ки в Ар­ле», 1888, ГМИИ, и др.), но и не­оду­шев­лён­ные пред­ме­ты («Спаль­ня Ван Го­га в Ар­ле», 1888, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам). Жи­во­пис­ная сис­те­ма этих про­из­ве­де­ний по­строе­на на со­че­та­ни­ях яр­ких цве­тов, вы­ра­зит. рит­ме ри­сун­ка и сме­лых, сво­бод­ных ком­по­зи­ци­он­ных ре­ше­ни­ях. В кон. 1888 В. Г. в Ар­ле по­се­тил П. Го­ген; о дра­ма­тич. раз­ры­ве ме­ж­ду ху­дож­ни­ка­ми по­ве­ст­ву­ют по­лот­на «Крес­ло Го­ге­на» (1888, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам) и ав­то­порт­ре­ты В. Г. («Ав­то­порт­рет с пе­ре­вя­зан­ным ухом», 1889, со­б­ра­ние Ли Б. Блок, Чи­ка­го и Ин-т Кур­то, Лон­дон).

В. Ван Гог. «Церковь в Овере». 1890. Музей Орсе (Париж).

На­пря­жён­ная ра­бо­та В. Г. в по­след­ние го­ды жиз­ни со­про­во­ж­да­лась при­сту­па­ми де­прес­сии, ко­то­рая при­ве­ла его в кли­ни­ку для ду­шев­но­боль­ных в Ар­ле (фев­раль–май 1889), за­тем в Сен-Ре­ми-де-Про­ванс (май 1889 – май 1890) и в Овер-сюр-Уаз (май–июль 1890). Твор­че­ст­во двух по­след­них лет жиз­ни от­ме­че­но экс­та­тич. одер­жи­мо­стью, пре­дель­но обо­ст­рён­ной экс­прес­си­ей цве­то­вых со­че­та­ний, рез­ки­ми сме­на­ми на­строе­ния – от ис­сту­п­лён­но­го от­чая­ния и мрач­но­го ви­зио­нер­ст­ва, сбли­жаю­ще­го его с сим­во­лиз­мом («Про­гул­ка за­клю­чён­ных» по мо­ти­вам гра­вю­ры Г. До­ре, 1890, ГМИИ; «До­ро­га с ки­па­ри­са­ми и звёз­да­ми», 1890, Му­зей Крёл­лер-Мюл­лер, От­тер­ло; «Во­ро­ны в пше­нич­ном по­ле», 1890, Му­зей Ван Го­га, Ам­стер­дам), до тре­пет­но­го чув­ст­ва про­свет­ле­ния и уми­ро­тво­ре­ния («Пей­заж в Ове­ре по­сле до­ж­дя», 1890, ГМИИ). В боль­шой се­рии его ав­то­порт­ре­тов, как и в зна­ме­ни­тых пись­мах к бра­ту Тео Ван Го­гу (1857–1891) и не­мно­гим друзь­ям (из­да­ны в 4 тт., 1952–54), от­ра­зи­лись бо­лез­нен­но-му­чи­тель­ные по­ис­ки ду­хов­ных, нрав­ст­вен­ных цен­но­стей. Во вре­мя оче­ред­но­го при­сту­па бо­лез­ни 27.7.1890 ху­дож­ник на­нёс се­бе смер­тель­ное ог­не­стрель­ное ра­не­ние.

Твор­че­ст­во В. Г. от­ра­зи­ло слож­ней­ший пе­ре­лом­ный мо­мент в ху­дож. куль­ту­ре кон. 19 в., со­ци­аль­ную дра­му но­во­го иск-ва. Глу­бо­ко лич­но­ст­ное ми­ро­вос­прия­тие и тра­гич. па­фос, вы­ра­жен­ные в его про­из­ве­де­ни­ях, оп­ре­де­ли­ли осо­бое ме­сто В. Г. в иск-ве пост­им­прес­сио­низ­ма и ока­за­ли зна­чит. воз­дей­ст­вие на аван­гар­дизм 20 в. (в ча­ст­но­сти, на мас­те­ров франц. фо­виз­ма и нем. экс­прес­сио­низ­ма).

Соч.: Пись­ма. Л.; М., 1966.

Лит.: Uitert E. van. V. van Gogh. Leben und Werk. Köln, 1977; Му­ри­на Е. Б. Ван Гог. М., 1978; Hulsker J. The complete Van Gogh: pain­ting, drawings, sketches. Oxf., 1980; Дмит­рие­ва Н. А. В. Ван Гог. Че­ло­век и ху­дож­ник. М., 1980; Hammacher AM., Ham­ma­cher R. Van Gogh: a documentary biography. L., 1982; Пер­рю­шо А. Жизнь Ван Го­га. М., 1987; McQuil­lan M. Van Gogh. L., 1989; Гру­трой Г. Ван Гог. Твор­че­ский путь ху­дож­ни­ка. Минск; М., 1996; Фе­до­то­ва Е. Д. Ван Гог. М., 2003.

Вернуться к началу