Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИНСТИТУ́Т ХУДО́ЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУ́РЫ

Авторы: Е. Ф. Ковтун

ИНСТИТУ́Т ХУДО́ЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬ­ТУ́­РЫ го­су­дар­ст­вен­ный (Гин­хук), на­учно-ис­сле­до­ва­тель­ская ор­га­ни­за­ция и творч. объ­е­ди­не­ние в Ле­нин­гра­де. Соз­дан на ба­зе пет­рогр. Му­зея ху­дож. куль­ту­ры (МХК) – од­но­го из пер­вых в Рос­сии (на­ря­ду с Жи­во­пис­ной куль­ту­ры му­зе­ем в Мо­ск­ве) му­зе­ев но­вых те­че­ний в иск-ве (от­крыт в 1919; сре­ди ор­га­ни­зато­ров – Н. И. Альт­ман, А. Е. Ка­рев, А. Т. Мат­ве­ев). В за­лах МХК уст­раи­ва­лись вы­став­ки; в мае 1923 бы­ла по­став­ле­на дра­ма­тич. по­эма «Зан­ге­зи» В. В. Хлеб­ни­ко­ва (в оформ­ле­нии В. Е. Тат­ли­на). В 1926 цен­ная кол­лек­ция про­из­ве­де­ний рус. аван­гар­диз­ма из МХК бы­ла пе­ре­да­на в Рус. му­зей.

В 1923 на му­зей­ной кон­фе­рен­ции П. Н. Фи­ло­нов «от груп­пы ле­вых ху­дож­ни­ков» внёс пред­ло­же­ние о пре­об­ра­зо­ва­нии МХК в Ин-т ис­сле­до­ва­ний куль­ту­ры совр. иск-ва. В окт. 1924 МХК был пре­об­ра­зо­ван в И. х. к.; ди­рек­то­ром был из­бран К. С. Ма­ле­вич, его за­мес­ти­те­лем – Н. Н. Пу­нин. В мар­те 1925 И. х. к. был ут­вер­ждён Сов­нар­ко­мом в ка­че­ст­ве гос. уч­ре­ж­де­ния. В со­став Гин­ху­ка вхо­ди­ли фор­маль­но-тео­ре­тич. от­дел (зав. Ма­ле­вич, раз­ра­ба­ты­вав­ший «тео­рию при­ба­воч­но­го эле­мен­та» в жи­во­пи­си; ла­бо­ра­то­рия­ми цве­та и фор­мы ру­ко­во­ди­ли В. М. Ер­мо­лае­ва и Л. А. Юдин), от­дел ор­га­нич. куль­ту­ры (зав. М. В. Ма­тю­шин, со­труд­ни­ки Б. В., М. В., К. В. Эн­де­ры и др.), от­дел ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры (зав. Тат­лин, со­труд­ни­ки Н. А. Ха­па­ев, Е. А. Не­кра­сов и др.), от­дел об­щей идео­ло­гии (зав. Пу­нин). Не­ко­то­рое вре­мя ра­бо­та­ли вне­штат­ные от­де­лы: экс­пе­ри­мен­таль­ный (зав. П. А. Ман­су­ров) и фо­но­ло­ги­че­ский (зав. И. Г. Те­рен­ть­ев). Гин­хук стал шко­лой проф. мас­тер­ст­ва для мн. ве­ду­щих ху­дож­ни­ков Ле­нин­гра­да 1920–30-х гг.; его ас­пи­ран­та­ми и прак­ти­кан­та­ми бы­ли Ю. А. Вас­не­цов, В. И. Кур­дов, А. А. Ле­пор­ская, К. И. Ро­ж­де­ст­вен­ский, В. В. Стер­ли­гов, Н. М. Суе­тин, Е. И. Ча­ру­шин, И. Г. Чаш­ник, Л. М. Хи­де­кель и др. Ху­дож­ни­ки, ра­ботав­шие в Гин­ху­ке, стре­ми­лись в про­стран­ст­вен­ных струк­ту­рах сво­их про­из­ве­де­ний пре­тво­рять прин­ци­пы фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в при­ро­де. Ре­зуль­та­ты ра­бо­ты де­мон­ст­ри­ро­ва­лись на от­чёт­ных вы­став­ках (1924–26). По­сле ста­тьи в «Ле­нин­град­ской прав­де» (10.6.1926), об­ви­нив­шей дея­те­лей Гин­ху­ка в «от­кро­вен­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­по­ве­ди», ин-т был ли­к­ви­ди­ро­ван осе­нью 1926.

Лит.: Жа­до­ва Л. А. Го­су­дар­ст­вен­ный ин­сти­тут ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (ГИНХУК) в Ле­нин­гра­де // Про­бле­мы ис­то­рии со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 1978. № 4; Ков­тун Е. Ф. Путь Ма­ле­ви­ча // К. Ма­ле­вич. (Кат. вы­став­ки). Л. и др., 1989.

Вернуться к началу