Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЕРЁВКИНА

Авторы: А. М. Муратов
М. В. Верёвкина. «Пейзаж». Музей М. В. Верёвкиной (Аскона).

ВЕРЁВКИНА (Werefkin) Ма­ри­ам­на (Ма­ри­ан­на) Вла­ди­ми­ров­на (11.9.1860, Ту­ла – 6.2.1938, Ас­ко­на, Швей­ца­рия), рос. и швейц. ху­дож­ни­ца. Дочь рос. ге­не­ра­ла В. Н. Ве­рёв­ки­на. Учи­лась у И. Е. Ре­пи­на в С.-Пе­тер­бур­ге (c 1885), у А. Аж­бе в Мюн­хе­не (с 1896). Экс­по­нент ТПХВ (1892). В 1909 вме­сте с В. В. Кан­дин­ским и сво­им му­жем А. Г. Яв­лен­ским уч­ре­ди­ла «Но­вое об­ще­ст­во ху­дож­ни­ков Мюн­хе­на». Уча­ст­во­ва­ла в фор­ми­ро­ва­нии но­вей­ших те­че­ний ис­кус­ст­ва нач. 20 в. Экс­по­нент вы­ста­вок «Буб­но­вый ва­лет» (1910–11), мюн­хен­ских объ­е­ди­не­ний «Го­лу­бой всад­ник», «Бу­ря» (1912–13). С 1914 жи­ла в Швей­ца­рии, где ор­га­ни­зо­ва­ла ху­дож. объ­е­ди­не­ние «Боль­шая Мед­ве­ди­ца». От пе­ре­движ­ни­че­ско­го реа­лиз­ма пе­ре­шла в 1900-е гг. к сим­во­лиз­му, за­тем к экс­прес­сио­низ­му (Ав­то­порт­рет, ок. 1910, Му­зей Лен­ба­ха, Мюн­хен). Про­из­ве­де­ния В. от­ли­ча­ют по­этич­ность и вы­ра­зи­тель­ность ком­по­зи­ции, на­сы­щен­ный и сгар­мо­ни­ро­ван­ный ко­ло­рит. В 1967 в Ас­ко­не от­крыл­ся Му­зей М. В. Ве­рёв­ки­ной.

Соч.: Briefe an einen Unbekannten: 1901–1905. Köln, 1960.

Лит.: Hahl-Koch J. M. Werefkin und der russi­sche Symbolismus. Münch., 1967; Parmig­gini S. M. Werefkin il fervore della visione. Mil., 2001; Fäthke B. M. We­refkin. Leben und Werk. Münch., 2001.

Вернуться к началу