Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО

Авторы: Т. Л. Астраханцева

ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИС­КУ́С­СТ­ВО, вид ис­кус­ст­ва, соз­да­ние из­де­лий, со­че­таю­щих ху­дож. и ути­ли­тар­ные функ­ции. Про­из­ве­де­ния Д.-п. и. свя­за­ны с бы­то­вы­ми ну­ж­да­ми лю­дей, со­став­ля­ют не­отъ­ем­ле­мую часть сре­ды че­ло­ве­че­ско­го оби­та­ния. Ос­но­вой и ис­точ­ни­ком Д.-п. и. яв­ля­ет­ся на­род­ное твор­че­ст­во. В сфе­ру Д.-п. и. вхо­дят из­де­лия тра­диц. ху­дож. про­мы­слов и ре­мё­сел, ху­дож. пром-сти и про­фес­сио­наль­но­го ав­тор­ско­го иск-ва. Тер­мин «при­клад­ное ис­кус­ст­во» («applied art») воз­ник в 18 в. в Анг­лии и при­ме­нял­ся гл. обр. к соз­да­нию бы­то­вых из­де­лий (рос­пись по­су­ды, тка­ней, от­дел­ка ору­жия). В 20 в. в рос. ис­кус­ст­во­зна­нии ут­вер­жда­ет­ся тер­мин «Д.-п. и.» как обо­зна­че­ние раз­де­ла де­ко­ра­тив­ных ис­кусств, вклю­чаю­щих так­же те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во и ди­зайн.

Блюдо со сценой царской охоты. Серебро. 4 в. н.э. Сасанидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).

Спе­ци­фич. осо­бен­ность про­из­ве­де­ний Д.-п. и. – не­раз­рыв­ная связь ути­ли­тар­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го, един­ст­во поль­зы и кра­со­ты, функ­ции и ук­ра­ше­ния. Ути­ли­тар­ность по­зво­ля­ет клас­си­фи­ци­ро­вать про­из­ве­де­ния Д.-п. и. по их прак­тич. на­зна­че­нию (ору­дия тру­да, ме­бель, по­су­да и т. д.); функ­ция пред­ме­та чёт­ко обу­слов­ли­ва­ет его кон­ст­рук­тив­ную схе­му. Ка­че­ст­вом, при­даю­щим пред­ме­ту Д.-п. и. ста­тус про­из­ве­де­ния иск-ва, яв­ля­ет­ся де­ко­ра­тив­ность. Она реа­ли­зу­ет­ся не толь­ко в ук­ра­ше­нии пред­ме­та к.-л. ча­ст­ны­ми де­та­ля­ми (де­кор), но и в её об­щем ком­по­зи­ци­он­но-пла­стич. строе. Де­кор об­ла­да­ет собств. эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­стью, рит­мом, про­пор­ция­ми; он спо­со­бен ви­до­из­ме­нять фор­му. Де­кор мо­жет быть скульп­тур­но-рель­еф­ным, жи­во­пис­но-рас­пис­ным, гра­фи­че­ски-рез­ным (см. так­же Гра­ви­ро­ва­ние); он ис­поль­зу­ет как ор­на­мент (в т. ч. де­ко­ра­тив­ные над­пи­си – ие­ро­гли­фы, кал­ли­гра­фию, сла­вян­скую вязь и т. п., рас­кры­ваю­щие смысл изо­бра­же­ний), так и разл. изо­бра­зит. эле­мен­ты и мо­ти­вы («ми­ро­вое дре­во», пти­цы и жи­вот­ные, рас­те­ния и др.) со­об­раз­но с оп­ре­де­лён­ной де­ко­ра­тив­но-сти­ли­стич. сис­те­мой (см. так­же Бу­кра­ний, Гри­фон, Ро­за, Сфинкс). В пла­стич. сис­те­ме Д.-п. и. есть воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния и т. н. чис­той фор­мы как ан­ти­те­зы лю­бо­му де­ко­ру: она мо­жет про­яв­лять­ся в са­мо­цен­ной кра­со­те ма­те­риа­ла, вы­яв­ле­нии его струк­тур­ных, пла­сти­че­ских, цве­то­вых ка­честв, гар­мо­нии про­пор­ций, изя­ще­ст­ве си­лу­эта и кон­ту­ров.

Кратер из Дервени. Бронза. Ок. 310 до н. э. Древняя Греция. Археологический музей (Салоники).

Дру­гая фун­дам. осо­бен­ность Д.-п. и. – син­те­тич­ность, под­ра­зу­ме­ваю­щая со­вме­ще­ние различных ви­дов твор­че­ст­ва (жи­во­пи­си, гра­фи­ки, скульп­ту­ры) и раз­ных ма­те­риа­лов в од­ном про­из­ве­де­нии. Син­те­ти­че­ское по сво­ей внутренней при­ро­де, про­из­ве­де­ние Д.-п. и. не­ред­ко во­вле­че­но в син­тез ис­кусств, в ан­самбль ху­дожественных пред­ме­тов, мо­жет на­хо­дить­ся в за­ви­си­мо­сти от ар­хи­тек­ту­ры (ме­бель, де­ко­ра­тив­ная скульп­ту­ра, пан­но, го­бе­лен, ко­вёр и т. д.). Вслед­ст­вие этой за­ви­си­мо­сти Д.-п. и. во все эпо­хи чут­ко и на­гляд­но сле­до­ва­ло сме­нам сти­лей и из­ме­не­ни­ям мо­ды.

Сосуд в форме сидящей женской фигуры. Керамика. 4-е тыс. до н. э. Иерусалимский музей.

В Д.-п. и. об­раз ве­щи оп­ре­де­ля­ет­ся свя­зью ме­ж­ду её эс­те­тич. фор­мой и функ­цио­наль­ным на­зна­че­ни­ем. С од­ной сто­ро­ны, су­ще­ст­ву­ет кон­цеп­ция ути­ли­тар­ной и не­изо­бра­зит. при­ро­ды Д.-п. и. как «де­ла­ния ве­щей»: су­гу­бо прак­ти­че­ская за­да­ча не под­ра­зу­ме­ва­ет соз­да­ния пол­но­цен­но­го об­раза (напр., цель гон­чар­ст­ва или кор­зи­но­пле­те­ния – не изо­бра­же­ние ве­щей, но соз­да­ние са­мой ве­щи). Од­на­ко др. при­ме­ры (ан­тро­по­морф­ная ке­ра­ми­ка и т. п.), не­су­щие в се­бе ми­ме­тич. на­ча­ло, по­зво­ля­ют го­во­рить об об­раз­но­сти как пер­вич­ной за­да­че твор­че­ст­ва в Д.-п. и., про­яв­ляю­щей­ся пре­ж­де все­го в ас­со­циа­ци­ях и ана­ло­ги­ях (фор­ма пред­ме­та мо­жет на­по­ми­нать бу­тон цвет­ка, ка­п­лю, фи­гу­ру че­ло­ве­ка или жи­вот­но­го, мор. вол­ну и т. п.). Дуа­лизм эс­те­тич. и функ­цио­наль­ных за­дач обу­слов­ли­ва­ет об­раз­ную спе­ци­фи­ку Д.-п. и. (ог­ра­ни­че­ние кон­крет­но­сти изо­бра­же­ний, тен­ден­ция от­ка­за от све­то­те­ни и пер­спек­ти­вы, ис­поль­зо­ва­ние ло­каль­ных цве­тов, пло­ско­ст­ность изо­бра­же­ний и си­лу­этов).

Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Сер. 1820-х гг. Россия. Эрмитаж (С.-Петербург).

