
КАМЕРО́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМЕРО́Н (Cameron) Чарлз (1.7.1745, Лондон – кон. 1811, С.-Петербург), рос. архитектор, рисовальщик. Сын строительного подрядчика Уолтера Камерона, принадлежавшего к младшей ветви знатного шотл. рода. До 1764 учился в цехе плотников в Лондоне под рук. отца, в 1765–1766 по приглашению арх. И. Уэра работал над рисунками для переиздания книги обмеров рим. терм А. Палладио. В 1768 отправился в Рим для проведения новых обмеров и археологич. раскопок терм. Возможно, познакомился здесь с Ш. Л. Клериссо и встретился со своим дальним родственником, Чарлзом Камероном оф Лохил. Позднее, уже в России, К. мистифицировал свою биографию, приписав себе некоторые факты жизни этого аристократа (изгнанник-якобит, «воспитанный в Риме», как писала о К. Екатерина II в письмах Вольтеру); многие факты биографии К. уточнены лишь в новейших исследованиях (И. Рей, Д. О. Швидковский). По возвращении на родину (1769) К. подготовил к изданию увраж «Термы римлян» («The baths of the Romans…», изд. в 1772; переиздан в 1774, 1775) со своими текстами и офортами – труд, во многом определяющий архит. концепцию классицизма; участвовал в выставках Об-ва художеств в Лондоне (1767, 1772). Испытал влияние творчества Дж. Адама, Р. Адама, У. Кента, о чём свидетельствуют уже сохранившиеся эскизы убранства интерьеров дома Дж. Кларка в Лондоне (1770–75).
В авг. 1779 приглашён в С.-Петербург в качестве «знатока античности» в связи с намерением Екатерины II «выстроить греко-римскую рапсодию» в Царскосельском парке; в 1780 назначен архитектором «над всеми строениями в селе Царском» и остался в России до конца жизни (в 1784 женился на дочери царскосельского садовника Джона Буша). Один из выдающихся мастеров рус. классицизма, К. стал создателем целостных садово-парковых ансамблей загородных имп. резиденций в Царском Селе и Павловске; в его творчестве отразилось увлечение традициями англ. палладианской усадьбы. В дворцовом зодчестве К. уделял большое внимание архит. решению интерьеров; все его работы отмечены изысканностью, строгим вкусом, утончённым лиризмом и стилистич. единством. В декоративном убранстве он использовал разнообразные техники и материалы (скульптура, шёлковые панно, полудрагоценные камни, стекло, хрусталь, фаянс, майолика, бронза, стукко, лак, ценные породы дерева и др.).
В Царском Селе К. создал своё наиболее значит. произведение – комплекс терм, примыкающих к Екатерининскому дворцу (Холодные бани с павильоном Агатовых комнат, 1779–85; Камеронова галерея, 1784–87; Висячий сад и пандус, 1792–94). Ему принадлежит декор ряда интерьеров Большого (Екатерининского) дворца – апартаментов вел. кн. Павла Петровича и его жены (в т. ч. Зелёная столовая, Голубая гостиная, кабинет, все до 1783) и личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле [Арабесковая, Лионская гостиные и Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Опочивальня, Голубой кабинет («Табакерка»), Пальмовая (Зеркальная) комната, все 1780–88; дворец, почти полностью разрушенный в 1941–44, восстанавливается с 1957]. Работы К. создавались при участии скульпторов Л. Адана, Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, Ж. Д. Рашетта, Ж. Б. Шарлеманя-Боде, также Дж. Уэджвуда и др. мастеров. В парке по проектам К. созданы также 4 Китайских мостика (1781–86); он участвовал в перестройке Китайской деревни (1780–1796). По проекту К. с 1780 строился «образцовый» город София, живописно обрамлявший Екатерининский парк; доминантой его был Софийский собор (построен в 1782–88 по проекту К., переработанному И. Е. Старовым); город упразднён в 1808 и б. ч. не сохранился (ныне – часть г. Пушкин).
В Павловске К. принадлежит общая планировка ландшафтного (английского) парка в духе предромантизма (1779–1786), с павильонами, каскадами, аллеями, искусств. руинами, обелисками и др. По проекту К. начал строиться Павловский дворец (1782–87; К. принадлежали общее решение центр. корпуса и отделка покоев нижнего этажа), позднее достраивавшийся В. Бренной (с 1787), затем Дж. Кваренги; после пожара 1803 дворец был перестроен А. Н. Воронихиным (К. участвовал в восстановлении интерьеров); в 1941–44 дворец был разрушен и восстановлен в 1950–70-е гг. По проектам К. в Павловском парке воздвигнуты Храм Дружбы (1780–82), Колоннада Аполлона (1780–83; перенесена в др. место в 1799), обелиск в честь основания Павловска (1782), Вольер (1782–1785), колонна «Конец света» (1783; перенесена в др. место в 1800), «Памятник родителям» (1786–87), «Холодная ванна» (1795–99) с мостом Кентавров и «Семейной рощей», Круглый зал, или Концертный павильон (1799–1800; интерьеры – арх. Бренна), павильон Трёх граций (1800–01; мраморная группа П. Трискорни), завершавший композицию Собственного садика; Краснодолинный павильон (1804) и др.
В 1796–99 К. был отстранён Павлом I от работ в имп. резиденциях. Предположительно по его проекту построен дворец гр. К. Г. Разумовского в Батурине (Черниговская губ.; 1799–1803). В 1802–05 К. был «Главных Адмиралтейств архитектором», исполнил проекты для Кронштадта (Андреевский собор, 1806–17; проект переработан А. Д. Захаровым; не сохр.; также госпиталь и казармы). К. был высоко ценим современниками – Дж. Кваренги, А. Н. Воронихиным (он повторил образ Камероновой галереи в даче Строгановых на Чёрной речке); П. ди Г. Гонзаго считал себя его последователем. Гармоничная красота созданных К. ансамблей неоднократно воспета в рус. поэзии.