Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ СТИ́ЛИ

Исторические стили. Неоготика. Вотивкирхе (Обетная церковь) на Рингштрассе в Вене. 1856–79. Архитектор Г. Ферстель.
Исторические стили. Необарокко. Интерьер Тронного зала в Люксембургском дворце в Париже (ныне здание Сената). 1852–54. Архитектор А. де Жизор, росписи А. Лемана, Ж. Алу и А. Брюна.

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ СТИ́ЛИ, ус­лов­ное со­би­ра­тель­ное на­зва­ние ря­да сти­ли­стич. на­прав­ле­ний в ар­хи­тек­ту­ре и при­клад­ном иск-ве 2-й тре­ти 19 – нач. 20 вв., ори­ен­ти­ро­ван­ных на вос­про­из­ве­де­ние наи­бо­лее ха­рак­тер­ных эле­мен­тов то­го или ино­го сти­ля про­шло­го. Важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии И. с. сыг­рал ро­ман­тич. культ нац. ста­ри­ны, ска­зав­ший­ся, в ча­ст­но­сти, в по­ис­ках са­мо­быт­ных нац.-ис­то­рич. форм в ар­хи­тек­ту­ре. В ар­хит. шко­лах раз­ных стран круг сти­лей, при­вле­кае­мых для ци­ти­ро­ва­ния и пря­мо­го за­им­ст­во­ва­ния кон­ст­рук­тив­ных и/или де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов, был раз­ли­чен. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние при­об­ре­ли нео­го­ти­ка (псев­до­го­ти­ка), нео­ро­ман­ский стиль, нео­ре­нес­санс, не­оба­рок­ко, нео­ро­ко­ко («стиль Пом­па­дур», «вто­рое ро­ко­ко»), «стиль Лю­до­ви­ка XVI», не­о­клас­си­цизм и его ва­ри­ант – не­ог­ре­че­ский стиль («не­о­грек»). Ре­ми­нис­цен­ции разл. сти­лей пред­ше­ст­вую­щих эпох яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью вик­то­ри­ан­ско­го сти­ля в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Вто­рой им­пе­рии сти­ля во Фран­ции, «сти­ля Ринг­штрас­се» в Ав­ст­рии. В Рос­сии к это­му сле­ду­ет до­ба­вить рус­ско-ви­зан­тий­ский стиль, не­ови­зан­тий­ский стиль («ви­зан­тий­ский стиль»; встре­ча­ет­ся так­же в ар­хи­тек­ту­ре не­ко­то­рых ев­роп. стран), рус­ский стиль («псев­до­рус­ский стиль»), не­орус­ский стиль. В этих сти­лях воз­во­ди­лись хра­мы, двор­цы, об­ществ., адм. и тор­го­вые зда­ния, бан­ки, особ­ня­ки и ча­ст­ные до­ма.

Фото В. М. Паппе Исторические стили. Неовизантийский стиль. Церковь Казанской Божией Матери в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в С.-Петербурге. 1908–12. Архитектор В. А. Косяков.

Рас­про­стра­не­ние И. с. име­ло важ­ные по­след­ст­вия для раз­ви­тия ар­хи­тек­ту­ры: ин­те­рес к внеш­ней де­ко­ра­ции в том или ином сти­ле пе­ре­рас­тал в на­уч. изу­че­ние всей сис­те­мы де­ко­ра и стро­ит. кон­ст­рук­ций («не­ог­ре­че­ская» ре­кон­ст­рук­ция ан­тич­но­го ор­де­ра, «нео­го­ти­че­ские» опы­ты вос­ста­нов­ле­ния кар­кас­ной сис­те­мы го­ти­ки, точ­ные вос­про­из­ве­де­ния кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний ви­зант. и др.-рус. зод­че­ст­ва); ком­плекс­ное изу­че­ние ар­хи­тек­ту­ры про­шло­го со­про­вож­да­лось ши­ро­кимвве­де­ни­ем но­вых кон­ст­рук­ций (ме­тал­лич. и жел.-бе­тон. кар­ка­сы и др.). См. так­же Ис­то­ризм и Эк­лек­тизм.

Лит.: Griseri A., Gabetto R. Architettura dell’ec­clettismo. Torino, 1973; Argan G. C. Il revival. Mil., 1974; Hitchcock H. R. Architecture: nineteeth and twentieth centuries. 4th ed. Harmondsworth; N. Y., 1977; Бо­ри­со­ва Е. А. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1979; Пу­нин А. Л. Ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки Пе­тер­бур­га. Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. Л., 1981; Кириченко Е. И. Архитектурные тео­рии XIX в. в России. М., 1986; Francastel P. Art and technology in the nineteeth and twen­tieth centuries. N. Y.; Camb., 2000.

Вернуться к началу