Д.-п. и. как вид ху­дож. дея­тель­но­сти свя­зан с руч­ным тру­дом мас­те­ра, вы­де­лив­шим­ся в са­мо­сто­ят. от­расль про­из-ва. Даль­ней­шее об­ществ. раз­де­ле­ние тру­да при­во­дит к за­ме­не ре­мес­лен­но­го про­из-ва ма­шин­ным (ма­ну­фак­ту­ры, фаб­ри­ки, за­во­ды); функ­цио­наль­ная кон­ст­рук­ция и ук­ра­ше­ние ста­но­вят­ся де­лом раз­ных спе­циа­ли­стов. Так воз­ни­ка­ет ху­дож. пром-сть, где на­хо­дят се­бе ме­сто ме­то­ды «при­клад­но­го иск-ва» – от­дел­ка из­де­лий рос­пи­сью, резь­бой, ин­кру­ста­ци­ей, че­кан­кой и т. п. Во­прос о со­от­но­ше­нии руч­но­го и ма­шин­но­го тру­да при из­го­тов­ле­нии пред­ме­тов Д.-п. и. осо­бен­но ост­ро был по­став­лен во 2-й пол. 19 в., в кон­тек­сте про­бле­мы «обез­ли­чи­ва­ния» (по вы­ра­же­нию У. Мор­ри­са) про­из-вом ху­дож. ре­мес­ла и по­пу­ляр­ных в эту эпо­ху тео­рий ог­ра­ни­чен­но­го при­ме­не­ния ма­шин как пред­по­сыл­ки воз­ро­ж­де­ния нац. тра­ди­ций. Про­ти­во­пос­тав­ляя нар. кус­тар­ное твор­че­ст­во и мас­со­вую про­дук­цию, Мор­рис в то же вре­мя пред­ла­га­ет пу­ти их син­те­за, поз­во­ляю­ще­го соз­дать но­вый тип Д.-п. и. Ди­зайн, став­ший с сер. 19 в. но­вым ви­дом ху­дожественной дея­тель­но­сти в сфе­ре пром. (мас­со­во­го) про­из-ва, ог­ра­ни­чил Д.-п. и. пре­им. соз­да­ни­ем ма­ло­ти­раж­ных се­рий руч­ных из­де­лий (см. так­же Про­из­вод­ст­вен­ное ис­кус­ст­во).

Типология

Зеркало. Дерево, роспись, позолота. Нач. 18 в. Венеция. Палаццо Пизани-Моретта (Венеция).

Ка­ж­дая об­ласть Д.-п. и. име­ет боль­шое раз­но­об­ра­зие форм; их эво­лю­ция на­пря­мую свя­за­на с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, с от­кры­ти­ем но­вых ма­те­риа­лов, со сме­ной эс­те­тич. пред­став­ле­ний и мо­дой. Про­из­ве­де­ния Д.-п. и. раз­ли­ча­ют­ся по функ­цио­наль­но­му на­зна­че­нию, по фор­мам и ма­те­риа­лу.

Один из древ­ней­ших ви­дов Д.-п. и. – по­су­да. Её фор­мы варь­и­ро­ва­лись в за­ви­си­мо­сти от ма­те­риа­ла (де­ре­вян­ная, ме­тал­лич., гли­ня­ная, фар­фо­ро­вая, ке­ра­мич., стек­лян­ная, пла­ст­мас­со­вая) и на­зна­че­ния (ри­ту­аль­ная, бы­то­вая, сто­ло­вая, де­ко­ра­тив­ная; см. так­же Ху­до­же­ст­вен­ные со­су­ды). Д.-п. и. вклю­ча­ет так­же: куль­то­вые при­над­леж­но­сти (хо­руг­ви, ок­ла­ды, лам­па­ды – в хри­сти­ан­ст­ве; му­сульм. со­су­ды для омо­ве­ния, мо­лит­вен­ные ков­ри­ки «на­маз­лык» и др.; иу­даи­ст­ские се­ми­свеч­ни­ки «ме­но­ра»; буд­ди­ст­ские ло­то­со­вые тро­ны и хра­мо­вые ку­риль­ни­цы); пред­ме­ты ин­терь­е­ра (ме­бель, ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры, ва­зы, зер­ка­ла, письм. при­бо­ры, шка­тул­ки, вее­ра, та­ба­кер­ки, из­раз­цы и т. п.); до­маш­нюю ре­мес­лен­ную ут­варь (прял­ки, валь­ки, тре­па­ла, ру­бе­ля, ве­рё­тен­ца и т. п.); про­из­ве­де­ния глип­ти­ки; юве­лир­ное иск-во; сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния (по­воз­ки, ко­лес­ни­цы, ка­ре­ты, са­ни и др.); ору­жие; тек­стиль (см. так­же Батик, Вы­шив­ка, Кру­же­во, На­бой­ка, Тка­че­ст­во; к тек­сти­лю от­но­сят­ся так­же ков­ры, шпа­ле­ры, го­бе­ле­ны, ки­ли­мы, кош­мы и т. п.); оде­ж­ду; от­час­ти – мел­кую пла­сти­ку (пре­ж­де все­го иг­руш­ку).

Ваза. Фарфор. Подглазурная роспись. 1320–50. Династия Юань (Китай). Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Столь же раз­но­об­раз­ны ма­те­риа­лы, при­ме­няе­мые в из­де­ли­ях Д.-п. и. Древ­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся ка­мень, де­ре­во, кость. Твёр­дые по­ро­ды де­ре­ва шли на строи­тель­ст­во жи­ли­ща, на из­го­тов­ле­ние ме­бе­ли, бы­то­вых из­де­лий [со­сна, дуб, орех (в иск-ве Воз­ро­ж­де­ния), ка­рель­ская бе­рё­за (в эпо­ху рус. клас­си­циз­ма и ам­пи­ра), клён (осо­бен­но в эпо­ху мо­дер­на), крас­ное де­ре­во, гру­ша]; мяг­кие сор­та (напр., ли­па) – на из­го­тов­ле­ние по­су­ды, ло­жек. С 17 в. в Ев­ро­пе ста­ли ис­поль­зо­вать­ся при­воз­ные эк­зо­тич. сор­та дре­ве­си­ны.

Та­кие тех­ни­ки об­ра­бот­ки гли­ны, как леп­ка от ру­ки, фор­мов­ка, бы­ли оп­ре­де­ляю­щи­ми в соз­да­нии гли­ня­ных из­де­лий на на­чаль­ных эта­пах. В 3-м тыс. до н. э. по­яв­ля­ет­ся гон­чар­ный круг, по­зво­ляю­щий из­го­тов­лять тон­ко­стен­ную по­су­ду. Ке­ра­ми­ка (обож­жён­ная гли­на) вклю­ча­ет в се­бя тер­ра­ко­ту (про­стую и ла­ки­ро­ван­ную), май­о­ли­ку, по­лу­фа­янс, фа­янс, опак, фар­фор, би­ск­вит, т. н. ка­мен­ную мас­су. Осн. спо­со­бы ук­ра­ше­ния ке­ра­ми­ки – на­ле­пы, ло­ще­ние, по­ли­ров­ка, цвет­ная рос­пись, гра­ви­ров­ка, гла­зу­ро­ва­ние и др.

Тка­ни по­лу­ча­ют ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние с эпо­хи не­оли­та. Вы­даю­щи­ми­ся об­раз­ца­ми Д.-п. и. яв­ля­ют­ся др.-егип. мно­го­цвет­ные льня­ные тка­ни, в тех­ни­ке ба­ти­ко­вой на­бой­ки – копт­ские; шёл­ко­вые тка­ни Ки­тая, инд. мус­ли­ны, ве­не­ци­ан­ская кам­ка.

Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четв. 13 в. Лимож (Франция). Эрмитаж (С.-Петербург).

Мас­те­ра Д.-п. и. час­то ис­поль­зо­ва­ли дра­го­цен­ные, по­лу­дра­го­цен­ные и цвет­ные по­де­лоч­ные кам­ни: брил­ли­ан­ты, ру­би­ны, изум­ру­ды, сап­фи­ры, неф­рит, ля­пис-­ла­зурь и сер­до­лик, ма­ла­хит, яш­му и т. д. (к по­де­лоч­ным ма­те­риа­лам от­но­сит­ся так­же ян­тарь). Сре­ди разл. ви­дов об­ра­бот­ки дол­гое вре­мя гос­под­ство­ва­ли ка­бо­шо­ны (ок­руг­лые кам­ни), за­тем поя­ви­лись ог­ра­нён­ные кам­ни. Су­ще­ст­ву­ют ком­плекс­ные тех­ни­ки – т. н. фло­рен­тий­ская мо­заи­ка (изо­бра­же­ния из мра­мо­ра и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней), рус. мо­заи­ка (об­клей­ка ок­руг­лой по­верх­но­сти ваз пла­стин­ка­ми из цвет­ных кам­ней) и др.

Сре­ди ме­тал­лов вы­де­ля­ют дра­го­цен­ные (зо­ло­то, се­реб­ро, пла­ти­на), цвет­ные (медь, оло­во), спла­вы (брон­за, электр, пью­тер), а так­же сталь, чу­гун и алю­ми­ний. На­ря­ду с бла­го­род­ны­ми ме­тал­ла­ми поч­ти во всех древ­ней­ших ци­ви­ли­за­ци­ях об­ра­ба­ты­ва­ли медь, брон­зу, позд­нее же­ле­зо. Зо­ло­то и се­реб­ро из­на­чаль­но бы­ли гл. ме­тал­ла­ми в Д.-п. и., а их не­хват­ка ком­пен­си­ро­ва­лась разл. тех­ни­ка­ми (галь­ва­ни­че­ское се­реб­ре­ние и зо­ло­че­ние; с сер. 19 в. – галь­ва­но­пла­сти­ка). Осн. тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла – чернь, зернь, че­кан­ка, кан­фа­ре­ние, ли­тьё ху­до­же­ст­вен­ное, ков­ка ху­до­же­ст­вен­ная, бас­ма (вид юве­лир­ной тех­ни­ки, ими­ти­рую­щий че­кан­ку), тис­не­ние.

Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 в. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Осо­бой тех­ни­кой и од­но­вре­мен­но ма­те­риа­лом яв­ля­ет­ся эмаль, древ­ней­шие об­раз­цы ко­то­рой на­хо­дят в Ки­тае. Эмаль, как пра­ви­ло, ис­поль­зо­ва­лась в ка­че­ст­ве со­став­ной час­ти ком­плекс­ных про­из­ве­де­ний Д.-п. и. (напр., тех­ни­ка по­крытия раз­но­цвет­ной про­зрач­ной эма­лью гра­ви­ро­ван­ных на ме­тал­ле изо­бра­же­ний или де­ко­ра­тив­ная рос­пись эма­ле­вы­ми крас­ка­ми).

Стек­ло по сво­им тех­но­ло­гич. па­ра­мет­рам де­лит­ся на про­зрач­ное и не­про­зрач­ное, бес­цвет­ное и цвет­ное, и др. Раз­ли­ча­ют­ся так­же ори­ги­наль­ные фор­мы из гут­но­го, вы­дув­но­го стек­ла («кры­ла­тые» ве­не­ци­ан­ские бо­ка­лы), из гра­нё­но­го англ. хру­ста­ля, из прес­со­ван­но­го (поя­ви­лось в 1820 в США), цвет­но­го мно­го­слой­но­го или мо­лоч­но­го стек­ла, стек­ла фи­ли­гран­но­го, гра­ви­ро­ван­но­го, рез­но­го шли­фо­ван­но­го или с на­цве­том. Сре­ди тех­ник об­ра­бот­ки стек­ла – меж­стек­лян­ное зо­ло­че­ние, рос­пись, мил­ле­фьо­ри, ху­дож. трав­ле­ние, ири­за­ция.

Ро­ди­на ла­ков ху­до­же­ст­вен­ных – Древ­ний Вос­ток. В Ев­ро­пе они из­вест­ны с 16 в.; в 17 в. голл. мас­те­ра ста­ли рас­пи­сы­вать де­рев. шка­тул­ки зо­ло­чё­ным ор­на­мен­том по чёр­но­му фо­ну. Позд­нее про­из-ва рас­пис­ных ла­ков воз­ник­ли во мно­гих стра­нах. Из­де­лия из па­пье-ма­ше, по­кры­тые ла­ком, поя­ви­лись в Ев­ро­пе в 18 в., пи­ка по­пу­ляр­но­сти они дос­тиг­ли в 19 в., осо­бен­но в Анг­лии, Гер­ма­нии и Рос­сии. В 20 в. Рос­сия ста­но­вит­ся гл. цен­тром ла­ко­во­го иск-ва (Фе­до­ски­но, Па­лех, Хо­луй и Мстё­ра).

Ис­поль­зо­ва­ние че­ре­пашь­е­го пан­ци­ря и сло­но­вой кос­ти на­ча­лось с древ­но­сти; за­тем их при­ме­не­ние воз­ро­ди­лось в ев­роп. иск-ве в сред­ние ве­ка и, осо­бен­но, в кон. 18 в. (англ. и франц. та­ба­кер­ки и чай­ни­цы, хол­мо­гор­ская резь­ба по кос­ти). Пер­ла­мутр вхо­дит в мо­ду в 1-й пол. 19 в. для ук­ра­ше­ния из­де­лий из па­пье-ма­ше и ла­ка, от­дел­ки сто­ло­вых при­бо­ров.

Исторический очерк

«Гиппопотам». Фаянс. Ок. 2000 до н. э. Среднее царство (Египет). Художественно-исторический музей (Вена).

Пер­вые ху­до­же­ст­вен­но об­ра­бо­тан­ные пред­ме­ты поя­ви­лись в эпо­ху па­лео­ли­та. В пе­ри­од нео­ли­та ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись ке­ра­мич. из­де­лия. В раз­ных куль­ту­рах соз­да­ют­ся ва­зы с вир­ту­оз­ной гра­фич­но­стью ху­дож. ре­ше­ний, вы­ра­зи­тель­ным са­краль­но-ми­фо­ло­гич. сю­же­том, рас­пис­ная ке­ра­ми­ка с ор­на­мен­таль­ны­ми и др. мо­ти­ва­ми (напр., кит. со­су­ды эпо­хи нео­ли­та, 5–3-е тыс. до н. э.; ке­ра­ми­ка из Суз, 4-е тыс. до н. э.; три­поль­ская ке­ра­ми­ка, кон. 3-го тыс. до н. э.).

