Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЕСНИНЫ́

Авторы: И. Влад. Коккинаки

ВЕСНИНЫ́, рос. ар­хи­тек­то­ры и жи­во­пис­цы, бра­тья. Ле­о­нид Алек­сан­д­ро­вич [28.11(10.12).1880, Ниж­ний Нов­го­род – 8.10.1933, Мо­ск­ва], учил­ся в петерб. АХ (1900–09). Ра­бо­тал прак­ти­че­ски во всех об­лас­тях ар­хи­тек­ту­ры; осн. вни­ма­ние уде­лял жи­лищ­но-ком­му­наль­но­му и по­сел­ко­во­му строи­тель­ст­ву (Ша­тур­ская элек­тро­стан­ция и по­сё­лок при ней, 1918–25; про­ект Ле­нин­ской сло­бо­ды по пла­ну «Но­вая Мо­ск­ва», 1922). Проф. Вху­те­ма­са – Вху­теи­на (1920–28), Моск. выс­ше­го тех­нич. уч-ща (1923–31), МАРХИ (1932–33). Член Моск. ар­хит. об-ва (то­ва­рищ пред­се­да­те­ля с 1923) и ред­кол­ле­гии ж. «Ар­хи­тек­ту­ра» (1923).

Вик­тор Алек­сан­д­ро­вич [28.3 (9.4).1882, Юрь­е­вец – 17.9.1950, Мо­ск­ва], д. чл. АА СССР (1939) и АН СССР (1943). Учил­ся в Ин-те гражд. ин­же­неров в С.-Пе­тер­бур­ге (1901–12). Спе­циа­лист в об­лас­ти пром. ар­хи­тек­ту­ры: вы­пол­нял про­ек­ты хи­мич. за­во­дов и тек­стиль­ных фаб­рик с по­сёл­ка­ми при них (1915–21) и др. Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ние, обо­га­щён­ное уро­ка­ми кон­ст­рук­ти­виз­ма, – ар­хит. ком­плекс Днеп­ро­гэ­са (1927–32, совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми С. Г. Ан­д­ри­ев­ским, Н. Д. Кол­ли, Г. М. Ор­ло­вым, инж. И. Г. Алек­сан­д­ро­вым). В 1923–31 пре­по­да­вал на ар­хит. от­де­ле­нии Моск. выс­ше­го тех­нич. уч-ща. Чл.-уч­ре­ди­тель Об-ва совр. ар­хи­тек­то­ров и объ­е­ди­не­ния «Ок­тябрь»; чл. ред­кол­ле­гии ж. «Со­вре­мен­ная ар­хи­тек­ту­ра»; пред. орг­ко­ми­те­та (1932–37) и от­ветств. сек­ре­тарь Сою­за сов. ар­хи­тек­то­ров (1937–1949); ор­га­ни­за­тор и пер­вый пре­зи­дент АА СССР (1939–49).

А. А. Веснин. Эскиз декорации к постановке «Федры» Ж. Расина в Камерном театре. 1922.

Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [16(28).5.1883, Юрь­е­вец – 7.11.1959, Мо­ск­ва], д. чл. АА СССР (1939). Учил­ся в Моск. прак­тич. ака­де­мии и в Ин-те гражд. ин­же­не­ров в С.-Пе­тер­бур­ге (1901–12). За­ни­мал­ся в сту­дии Я. Ф. Ци­онг­лин­ско­го в С.-Пе­тер­бур­ге (1911), вме­сте с бр. Вик­то­ром – в мас­тер­ских К. Ф. Юо­на (1907–11) и В. Е. Тат­ли­на (1912–13) в Мо­ск­ве. В 1915–22 ра­бо­тал пре­им. в об­лас­ти жи­во­пи­си (се­рии «Цве­то­вые ком­по­зи­ции» и «По­строе­ния цве­то­во­го про­стран­ст­ва по си­ло­вым ли­ни­ям», 1917–22) и сце­но­гра­фии, где вво­дил прин­ци­пы кон­ст­рук­ти­виз­ма, – спек­так­ли в Ка­мер­ном («Бла­го­ве­ще­ние» П. Кло­де­ля, 1920; «Фед­ра» Ж. Ра­си­на, 1922; «Че­ло­век, ко­то­рый был чет­вер­гом» Г. Чес­тер­то­на, 1923), Ма­лом и Дет­ском те­ат­рах (1919–23), уча­ст­во­вал в празд­нич­ных оформ­ле­ни­ях Мо­ск­вы (оформ­ле­ние мас­со­во­го дей­ст­ва «Борь­ба и по­бе­да», 1921, совм. с Л. С. По­по­вой, по пла­ну В. Э. Мей­ер­холь­да), вы­пол­нял ра­бо­ты в при­клад­ной гра­фи­ке. Пре­по­да­вал в Мо­ск­ве – в Ин-те гражд. ин­же­не­ров и во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1919–30), Ар­хит. ин-те (1933–36). Чл. Мо­ло­дой фе­де­ра­ции проф­сою­за ху­дож­ни­ков-жи­во­пис­цев, Ас­со­циа­ции край­них но­ва­то­ров (1919), ЛЕФа (1922–24), один из ини­циа­то­ров соз­да­ния и пред. Объ­е­ди­не­ния со­вре­мен­ных ар­хи­тек­то­ров (1925–32), гл. ре­дак­тор ж. «Со­вре­мен­ная ар­хи­тек­ту­ра» (1926–30; до 1929 совм. с М. Я. Гинз­бур­гом), чл.-уч­ре­ди­тель объ­е­ди­не­ния «Ок­тябрь» (1928), Моск. обл. от­де­ле­ния Все­со­юз­но­го ар­хит. на­уч. об-ва (1930–32). Вид­ный мас­тер рус. аван­гар­диз­ма, сыг­рал ре­шаю­щую роль в про­дви­же­нии опы­та жи­во­пи­си и сце­но­гра­фии в ар­хи­тек­ту­ру. Ли­дер ар­хи­тек­то­ров-кон­ст­рук­ти­ви­стов («ду­хов­ный отец рус­ско­го кон­ст­рук­ти­виз­ма», по оп­ре­де­ле­нию Ле Кор­бю­зье).

