Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВИНЬО́ЛА

Дж. да Виньола. Внутренний двор дворца Фарнезе в Капрароле, близ Витербо. 1556–75.

ВИНЬО́ЛА (Vignola) (наст. фам. Ба­роц­ци, Barozzi) Джа­ко­мо (Джа­ко­по) да (1.10.1507, Винь­о­ла, обл. Эми­лия-Ро­ма­нья – 7.7.1573, Рим), итал. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец, тео­ре­тик иск-ва. Мас­тер Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния, в твор­че­ст­ве ко­то­ро­го про­яви­лись чер­ты мань­е­риз­ма. Из се­мьи ху­дож­ни­ков. Учил­ся жи­во­пи­си и пер­спек­ти­ве в Бо­ло­нье, ар­хи­тек­ту­ре – под рук. Б. Пе­руц­ци и А. да Сан­гал­ло Млад­ше­го; в 1530-е гг. слу­жил де­ко­ра­то­ром и ри­со­валь­щи­ком на строи­тель­ст­ве со­бо­ра Св. Пет­ра и обу­ст­рой­ст­ве Ва­ти­кан­ских двор­цов в Ри­ме. За­ни­мал­ся об­ме­ра­ми ан­тич­ных па­мят­ни­ков для пред­по­ла­гав­ше­го­ся из­да­ния трак­та­та Вит­ру­вия. Вме­сте с Ф. При­ма­тич­чо де­лал слеп­ки с ан­тич­ных ста­туй из со­б­ра­ния Бель­ве­де­ра в Ва­ти­ка­не, ко­то­рые от­ли­ва­лись в брон­зе для ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Фон­тенб­ло (в свя­зи с чем в 1541–43 при­вле­кал­ся к ра­бо­там во Фран­ции). С 1541 в Бо­ло­нье – в долж­но­сти ар­хи­тек­то­ра со­бо­ра Сан-Пе­тро­нио (про­ек­ты фа­са­да с сис­темой клас­сич. ор­де­ров), ре­кон­струи­ро­вал су­до­ход­ный ка­нал «На­ви­ле» и др. В 1551–55 за­ни­мал­ся уст­рой­ст­вом ан­самб­ля Вил­лы Джу­лия в Ри­ме: воз­вёл двор­цо­вое зда­ние, т. н. ка­си­но, уча­ст­во­вал в со­ору­же­нии гид­рав­лич. сис­те­мы для фон­та­нов. Соз­дан­ный им ан­самбль двор­ца Фар­не­зе в Кап­ра­ро­ле, близ Ви­тер­бо (1556–75), от­ли­ча­ет­ся слож­ной про­стран­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ци­ей, сме­ной эф­фект­ных ви­дов, вклю­ча­ет та­кие вы­ра­зи­тель­ные ар­хит. фор­мы, как рам­пы, вин­то­вая ле­ст­ни­ца и др. В цер­ков­ных про­ек­тах В. стре­мил­ся со­гла­со­вать ба­зи­ли­каль­ную и цен­трич. струк­ту­ры, ис­поль­зо­вал фор­му оваль­но­го ку­по­ла (рим. церк­ви Сант-Ан­д­реа на Виа-Фла­ми­ниа, 1550–53, и Иль-Дже­зу, с 1568). По­сле смер­ти Ми­ке­ланд­же­ло и от­став­ки П. Ли­го­рио В. ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом со­бо­ра Св. Пет­ра в Ри­ме (воз­вёл 2 вспо­мо­гат. ку­по­ла). Вы­пол­нял про­ек­ты ме­бе­ли и ма­лых ар­хит. форм (ка­ми­нов, рез­ных по­тол­ков и др.; т. н. стол Фар­не­зе, 1565–1570, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк). Ав­тор 2 трак­та­тов: «Пра­ви­ло пя­ти ор­де­ров ар­хи­тек­ту­ры» («Regola delli cinque ordini d’architettura», 1562, рус. пер. 1939) – о по­строе­нии ар­хит. ор­де­ров (слу­жил прак­тич. ру­ко­во­дством для ар­хи­тек­то­ров вплоть до 20 в., вы­дер­жал бо­лее 500 из­да­ний, пе­ре­ве­дён на мн. язы­ки); «Два пра­ви­ла прак­ти­че­ской пер­спек­ти­вы» («Le due regole della prospettiva prattica», 1583).

Лит.: Willich H. G. Barozzi da Vignola. Stras­bourg, 1906; Casotti M. Il Vignola. Trieste, 1960. Vol. 1–2; La vita e le opera di J. Barozzi da Vignola. Vignola, 1974.

Вернуться к началу