Подвеска в виде мужской фигуры. Золото. 14–16 вв. Тайрона (Колумбия). Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

Древ­ней­шие вост. ци­ви­ли­за­ции в раз­ви­тии Д.-п. и. дос­тиг­ли та­ко­го же вы­со­ко­го уров­ня, как и в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры и скульп­ту­ры (ху­дож. об­ра­бот­ка кам­ня, ме­тал­ла, де­ре­ва, юве­лир­ное иск-во, резь­ба по сло­но­вой кос­ти и т. д.). Юве­ли­ры Древ­не­го Егип­та, Ме­со­по­та­мии вла­де­ли разл. тон­чай­ши­ми тех­ни­ка­ми об­ра­бот­ки бла­го­род­ных ме­тал­лов. Др.-вост. иск-во да­ло не­пре­взой­дён­ные об­раз­цы по­ли­хром­ной гла­зу­ро­ван­ной ке­ра­ми­ки, в Егип­те про­из­во­ди­лись из­де­лия из фа­ян­са (на ос­но­ве крем­незё­ма) – ар­хит. де­та­ли, скульп­ту­ра, оже­ре­лья, ча­ши и куб­ки. Егип­тя­не (на­ря­ду с фи­ни­кий­ца­ми) из­го­тав­ли­ва­ли и пред­ме­ты из стек­ла (ок. 3-го тыс. до н. э.); рас­цвет сте­коль­ных мас­тер­ских, как и др. ре­мё­сел, при­хо­дит­ся на Но­вое цар­ст­во (разл. форм со­су­ды из си­не­го или по­ли­хром­но­го стек­ла и др.). Егип. ме­бель из­го­тов­ля­лась из ме­ст­но­го эбе­но­во­го (чёр­но­го) де­ре­ва и при­воз­ных по­род (кедр, ки­па­рис), ук­ра­ша­лась встав­ка­ми из си­не­го и чёр­но­го фа­ян­са, по­кры­ва­лась лис­то­вым зо­ло­том и ин­кру­сти­ро­ва­лась сло­но­вой ко­стью и рос­пи­сью (не­ко­то­рые её фор­мы впо­след­ст­вии силь­но по­влия­ли на ев­роп. ам­пир). Во мно­гих рай­онах Ки­тая об­на­ру­же­ны тон­ко­стен­ные со­су­ды (ча­ши, ва­зы, кув­ши­ны и куб­ки), от­ли­чаю­щие­ся сти­ли­стич. свое­об­ра­зи­ем, раз­но­об­ра­зи­ем форм и при­чуд­ли­вы­ми зоо­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми. В Ин­дии вы­со­ко­раз­ви­тая гор. ци­ви­ли­за­ция брон­зо­во­го ве­ка ос­та­ви­ла вы­ра­зит. пред­ме­ты до­маш­не­го оби­хо­да, рас­пис­ную ке­ра­ми­ку, тка­ни, об­на­ру­жен­ные во вре­мя рас­ко­пок в Мо­хенд­жо-Да­ро и Ха­рап­пе. В Зап. Ира­не, в Лу­ри­ста­не, раз­ви­ва­лась куль­ту­ра, пред­став­лен­ная лу­ри­стан­ски­ми брон­за­ми.

Блюдо со сценой царской охоты. Серебро. 4 в. н. э. Сасанидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).

Свое­об­ра­зие Д.-п. и. эгей­ско­го ми­ра (см. Эгей­ская куль­ту­ра) ока­за­ло влия­ние на иск-во др. стран (Егип­та эпо­хи Но­во­го цар­ст­ва, Ближ­не­го Вос­то­ка) – юве­лир­ные из­де­лия, че­кан­ные куб­ки и ча­ши, ри­то­ны. Ве­ду­щий вид ху­дож. ре­мес­ла – ке­ра­ми­ка (по­ли­хром­ная со сти­ли­зо­ван­ным узо­ром, рас­тит. мо­ти­ва­ми, с изо­бра­же­ния­ми мор­ских жи­вот­ных и рыб). К чис­лу вы­со­чай­ших дос­ти­же­ний в ис­то­рии Д.-п. и. от­но­сит­ся др.-греч. ке­ра­ми­ка – пре­ж­де все­го крас­но- и чер­но­фи­гур­ные со­су­ды, по­кры­тые ла­ком, где фор­ма ор­га­нич­но свя­за­на с сю­жет­ной рос­пи­сью и ор­на­мен­том, об­ла­да­ет чёт­кой тек­то­ни­кой, бо­гат­ст­вом рит­ма ли­ний и про­пор­ций (см. Ва­зо­пись). Ке­ра­ми­ка и юве­лир­ные из­де­лия греч. ра­бо­ты экс­пор­ти­ро­ва­лись во мно­гие стра­ны ми­ра, бла­го­да­ря че­му осу­ще­ст­в­ля­лась ши­ро­кая экс­пан­сия греч. ху­дож. тра­ди­ций. В Д.-п. и. ко­че­вых пле­мён Азии и Ев­ро­пы, фра­кий­цев, кель­тов, не­ко­то­рых фин­но-угор­ских пле­мён сло­жи­лись раз­ные фор­мы зве­ри­но­го сти­ля; в сер. 1-го тыс. н. э. его свое­об­раз­ная фор­ма воз­ни­ка­ет у гер­ман­цев, тра­ди­ции зве­ри­но­го сти­ля со­хра­ня­лись и в ср.-век. ис­кус­ст­ве.

«Кассоне Нери». Дуб. 1472. Роспись Дзаноби ди Доменико, Якопо дель Селлайо и Бьяджо д’Антонио. Институт Курто (Лондон).

Эт­ру­ски, на­хо­дясь под силь­ным греч. влия­ни­ем, смог­ли соз­дать не ме­нее са­мо­быт­ную куль­ту­ру со сво­ей ке­ра­ми­кой «бук­ке­ро», рас­пис­ной тер­ра­ко­той, юве­лир­ным иск-вом. Их тя­га к ове­ще­ст­в­лён­ной в пред­ме­тах Д.-п. и. де­мон­ст­ра­тив­ной рос­ко­ши пе­ре­да­лась пре­ем­ни­кам – древ­ним рим­ля­нам. Они за­им­ст­во­ва­ли у эт­ру­сков рель­еф­ную ке­ра­ми­ку, де­ко­ри­ро­ва­ние тка­ней, у гре­ков – фор­мы и ор­на­мент. В рим. де­ко­ре мно­го чрез­мер­но­го, ли­шён­но­го греч. вку­са: пыш­ные гир­лян­ды, бу­кра­нии, гри­фо­ны, кры­ла­тые аму­ры. В эпо­ху им­пе­рии во­шли в мо­ду ва­зы из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (ага­та, сар­до­ник­са, пор­фи­ра). Наи­выс­шим дос­ти­же­ни­ем рим­ско­го Д.-п. и. ста­ли изо­бре­те­ние тех­ни­ки вы­ду­ва­ния стек­ла (1 в. до н. э.), про­из-во про­зрач­но­го, мо­за­ич­но­го, гра­ви­ро­ван­но­го, двух­слой­но­го, ими­ти­рую­ще­го ка­мею, и зо­ло­чё­но­го стек­ла. Сре­ди из­де­лий из ме­тал­ла – се­реб­ря­ные со­су­ды (напр., клад из Хиль­дес­хай­ма), брон­зо­вые све­тиль­ни­ки (най­ден­ные при рас­коп­ках г. Пом­пеи).

Ус­той­чи­вость тра­ди­ций от­ли­ча­ет даль­не­во­сточ­ную и ин­дий­скую куль­ту­ры в це­лом, где и в ср.-век. эпо­ху со­хра­ни­лись ха­рак­тер­ные ви­ды и фор­мы Д.-п. и. (ке­ра­ми­ка и ла­ки в Япо­нии, из­де­лия из де­ре­ва, ме­тал­ла и тек­сти­ля в Ин­дии, ба­тик в Ин­до­не­зии). Для Ки­тая ха­рак­тер­ны ус­той­чи­вые об­ра­зы и тра­ди­ции кам­не­рез­но­го, гон­чар­но­го и юве­лир­но­го де­ла, мно­го­об­ра­зие ма­те­риа­лов: шёлк, бу­ма­га, брон­за, неф­рит, ке­ра­ми­ка (пре­ж­де все­го изо­бре­те­ние фар­фо­ра) и др.

