Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВИ́НКЕЛЬМАН

Авторы: Л. И. Таруашвили
Портрет И. И. Винкельмана работы А. фон Марона. 1768.

ВИ́НКЕЛЬМАН (Winckelmann) Ио­ганн Ио­а­хим (9.12.1717, Штен­даль, Ма­где­бург – 8.6.1768, Три­ест, Сев. Ита­лия), нем. ис­то­рик ан­тич­но­го ис­кус­ст­ва. Изу­чал тео­ло­гию, ес­тест­вен­ные нау­ки и фи­ло­ло­гию. С 1755 слу­жил в Ри­ме (с 1764 гл. ан­тик­ва­рий и «пре­зи­дент древ­но­стей» Ва­ти­ка­на); был оче­вид­цем рас­ко­пок го­ро­дов Гер­ку­ла­нум, Пом­пеи и Пес­тум. За­ни­мал­ся ан­тик­вар­но-ар­хео­ло­гич. шту­дия­ми и му­зей­ной ра­бо­той, но из­вест­ность при­об­рёл бла­го­да­ря сво­ей апо­ло­гии др.-греч. иск-ва, ко­то­рую под­кре­п­лял ин­тер­пре­та­ция­ми наи­бо­лее из­вест­ных то­гда греч. (пре­им. в рим. ко­пи­ях) ста­туй. Та­лант по­пу­ля­ри­за­то­ра в со­че­та­нии с эн­ту­зи­аз­мом по­клон­ни­ка ан­тич­но­сти и вы­ра­зи­тель­ным, воз­вы­шен­но-по­этич. сти­лем обес­пе­чили его со­чи­не­ни­ям бы­ст­рый ус­пех; пе­ре­ве­дён­ные на мн. ев­роп. язы­ки, они сыг­ра­ли важ­ную роль в воз­ро­ж­де­нии клас­си­циз­ма в Ев­ро­пе 2-й пол. 18 в., ока­за­ли зна­чит. влия­ние на эс­те­тич. про­грам­му вей­мар­ско­го клас­си­циз­ма. Был пред­ста­ви­те­лем наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но­го, эл­ли­но­филь­ско­го на­прав­ле­ния в клас­си­ци­стич. эс­те­ти­ке, сло­жив­ше­го­ся не позд­нее сер. 17 в. (Р. Фре­ар де Шам­бре и др.): ис­хо­дил из пред­став­ле­ния о др.-греч. иск-ве как о выс­шем ху­дож. об­раз­це, сво­им со­вер­шен­ст­вом пре­вос­хо­дя­щем иск-во всех дру­гих вре­мён и на­ро­дов, вклю­чая др.- рим­ское. За­ло­жил ос­но­вы совр. ис­кус­ст­во­зна­ния; раз­ра­бо­тал пе­рио­ди­за­цию др.-греч. иск-ва, в ос­но­ву ко­то­рой по­ло­жил идею по­сле­до­ва­тель­ной сме­ны со­стоя­ний ста­нов­ле­ния, рас­цве­та и упад­ка. Для эпо­хи Про­све­ще­ния, вид­ным пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой В. яв­лял­ся, бы­ла важ­на его идея об обу­слов­лен­но­сти рас­цве­та иск-ва в Древ­ней Гре­ции по­ли­тич. сво­бо­дой, су­ще­ст­во­вав­шей там в клас­сич. пе­ри­од. Осн. про­из­ве­де­ния В.: «Мыс­ли о под­ра­жа­нии греч. тво­ре­ни­ям в жи­во­пи­си и скульп­ту­ре» («Gedanken über die Nachah­mung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755), «Ис­то­рия ис­кус­ст­ва древ­но­сти» («Ge­schi­ch­te der Kunst des Altertums», 1764; 2-е изд., ис­прав­лен­ное и до­пол­нен­ное – 1776); «Не­опуб­ли­ко­ван­ные па­мят­ни­ки ис­кус­ст­ва древ­но­сти» («Monumenti an­tichi inediti...», т. 1–2, 1767).

Соч.: Werke. [Dresden; В.], 1808–1825. Bd 1–11; Briefe. В., 1952–1957. Bd 1–4; Мыс­ли о под­ра­жа­нии гре­че­ским про­из­ве­де­ни­ям в жи­во­пи­си и скульп­ту­ре (Ран­няя ред.). М., 1992; Ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния. М., 1993; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния и пись­ма. М., 1996; Ис­то­рия ис­кус­ст­ва древ­но­сти. Ма­лые со­чи­не­ния. СПб., 2000.

Лит.: Гриб В. Р. Уче­ние Вин­кель­ма­на о кра­со­те // Ли­те­ра­тур­ный кри­тик. 1934. № 12; Лиф­шиц М. А. И. И. Вин­кель­ман... // Лиф­шиц М. А. Во­про­сы ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фии. М., 1935; Hatfield H. C. Winckelmann and his German critics, 1755–1781; a prelude to the classical age. N. Y., 1943; Justi K. Win­ckel­mann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen. Köln, 1956. Bd 1–3; Koch H. J. J. Winckelmann. Sprache und Kunstwerke. B., 1957; Эс­те­ти­ка Вин­кель­ма­на и со­вре­мен­ность. М., 1994; Testa F. Winckelmann e l’invenzione della storia dell’arte: i modelli e la mimesi. Bologna, 1999; Ruppert H., Win­ckelmann-Bibliographie. B., 1968.

Вернуться к началу