Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГУРО́

Авторы: А. С. Шатских
Е. Г. Гуро. «Женщина в платке». 1910. Частное собрание (Москва).

ГУРО́ Еле­на (Эле­о­но­ра) Ген­ри­хов­на [18(30).5.1877, С.-Пе­тер­бург – 23.4(6.5).1913, пос. Уси­кир­ко Вы­борг­ской губ., Фин­лян­дия], рус. пи­са­тель­ни­ца, жи­во­пи­сец, гра­фик. Учи­лась в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (с 1890), за­ни­ма­лась жи­во­пи­сью в мас­тер­ской Я. Ф. Ци­онг­лин­ско­го (1903–05), учи­лась в Шко­ле ри­со­ва­ния и жи­во­пи­си Е. Н. Зван­це­вой (1906–07) у Л. С. Бак­ста и М. В. До­бу­жин­ско­го. Как пи­са­тель­ни­ца де­бю­ти­ро­ва­ла в 1905 рас­ска­зом «Ран­няя вес­на». В 1908 Г. вме­сте с му­жем, М. В. Ма­тю­ши­ным, уча­ст­во­ва­ла в «Вы­став­ке совр. те­че­ний в иск-ве», по­сле ко­то­рой сбли­зи­лась с В. Д. Бур­лю­ком, Д. Д. Бур­лю­ком, В. В. Ка­мен­ским, В. Хлеб­ни­ко­вым. Бы­ла од­ним из ор­га­ни­за­то­ров об-ва ху­дож­ни­ков «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1909), уча­ст­во­ва­ла (как ху­дож­ник и пи­са­тель) в од­но­им. сбор­ни­ке (1913, вме­сте с др. чле­на­ми со­дру­же­ст­ва по­этов «Ги­лея»); сти­хи и про­за Г. бы­ли по­ме­ще­ны в фу­ту­ри­стич. сб-ках «Са­док су­дей» (1910, 1913). При жиз­ни Г. вы­шли два её сб-ка, вклю­чав­ших сти­хи, про­зу и пье­сы, ко­то­рые она са­ма про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­ла: «Шар­ман­ка» (1909, совм. с Ма­тю­ши­ным), «Осен­ний сон» (1912). По­смерт­но в 1913 был опуб­ли­ко­ван сб. «Трое», по­свя­щён­ный па­мя­ти Г., в ко­то­рый во­шли про­из­ве­де­ния Г., Хлеб­ни­ко­ва и А. Е. Кру­чё­ных, а в 1914 – сб. «Не­бес­ные верб­лю­жа­та», ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный ри­сун­ка­ми Г. и вклю­чаю­щий фраг­мен­ты из её днев­ни­ков. Им­прес­сио­ни­стич. стиль лит. про­из­ве­де­ний Г. от­ра­зил влия­ние сим­во­ли­стов, про­зы А. М. Ре­ми­зо­ва. В сво­ём ху­дож. твор­че­ст­ве про­шла че­рез ув­ле­че­ние нео­им­прес­сио­низ­мом. Для жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний Г., тра­ди­ци­он­ных в жан­ро­вом от­но­ше­нии, ха­рак­тер­но цве­то­вое экс­пе­ри­мен­та­тор­ст­во, ока­зав­шее влия­ние на часть ху­дож­ни­ков рус. аван­гар­да («Чае­пи­тие», ок. 1910, КГ, Орёл; «Осен­ний сон», 1911, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Мо­ск­ва; «Порт­рет М. В. Ма­тю­ши­на со скрип­кой», ок. 1912). От­кры­тия Г. лег­ли в ос­но­ву тео­рии цве­то­ве­де­ния, раз­ра­бо­тан­ной впо­след­ст­вии Ма­тю­ши­ным. Мно­го ра­бо­та­ла в об­лас­ти гра­фи­ки, ил­лю­ст­риро­ва­ла кни­ги («Ба­буш­ки­ны сказ­ки» Жорж Санд, 1905).

Соч.: Из за­пис­ных кни­жек (1908–1913). СПб., 1997; Не­бес­ные верб­лю­жа­та: Из­бран­ное. СПб., 2002.

Лит.: Ков­тун Е. Е. Гу­ро, по­эт и ху­дож­ник // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. 1976. М., 1977; Bjr­na­ger K. Russian futurism, urbanism and E. Gu­ro. Arhus, 1977; Ниль­сон Н. Е. Гу­ро и «Ги­лея» // По­эзия рус­ско­го и ук­ра­ин­ско­го аван­гар­да. Хер­сон, 1990; Е. Гу­ро – по­эт и ху­дож­ник. Жи­во­пись, гра­фи­ка, ру­ко­пи­си, кни­ги. СПб., 1994.

Вернуться к началу