В древ­ней (до­ко­лум­бо­вой) Аме­ри­ке су­ще­ст­во­ва­ло неск. ци­ви­ли­за­ций (оль­ме­ки, то­то­на­ки, майя, ац­те­ки, са­по­те­ки, ин­ки, чи­му, мо­чи­ка и др.), имевших вы­со­кую ма­те­ри­аль­ную куль­ту­ру. Осн. ре­мёс­ла­ми бы­ли гон­чар­ст­во, ху­дож. об­ра­бот­ка кам­ня, в т. ч. и по­лу­дра­го­цен­ных по­род, с при­ме­не­ни­ем ори­ги­наль­ной тех­ни­ки мо­заи­ки из би­рю­зы по дре­ве­си­не, тек­стиль, юве­лир­ное иск-во. Ке­ра­ми­ка от­но­сит­ся к луч­шим дос­ти­же­ни­ям др.-амер. иск-ва, в от­ли­чие от дру­гих не знав­ше­го гон­чар­но­го кру­га (по­гре­баль­ные ур­ны са­по­те­ков, толь­тек­ские ва­зы, миш­тек­ские по­ли­хром­ные ва­зы, со­су­ды с гра­ви­ро­ван­ным ор­на­мен­том майя и др.).

Ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ср.-век. иск-ва стран Ближ­не­го Вос­то­ка, Сев. Аф­ри­ки (Маг­риб) и рай­онов Ев­ро­пы, за­се­лён­ных ара­ба­ми, – тя­га к кра­соч­но­сти, к са­мо­цен­но­му де­ко­ру, гео­мет­рич. ор­на­мен­ту (с рас­тит. мо­ти­ва­ми, сти­ли­зо­ван­ны­ми до аб­ст­рак­ции, см. Ара­бе­ска); в Д.-п. и. Ира­на со­хра­ня­лась и изо­бра­зит. тра­ди­ция. Гл. ви­да­ми Д.-п. и. му­сульм. стран бы­ли ке­ра­ми­ка, тка­че­ст­во, про­из-во ору­жия и пред­ме­тов рос­ко­ши. Ке­ра­ми­ка (пре­им. ор­на­мен­таль­ная, по­кры­тая люс­т­ром или по­ли­хром­ной рос­пи­сью по бе­ло­му и цвет­но­му фо­ну) про­из­во­ди­лась в Ира­ке (Са­мар­ра), Ира­не (Су­зы, Рэй), ср.-век. Егип­те (Фус­тат), Си­рии (Рак­ка), Ср. Азии (Са­мар­канд, Бу­ха­ра). Ис­па­но-мав­ри­тан­ская ке­ра­ми­ка (фа­ян­сы Ва­лен­сии) име­ла боль­шое влия­ние на ев­роп. Д.-п. и. 15–16 вв. Си­не-бе­лый кит. фар­фор ока­зал воз­дей­ст­вие на ке­ра­ми­ку Зо­ло­той Ор­ды, Ира­на и др. В 16 в. рас­цве­та­ет тур. по­ли­хром­ный фа­янс из Из­ни­ка. Му­сульм. куль­ту­ра ос­та­ви­ла так­же мно­го об­раз­цов ху­дож. стек­ла, ме­тал­ла (де­ко­ри­ро­ван­ных гра­ви­ров­кой, че­кан­кой, эма­лью), ору­жия. Ис­лам­ский мир тра­ди­ци­он­но поль­зо­вал­ся в боль­шей сте­пе­ни ков­ра­ми, не­же­ли ме­бе­лью; их про­из­во­ди­ли во мно­гих стра­нах (на Кав­ка­зе, в Ин­дии, Егип­те, Тур­ции, Ма­рок­ко, Ис­па­нии, Ср. Азии); ве­ду­щее ме­сто в ков­ро­де­лии при­над­ле­жит Ира­ну. В Егип­те про­из­во­ди­ли мно­го­цвет­ные шер­стя­ные шпа­лер­ные тка­ни, тка­ни из льна, на­бой­ку; в Си­рии, в Ис­па­нии во вре­ме­на Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та и араб. мас­те­ра на Си­ци­лии – шёлк, пар­чу; в Тур­ции (в Бур­се) – бар­хат; в Ира­не (в Ба­гда­де) – шёл­ко­вые дра­пи­ров­ки; в Да­ма­ске – т. н. да­мас­ские тка­ни.

Ви­зан­тия ста­ла на­след­ни­цей мн. ху­дож. ре­мё­сел ан­тич­но­сти: стек­ло­де­лия, иск-ва мо­заи­ки, резь­бы по кос­ти и пр., а так­же вир­ту­оз­но ос­вои­ла но­вые – тех­ни­ку пе­ре­го­род­ча­той эма­ли и др. Здесь боль­шое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли куль­то­вые пред­ме­ты и (под влия­ни­ем вост. куль­тур) пред­ме­ты рос­ко­ши; со­от­вет­ст­вен­но стиль ви­зант. Д.-п. и. был ра­фи­ни­ро­ван­ный, де­ко­ра­тив­ный и пыш­ный од­но­вре­мен­но. Влия­ние этой куль­ту­ры рас­про­стра­ня­лось на го­су­дар­ст­ва Ев­ро­пы (в т. ч. Древ­няя Русь), так­же За­кав­ка­зья и Ближ­не­го Вос­то­ка (в Рос­сии ре­ми­нис­цен­ции это­го влия­ния со­хра­ня­лись вплоть до рус­ско-ви­зан­тий­ско­го сти­ля 19 в.).

В Ев­ро­пе но­вые фор­мы Д.-п. и. сло­жи­лись в эпо­ху «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния» под влия­ни­ем Ви­зан­тии и стран араб. ми­ра. В куль­ту­ре ро­ман­ской эпо­хи боль­шую роль иг­ра­ют мо­на­сты­ри и гор. це­хо­вые кор­по­ра­ции: прак­ти­ко­ва­лись резь­ба по кам­ню и де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние из­де­лий из ме­тал­ла, ко­ва­ных две­рей и до­маш­ней ут­ва­ри. В Ита­лии, где про­дол­жа­ли со­хра­нять­ся тра­ди­ции позд­ней ан­тич­но­сти, раз­ви­ва­лись резь­ба по кос­ти и кам­ню, иск-во мо­заи­ки и глип­ти­ки, юве­лир­ное иск-во; во всех этих об­лас­тях мас­те­ра до­би­лись вы­со­чай­ше­го со­вер­шен­ст­ва. Го­ти­ка унас­ле­до­ва­ла мн. ха­рак­тер­ные для той эпо­хи ре­мёс­ла; осо­бен­но­сти го­тич. сти­ля яр­ко про­яви­лись в из­де­ли­ях из сло­но­вой кос­ти и се­реб­ра, в эма­лях, шпа­ле­рах и ме­бели [в т. ч. сва­деб­ные сун­ду­ки (в Ита­лии – кас­со­не, ук­ра­шен­ные резь­бой и рос­пи­сью)].

Прялка. Дерево, роспись. 18 в. Борок (Северная Двина). Смоленский исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник.