А. А., В. А., Л. А. Веснины. Дворец культуры автозавода имени И. А. Лихачёва в Москве. 1930–37. Фото А. И. Нагаева

Твор­че­ское со­дру­же­ст­во бр. В. за­ро­ди­лось в го­ды учё­бы и про­дол­жа­лось всю жизнь – ра­бо­та­ли со­вме­ст­но и не­зави­си­мо друг от дру­га, имея ин­ди­ви­дуаль­ные спе­циа­ли­за­ции. В ран­ний пе­ри­од в их твор­че­ст­ве пре­об­ла­дал нео­клас­си­цизм (особ­няк Д. В. Си­рот­ки­на в Ниж­нем Нов­го­ро­де, 1913–14; рос­пись пла­фо­нов А. А. Вес­ни­на, 1915; воз­ве­дён­ный по про­ек­ту А. А. и В. А. Вес­ни­ных особ­няк Арац­ко­го в Мо­ск­ве, 1913). С нач. 1920-х гг. ли­де­ром кол­лек­ти­ва стал А. А. Вес­нин. В 1922–25 кон­курс­ные про­ек­ты бр. В. обо­зна­чи­ли фор­ми­ро­ва­ние кон­ст­рук­ти­виз­ма (в т. ч. про­ек­ты па­виль­о­на «Ле­нин­град­ской прав­ды» и ан­га­ра для са­мо­лё­тов, вы­пол­нен­ные в 1924 А. А. и В. А. Вес­ни­ны­ми). В. уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние эс­те­тич. воз­мож­но­стям но­вых кон­ст­рук­ций и ма­те­риа­лов, функ­цио­наль­ным тре­бо­ва­ни­ям; пред­по­чи­та­ли па­виль­он­ную ком­по­зи­цию, т. е. от­дель­ные, раз­лич­ные по на­зна­че­нию кор­пу­са, со­еди­нён­ные пе­ре­хо­да­ми и ко­ри­до­ра­ми, бла­го­да­ря че­му по ме­ре обхо­да зда­ния воз­ни­ка­ли но­вые ра­кур­сы, ме­ня­лось со­от­но­ше­ние объ­ё­мов и про­стран­ст­ва. На Меж­ду­нар. вы­став­ке 1925 в Па­ри­же ра­бо­ты бр. В. бы­ли от­ме­че­ны выс­шей на­гра­дой – Поч. ди­пло­мом. Осн. об­щие ра­бо­ты: фа­сад Глав­поч­там­та (1911–12), уни­вер­маг на Крас­ной Пре­сне (1927), Дом по­лит­ка­тор­жан (1929–1931), Дво­рец куль­ту­ры ав­то­за­во­да им. И. А. Ли­ха­чё­ва (1930–37, все – в Мо­ск­ве); кон­курс­ные про­ек­ты Двор­ца тру­да (1922–23), зда­ния «Ар­ко­са» (1924), Цен­тро­сою­за и Б-ки им. В. И. Ле­ни­на (1928–1929), Двор­ца Со­ве­тов (1932–33, все – для Мо­ск­вы), те­ат­ра мас­со­во­го дей­ст­ва в Харь­ко­ве (1931). Так­же А. А. и В. А. Вес­ни­ны­ми вы­пол­не­ны про­ек­ты до­ход­но­го до­ма И. Е. Куз­не­цо­ва (1910), ска­ко­вых ко­ню­шен Л. А. Ман­та­ше­ва (1913–1914), зда­ния Нар­ком­тяж­про­ма (1934–1936) в Мо­ск­ве, оформ­ле­ния пло­ща­дей Мо­ск­вы к 1.5.1918, па­виль­о­на СССР на Все­мир­ной вы­став­ке в Нью-Йор­ке (1939) и др. Сре­ди об­щих ра­бот А. А. и Л. А. Вес­ни­ных: кон­курс­ные про­ек­ты Центр. те­ле­гра­фа в Мо­ск­ве (1925–26), До­ма про­мыш­лен­но­сти в Сверд­лов­ске (ны­не Ека­те­рин­бург; 1927), пла­ниров­ка по­сёл­ков с до­ма­ми-ком­му­на­ми в Куз­нец­ке (ны­не Но­во­куз­нецк; 1930), про­ект ти­по­во­го клу­ба в Мо­ск­ве (1927, осу­ще­ст­в­лён три­ж­ды), 3 ра­бо­чих клу­ба в Ба­ку (1928–31), са­на­то­рий «Гор­ный воз­дух» в Ма­це­сте (1928).

Лит.: Иль­ин М. А. Вес­ни­ны. М., 1960; Чис­тя­ков А. Г. Бра­тья Вес­ни­ны. М., 1970; [Вес­ни­ны]: Ка­та­лог-пу­те­во­ди­тель. М., 1981; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. А. Вес­нин. М., 1983.

Вернуться к началу