Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГРИГО́РЬЕВ

Авторы: А. М. Муратов
Б. Д. Григорьев. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда. 1916. Русский музей (С.-Петербург).
Б. Д. Григорьев. Из цикла «Расея». Издание 1918 (Петроград).

ГРИГО́РЬЕВ Бо­рис Дмит­рие­вич [11(23).7.1886, Мо­ск­ва – 7.2.1939, Кань-сюр-Мер, близ Ниц­цы], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. Учил­ся в Стро­га­нов­ском уч-ще в Мо­ск­ве (1903–07) у Д. А. Щер­би­нов­ско­го, в пе­терб. АХ (1907–13) у А. А. Ки­се­лё­ва и Д. Н. Кар­дов­ско­го. В 1909 по­зна­ко­мил­ся с Д. Д. Бур­лю­ком, Н. Н. Ев­реи­но­вым и В. В. Хлеб­ни­ко­вым, примк­нул к аван­гар­ди­ст­ской груп­пе «Тре­уголь­ник», уча­ст­во­вал в её вы­став­ке «Им­прес­сио­ни­сты» (1909), так­же в вы­став­ках «То­ва­ри­ще­ст­ва не­за­ви­си­мых» (1912–13) и др.; чл. об-ва «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1917). Ил­лю­ст­ри­ро­вал из­да­ния по рус. фольк­ло­ру («Свя­точ­ные га­да­ния», 1910, и др.), ри­со­вал (с 1911) для жур­на­лов «Са­ти­ри­кон», «Но­вый Са­ти­ри­кон», «Апол­лон» и др. На­пи­сал (под псевд. Бо­рис Гри) ро­ман «Юные лу­чи» (1912). В 1909 по­се­тил Нор­ве­гию и Шве­цию, в 1911 – Ав­ст­рию и Фран­цию (в Па­ри­же по­се­щал ака­де­мию «Ла Гранд-Шомь­ер»). В 1913 ра­бо­тал в Па­ри­же, соз­дал мн. ак­ва­ре­лей, ри­сун­ков и жи­во­пис­ных ра­бот на те­мы па­риж­ской жиз­ни, от­ме­чен­ных ар­ти­стиз­мом, ино­гда про­ни­зан­ных фан­тас­ма­го­рич­но­стью и ощу­ще­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го оди­но­че­ст­ва («Ночь. Кар­на­вал», ок. 1913, ГРМ, и др.), се­рию «Жен­щи­на» (мас­ло, гу­ашь, ак­ва­рель, ка­ран­даш; час­тич­но из­да­на в аль­бо­ме под назв. «Intimité», 1918). Г. – бле­стя­щий мас­тер ри­сун­ка, со­еди­нив­ший ака­де­мическую тра­ди­цию с аван­гар­дом. Гра­фич­ность при­су­ща и его жи­во­пис­ным ра­бо­там: в них пре­об­ла­да­ет ли­ния, ко­то­рая с пре­дель­ной ост­ро­той, гра­ни­ча­щей с шар­жем, вы­страи­ва­ет фор­му и в то же вре­мя рит­ми­че­ски ор­га­ни­зу­ет всю плос­кость кар­ти­ны. Хо­лод­ная цве­то­вая гам­ма впол­не со­от­вет­ст­ву­ет его кри­стал­ло­по­доб­ным, ана­ли­ти­че­ски-от­чу­ж­дён­ным «ле­дя­ным» по­строе­ни­ям. В 1915–1916 ис­пол­нил рос­пись (на те­мы фьяб К. Гоц­ци) лит.-ар­ти­стич. ка­ба­ре «При­вал ко­ме­ди­ан­тов» в С.-Пе­тер­бур­ге (совм. с А. Е. Яков­ле­вым и С. Ю. Су­дей­ки­ным; не сохр.); уча­ст­во­вал там же в оформ­ле­нии те­ат­ра­ли­зов. ве­че­ров. С 1916 ра­бо­тал над цик­лом «Ра­сея», пред­став­ляю­щим в гро­те­ск­ной фор­ме жизнь рус. про­вин­ции (час­тич­но из­дан в аль­бо­ме под тем же назв., тек­сты П. Е. Щё­го­ле­ва, Н. Э. Рад­ло­ва и эс­се «Ли­ния» Г. – 1918; тек­сты А. Н. Тол­сто­го, А. Шай­ке­ви­ча, А. Н. Бе­нуа и Г. – 1922). Ав­тор мн. порт­ре­тов, от­ли­чаю­щих­ся за­ост­рён­ной ха­рак­тер­но­стью (В. Э. Мей­ер­холь­да, 1916, ГРМ; Б. М. Кус­то­дие­ва, М. В. До­бу­жин­ско­го, оба 1917; Ф. И. Ша­ля­пи­на, 1918, Му­зей-квар­ти­ра И. И. Брод­ско­го, С.-Пе­тер­бург).

Пре­по­да­вал в 1-х Гос. сво­бод­ных ху­дож. мас­тер­ских в Мо­ск­ве (1918–19). В 1919 эмиг­ри­ро­вал, жил в Бер­ли­не, с 1921 – во Фран­ции. Ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги («Дет­ский ост­ров» Са­ши Чёр­но­го, 1921; «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, 1932–33, и др.), ис­пол­нял порт­ре­ты (се­рия – ак­тё­ры МХТ; из­да­ны в аль­бо­ме «Ли­ки Рос­сии», 1923; С. А. Есе­ни­на, 1923; А. М. Ре­ми­зо­ва, 1924; М. Горь­ко­го, 1926, Му­зей-квар­ти­ра А. М. Горь­ко­го, Мо­ск­ва; С. В. Рах­ма­ни­но­ва, 1930). Соз­дал цик­лы, по­свя­щён­ные Нор­ман­дии и Бре­та­ни, Лат. Аме­ри­ке (1927–29), мо­ну­мен­таль­ное по­лот­но «Ли­ки ми­ра» (1930). Пре­по­да­вал в АХ в Сан­ть­я­го (Чи­ли; 1928–29 и 1936–38), в Рус. ака­де­мии в Па­ри­же (1930), с 1931 в шко­ле на сво­ей вил­ле в Кань-сюр-Мер (где по­се­лил­ся с 1927); в 1935 де­кан нью-йорк­ской Ака­де­мии при­клад­но­го ис­кус­ст­ва.

Соч.: На­бро­ски на пес­ке (Вос­по­ми­на­ния) // Color and Rhyme. 1951. № 23; Пись­ма // На­ше на­сле­дие. 1990. № 4.Лит.: Hommage à B. Grigorieff. Cagnes, 1978; Б. Гри­горь­ев и ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра на­ча­ла ХХ в. Псков, 1991; Жи­во­пись 1920–1930-х гг. СПб., 1991; Stommels S. A. B. D. Grigoriev. A biography. Nijmegen, 1993; По­спе­лов Г. «Ли­ки Рос­сии» Б. Гри­горь­е­ва // Те­атр. 1994. № 3; Га­лее­ва Т. Б. Гри­горь­ев. М., 1995.

Вернуться к началу