В Древ­ней Ру­си осо­бые дос­ти­же­ния при­над­ле­жа­ли юве­лир­но­му иск-ву, резь­бе по де­ре­ву и кам­ню. Ха­рак­тер­ны­ми ти­па­ми рус. ме­бе­ли бы­ли лар­цы, сто­лы-те­ре­ма, шка­фы-кио­ты, сун­ду­ки, сто­лы. Ав­то­ра­ми жи­во­пис­ных ком­по­зи­ций в ви­де «трав­но­го узо­ра» бы­ли ико­но­пис­цы-«зна­мен­щи­ки», они так­же рас­пи­сы­ва­ли сун­ду­ки, сто­лы, дос­ки под пря­нич­ные ков­риж­ки, шах­ма­ты, зо­ло­чё­ные ко­лы­ма­ги и т. п.; де­ко­ра­тив­ная «резь» 17 в. по­лу­чи­ла на­зва­ние «фряж­ских трав». Ут­варь, по­су­да, из­раз­цы, пред­ме­ты куль­та про­из­во­ди­лись в мас­терских Кие­ва, Нов­го­ро­да, Ря­за­ни, Мо­ск­вы (Пат­ри­ар­шие мас­тер­ские, Се­реб­ря­ная па­ла­та, со 2-й пол. 17 в. – Ору­жей­ная па­ла­та Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), Яро­слав­ля, Ко­ст­ро­мы, так­же в Ки­рил­ло-­Бе­ло­зер­ском, Спа­со-При­луц­ком, Сер­гие­во-­По­сад­ском мо­на­сты­рях. Со 2-й пол. 17 в. в рус. Д.-п. и. на­чи­на­ет­ся бур­ное раз­ви­тие нар. про­мы­слов (из­раз­цо­вое про­из-во, резь­ба и рос­пись по де­ре­ву, пле­те­ние кру­жев и тка­че­ст­во, се­реб­ря­ное де­ло и гон­чар­ст­во).

Аптечная банка «альборелло». Ок. 1550. Итальянская майолика (Венеция).

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ху­дож. ре­мес­ло при­об­ре­та­ет прин­ци­пи­аль­но ав­тор­ский и пре­им. свет­ский ха­рак­тер. По­яв­ля­ют­ся но­вые ви­ды Д.-п. и., воз­ро­ж­да­ют­ся за­бы­тые с ан­тич­но­го вре­ме­ни жан­ры и тех­ни­ки. Наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния про­ис­хо­дят в про­из-ве ме­бе­ли (шка­фы с от­кид­ной пе­ред­ней дос­кой, сун­дук-ска­мья со спин­кой и под­ло­кот­ни­ка­ми и др.); в де­ко­ре ис­поль­зу­ют­ся клас­сич. ор­дер и ха­рак­тер­ный ор­на­мент – гро­те­ски. Дос­ти­га­ют рас­цве­та шёл­ко­вое тка­че­ст­во Ге­нуи, Фло­рен­ции и Ми­ла­на, ве­не­ци­ан­ское стек­ло, итал. май­о­ли­ка, глип­ти­ка, юве­лир­ное иск-во (Б. Чел­ли­ни), ху­дож. об­ра­бот­ка ме­тал­ла [«доль­ча­тый стиль» в голл. и нем. се­реб­ре (се­мья Ям­ни­це­ров)], эма­ли, стек­ло и франц. ке­ра­ми­ка (про­из-во Сен-Пор­шер; мас­тер Б. Па­лис­си).

Б. Челлини. Солонка Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1540–43. Художественно-исторический музей (Вена).

Д.-п. и. эпо­хи ба­рок­ко при­су­щи осо­бая пыш­ность и ди­на­ми­ка ком­по­зи­ций, ор­га­нич­ная связь ме­ж­ду со­бой всех эле­мен­тов и де­та­лей (по­су­ды и ме­бе­ли), пред­поч­те­ние отдаётся объ­ём­ным, круп­ным фор­мам. В про­из-ве ме­бе­ли (шка­фы, ка­би­не­ты, ко­мо­ды, шка­фы-бу­фе­ты и т. п.) ис­поль­зо­ва­лись по­ли­ро­ван­ное де­ре­во, зо­ло­чё­ная брон­зо­вая фур­ни­ту­ра и фло­рен­тий­ская мо­заи­ка, ин­кру­ста­ция (на­клад­ная брон­за, мар­кет­ри с исполь­зо­ва­ни­ем эбе­но­во­го де­ре­ва, ме­тал­ла, пер­ла­мут­ра, че­ре­па­хо­во­го пан­ци­ря и др. – в из­де­ли­ях мас­тер­ской А. Ш. Буля). Шпа­лер­ные ма­ну­фак­ту­ры Ев­ро­пы на­хо­ди­лись под влия­ни­ем флам. ков­ро­во­го иск-ва (брюс­сель­ских ма­ну­фак­тур); Ге­нуя и Ве­не­ция сла­ви­лись шер­стя­ны­ми тка­ня­ми и на­бив­ным бар­ха­том. Делфт­ский фа­янс воз­ник в под­ра­жа­ние ки­тай­ско­му. Во Фран­ции раз­ви­ва­ют­ся произ-во мяг­ко­го фар­фо­ра, фа­ян­са (Ру­ан, Му­стье) и ке­ра­ми­ки (Не­вер), тек­сти­ля (ма­ну­фак­ту­ры в Лио­не), из­го­тов­ле­ние зер­кал, го­бе­ле­нов.

Часы каминные «Вакханка и Купидон». Бронза золочёная. 1790-е гг. Мастерская Л. Ж. Лагесса (Франция). Музей-заповедник «Павловск».

В эпо­ху ро­ко­ко (18 в.) в фор­мах и ук­ра­ше­ни­ях пред­ме­тов пре­об­ла­да­ют хруп­кие и изо­щрён­но-асим­мет­рич­ные ли­нии. В Анг­лии про­из­во­дят се­реб­ря­ную по­су­ду (П. Ла­ме­ри), кан­де­ляб­ры и пр. В Гер­ма­нии сре­ди из­де­лий из ме­тал­ла встре­ча­ют­ся пыш­ные ро­кай­ль­ные фор­мы (И. М. Динг­лин­гер). Воз­ни­ка­ют но­вые фор­мы ме­бе­ли – бю­ро (стол-бю­ро, бю­ро-плат и бю­ро-ци­линдр), разл. ти­пы сто­лов, мяг­кое, оби­тое тка­нью крес­ло-бер­жер с замк­ну­той спин­кой, трю­мо из 2 час­тей; для де­ко­ра ис­поль­зу­ют­ся жи­во­пис­ные па­не­ли, мар­кет­ри, ин­кру­ста­ция. По­яв­ля­ют­ся но­вые ви­ды тка­ней (му­ар и си­нель). В Анг­лии Т. Чип­пен­дейл из­го­тав­ли­вал ме­бель в сти­ле ро­ко­ко (сту­лья, сто­лы и книж­ные шка­фы), ис­поль­зуя мо­ти­вы го­ти­ки и ши­ну­аз­ри. В нач. 18 в. в Май­се­не (Сак­со­ния) бы­ла от­кры­та пер­вая ев­роп. ма­ну­фак­ту­ра по про­из-ву фар­фо­ра (скульп­тор И. Кенд­лер). Стиль ши­ну­аз­ри про­ни­ка­ет и в ев­роп. фар­фор (Май­сен, Шан­тийи, Чел­си, Дер­би и др.), и в рос­сий­ский (Имп. фар­фо­ро­вый за­вод близ С.-Пе­тер­бур­га), а так­же в тек­стиль­ные из­де­лия, стек­ло и ме­бель (франц. ла­ки бр. Мар­тен). В 1670-х гг. в Анг­лии по­яви­лось но­вое по со­ста­ву свин­цо­вое стек­ло (т. н. англ. хру­сталь); тех­ни­ка его про­из-ва ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в Че­хии, Гер­ма­нии, Фран­ции.

Дж. Уэджвуд. Ваза «Игры амуров в жмурки». По рисунку Дж. Флаксмана. Каменная масса. 1782. Музей в усадьбе Кусково (Москва).

На Д.-п. и. эпо­хи клас­си­циз­ма 2-й пол. 18 в., позд­нее и ам­пи­ра по­влия­ли ар­хео­ло­гич. рас­коп­ки в го­ро­дах Гер­ку­ла­нум и Пом­пеи (см. Пом­пе­ян­ский стиль). Соз­дан­ный бр. Адам (Анг­лия) стиль, ут­вер­ждав­ший един­ст­во внеш­не­го де­ко­ра и от­дел­ки ин­терь­е­ра, вдох­нул но­вую жизнь в Д.-п. и., в ча­ст­но­сти в ме­бель (ра­бо­ты Дж. Хе­п­лу­ай­та, Т. Ше­ра­то­на, Т. Хо­упа, бр. Жа­коб, Ж. А. Ри­зи­не­ра), пла­стич. ук­ра­ше­ния (франц. по­зо­ло­чен­ная брон­за П. Ф. То­ми­ра), ху­дож. се­реб­ро (куб­ки и по­су­да П. Стор­ра), ков­ры и тка­ни, юве­лир­ное иск-во. Про­сто­та и яс­ность от­ли­ча­ют стек­лян­ные гра­фи­ны Корк­ской сте­коль­ной ком­па­нии, ва­зы бак­ка­ра, хру­сталь­ные люс­т­ры-кас­ка­ды. В фар­фо­ре к кон. 18 в. Май­сен ус­ту­па­ет ста­тус гл. ев­роп. про­из­во­ди­те­ля фар­фо­ра франц. севр­ско­му фар­фо­ру; вы­даю­щие­ся об­раз­цы на­чи­на­ют соз­да­вать­ся на за­во­дах Ве­ны, С.-Пе­тер­бур­га и Бер­ли­на. В Анг­лии воз­ни­ка­ет фаб­ри­ка Дж. Уэд­жву­да «Эт­ру­рия», вы­пус­каю­щая ке­ра­ми­ку в под­ра­жа­ние ан­тич­ным ка­ме­ям и ва­зам. В Рос­сии со­з­да­ни­ем про­из­ве­де­ний Д.-п. и. за­ни­ма­лись мн. круп­ней­шие ар­хи­тек­то­ры (А. Н. Во­ро­ни­хин и К. И. Рос­си про­ек­ти­ро­ва­ли ме­бель и ва­зы, М. Ф. Ка­за­ков и Н. А. Львов – люс­т­ры).

Люстра. Бронза золочёная, хрусталь, голубое стекло. 1790-е гг. Мастерская И. Цеха (С.-Петербург). Музей-заповедник «Павловск».

В эпо­ху би­дер­май­е­ра про­из­ве­де­ния Д.-п. и. от­ра­жа­ли стрем­ле­ние к ком­форт­ной жиз­ни, что при­ве­ло к по­яв­ле­нию удоб­ной про­стой ме­бе­ли ок­руг­лых бе­зы­скус­ных форм из ме­ст­ных сор­тов дре­ве­си­ны (оре­ха, виш­ни, бе­рё­зы), эле­гант­ных стек­лян­ных гра­нё­ных кув­ши­нов и ста­ка­нов с изящ­ной рос­пи­сью (ра­бо­ты А. Кот­гас­се­ра и др.). Пе­ри­од эк­лек­тиз­ма (сер. 19 в.) про­явил­ся в сти­ли­стич. раз­но­об­ра­зии ис­поль­зуе­мых ис­то­рич. сти­лей, так­же в уни­фи­ка­ции под­хо­дов и ху­дож. приё­мов. Ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния нео­ро­ко­ко был де­кор иск-ва 18 в.; в Рос­сии он про­явил­ся в фар­фо­ро­вых из­де­ли­ях за­во­да А. Г. По­по­ва с его по­ли­хром­ной цве­точ­ной рос­пи­сью на цвет­ном фо­не. Воз­ро­ж­де­ние го­ти­ки (нео­го­ти­ка) бы­ло обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем ху­дож­ни­ков прив­не­сти в Д.-п. и. ро­ман­ти­че­ски-воз­вы­шен­ный стиль и лишь опо­сре­до­ван­но вос­про­из­во­ди­ло под­лин­но го­тич. мо­ти­вы; за­им­ст­во­ва­лись, ско­рее, эле­мен­ты ор­на­мен­та, не­же­ли фор­мы го­тич. иск-ва (бо­гем­ское стек­ло Д. Би­ма­на, ра­бо­ты в фар­фо­ре и стек­ле для двор­ца Ни­ко­лая I «Кот­тедж» в Пе­тер­го­фе). Вик­то­ри­ан­ский стиль в Анг­лии на­шёл от­ра­же­ние в соз­да­нии тя­же­ло­вес­ной ме­бе­ли и ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии её «ма­лых форм» (эта­жер­ки, дер­жа­те­ли для зон­тов, игор­ные сто­ли­ки и т. п.). Вновь стал по­пу­ля­рен не­гла­зу­ро­ван­ный фар­фор, ими­ти­рую­щий мра­мор. В стек­ле (пре­ж­де все­го в бо­гем­ском) поя­ви­лись но­вые ви­ды и тех­ни­ки – мно­го­слой­ное цвет­ное стек­ло «флэш», ка­мей­ное не­про­зрач­ное и чёр­ное (хиа­ли­то­вое) стек­ло, ими­ти­рую­щий дра­го­цен­ные кам­ни ли­тиа­лил. С сер. 1840-х гг. во Фран­ции на сте­коль­ных фаб­ри­ках Бак­ка­ра, Сен-Луи и Кли­ши, а позд­нее в Анг­лии, Бо­ге­мии и США по­яви­лось но­вое на­прав­ле­ние (соз­да­ние мил­лефь­о­ро­вых пресс-па­пье и др.). Сплав эле­мен­тов разл. сти­лей оп­ре­де­лял раз­ви­тие ме­бе­ли и по­яв­ле­ние но­вых про­мышленных тех­но­ло­гий и ма­те­риа­лов: фор­мы из кле­ё­ной и гну­той дре­ве­си­ны (М. То­нет), па­пье-ма­ше, рез­но­го де­ре­ва и чу­гу­на.

Кабинет. Дерево, роспись, позолота. 1858. Мастер У. Бёрджесс (Лондон). Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Про­тест про­тив эк­лек­тиз­ма, ини­ции­ро­ван­ный в Ве­ли­ко­бри­та­нии об-вом «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла», спо­соб­ст­во­вал фор­ми­ро­ва­нию в кон. 19 в. сти­ля мо­дерн; он раз­мыл гра­ни­цы ме­ж­ду де­ко­ра­тив­ным, при­клад­ным и изо­бра­зит. иск-вом и при­нял во мно­гих стра­нах разл. фор­мы. Де­кор мо­дер­на ча­ще все­го упо­доб­лен ор­на­мен­таль­ным мо­ти­вам при­род­ных форм; ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись изо­гну­тые ли­нии, вол­но­об­раз­ные кон­ту­ры, асим­мет­рич­ные кон­ст­рук­ции (ме­бель В. Ор­та, Л. Ма­жо­ре­ля, Э. Ги­ма­ра, ху­дож. мно­го­слой­ное цвет­ное стек­ло с фло­раль­ны­ми и пей­заж­ны­ми мо­ти­ва­ми Э. Гал­ле, О. Дау­ма, Л. Тиф­фа­ни, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния Р. Ла­ли­ка). Ху­дож­ни­ки вен­ско­го Се­цес­сио­на, как и шот­лан­дец Ч. Р. Ма­кин­тош, на­про­тив, ис­поль­зо­ва­ли сим­мет­рию и сдер­жан­ные пря­мо­ли­ней­ные фор­мы. Ра­бо­ты Й. Хоф­ма­на, вы­пол­нен­ные час­то совм. с Г. Клим­том (ме­бель, стек­ло, ме­талл, юве­лир­ные из­де­лия), от­ли­ча­ют эле­гант­ность и утон­чён­ность. В ев­роп. про­из-ве фар­фо­ра ли­ди­рую­щее ме­сто за­ня­ли про­из­ве­де­ния с под­гла­зур­ной рос­пи­сью Ко­пен­га­ген­ской ко­ро­лев­ской ма­ну­фак­ту­ры. В рус. мо­дер­не, в его на­цио­наль­но-ро­ман­тич. вет­ви про­явил­ся не­орус­ский стиль – осо­бен­но в дея­тель­но­сти Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка (про­из­ве­де­ния В. М. Вас­не­цо­ва, М. А. Вру­бе­ля, Е. Д. По­ле­но­вой), Та­лаш­кин­ской мас­тер­ской кн. М. К. Те­ни­ше­вой, мас­тер­ских Стро­га­нов­ско­го уч-ща.

Л. Тиффани. Абажур лампы «Лилии в пруду». Стекло. 1900–10.

Но­вей­шая ис­то­рия Д.-п. и. на­чи­на­ет­ся не толь­ко с воз­ро­ж­де­ния руч­но­го твор­че­ст­ва (У. Мор­рис и др.), но и с по­яв­ле­ния на ру­бе­же 19–20 вв. по всей Ев­ро­пе и в США но­во­го ви­да творч. дея­тель­но­сти – ди­зай­на и даль­ней­ше­го его ак­тив­но­го раз­ви­тия в 1920-е гг. (Бау­ха­уз, Вху­те­мас). Ди­зайн ар де­ко стал ос­но­вой поч­ти всех до­маш­них ин­терь­е­ров, куль­ти­ви­ро­вав­ших сдер­жан­ную рос­кошь и ком­форт (гео­мет­рич. фор­мы, сти­ли­зо­ван­ный и уп­ро­щён­ный ор­на­мент, эк­зо­ти­че­ски фа­не­ро­ван­ная ме­бель пря­мо­ли­ней­ных форм, функ­цио­наль­ная сто­ло­вая по­су­да и цве­точ­ные ва­зы).

В. В. Кандинский. Чашка с блюдцем. Ок. 1923. Фарфоровый завод (Петроград).

Рус. иск-во по­сле 1917 раз­ви­ва­лось на но­вой идео­ло­гич. и эс­те­тич. ос­но­ве. Ху­дож­ни­ки пы­та­лись сред­ст­ва­ми иск-ва пе­ре­дать дух эпо­хи (т. н. аги­та­ци­он­ный фар­фор), соз­дать ком­плекс­ную ра­цио­наль­ную сре­ду для ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. С кон. 1950-х гг. в сов. Д.-п. и. на­ря­ду с ак­тив­ным раз­ви­ти­ем ху­дож. пром-сти (фар­фо­ро­вые за­во­ды Ле­нин­гра­да, Вер­би­лок, Ду­лёв­ский фар­фо­ро­вый за­вод, Ко­на­ков­ский фа­ян­со­вый за­вод, Ле­нингр. сте­коль­ный за­вод, Гу­сев­ский хру­сталь­ный за­вод и др.) и нар. про­мы­слов (гжель­ская ке­ра­ми­ка, жос­тов­ская рос­пись, ско­пин­ская ке­ра­ми­ка, дым­ков­ская иг­руш­ка и др.; см. Про­мыс­лы ху­до­же­ст­вен­ные) вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ло и ав­тор­ское иск-во.

«Кузнецы». Богородская игрушка (мастер А. И. Барашков). Дерево, резьба, роспись. 1920-е гг. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Раз­ви­тие Д.-п. и. в 20 в. обу­слов­ле­но со­су­ще­ст­во­ва­ни­ем и взаи­мо­про­ник­но­ве­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го и аван­гард­но­го на­чал. Боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли тон­кие вы­ра­зит. воз­мож­но­сти но­вых ма­те­риа­лов, ими­та­ци­он­ность и творч. ци­ти­ро­ва­ние. В эпо­ху по­стмо­дер­низ­ма воз­ни­ка­ет осо­бое от­но­ше­ние к де­ко­ра­тив­но­му ар­те­фак­ту как ав­то­ном­ной сущ­но­сти, ко­то­рая де­мон­ст­ра­тив­но «не за­ин­те­ре­со­ва­на» слу­жить че­ло­ве­ку, от­чу­ж­де­на от не­го. В ито­ге это при­ве­ло к «кри­зи­су са­мо­иден­ти­фи­ка­ции» Д.-п. и., вы­зван­но­му воз­ник­но­ве­ни­ем кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны смеж­ных ви­дов иск-ва (пре­ж­де все­го – ди­зай­на). Од­на­ко дан­ный кри­зис па­ра­док­саль­ным об­ра­зом от­кры­ва­ет но­вые пер­спек­ти­вы пе­ред Д.-п. и. в пла­не рас­ши­ре­ния и пе­ре­смот­ра соб­ст­вен­ной об­раз­ной спе­ци­фи­ки, ос­вое­ния но­вых жан­ров и ма­те­риа­лов (ке­ра­мо­пла­сти­ки, стек­ло­пла­сти­ки, тек­стиль­ной пла­сти­ки, ми­ни-го­бе­ле­нов, мо­заи­ки в де­рев. ра­мах и т. п.).

Лит.: Molinier E. Histoire générale des arts appliqués à industrie. P., 1896–1911. Vol. 1–5; Ар­кин Д. Ис­кус­ст­во бы­то­вой ве­щи. Очер­ки но­вей­шей ху­до­же­ст­вен­ной про­мыш­лен­но­сти. М., 1932; Fontanes J. de. Histoire des métiers d’art. P., 1950; Baerwald M., Mahoney T. The story of jewelry. L.; N. Y., 1960; Ка­ган М. О при­клад­ном ис­кус­ст­ве. Не­ко­то­рые во­про­сы тео­рии. Л., 1961; Рус­ское де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во / Под ред. А. И. Ле­о­но­ва. М., 1962. Т. 1–3; Сал­ты­ков А. Б. Избр. тру­ды. М., 1962; Barsali I. B. European enamels. L., 1964; Kenyon G. H. The glass industry of the Weald. Leicester, 1967; Cooper E. A history of pottery. L., 1972; Davis F. Continental glass: from Roman to modern times. L., 1972; Мо­ран А. де. Ис­то­рия де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1982; Osborne H. The Oxford companion to the decorative arts. Oxf., 1985; Boucher F. A history of costume in the West. L., 1987; Не­кра­со­ва М. А. Про­бле­ма ан­самб­ля в де­ко­ра­тив­ном ис­кус­ст­ве // Ис­кус­ст­во ан­самб­ля. Ху­до­же­ст­вен­ный пред­мет. Ин­терь­ер. Ар­хи­тек­ту­ра. Сре­да. М., 1988; Illustrated encyclopedia of Antiques. L., 1994; Ма­ка­ров К. А. Из твор­че­ско­го на­сле­дия. М., 1998; Materials and techniques in the decorative arts: an illustrated dictionary / Ed. by L. Trench. L., 2000.

Вернуться к началу