Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАЦУСИ́КА

Авторы: А. И. Юсупова

КАЦУСИ́КА Хо­ку­сай [наст. имя и фам. То­ки­та­ро (позд­нее Тэ­цуд­зо) Ка­ва­му­ра; псев­до­ни­мы – Сюн­ро, Гум­ба­тэй, Со­ри, Ка­ко, Та­цу­ма­са, Тай­то, Га­кёд­зин, Ии­ти, Хо­ку­сай, Манд­зи и др.] (1760, Хонд­зё Ва­ри­гэ­суй, при­го­род Эдо – 1849, Обу­сэ), япон. гра­фик и жи­во­пи­сец. На­сле­дие К. на­счи­ты­ва­ет св. 30 тыс. ри­сун­ков, жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний, стан­ко­вых гра­вюр и ил­лю­ст­ра­ций.

В 13 лет К. по­сту­пил в обу­че­ние гра­вё­ру На­кая­ма Тэ­цуд­зо, у ко­то­ро­го ос­воил тех­ни­ку кси­ло­гра­фии. В 1778–92 во­шёл в мас­тер­скую те­ат­раль­но­го худ. Ка­цу­ка­ва Сюн­сё и при­нял имя Ка­цу­ка­ва Сюн­ро. Там бы­ли соз­да­ны его пер­вые са­мо­сто­ят. гра­вю­ры с изо­бра­же­ни­ем ак­тё­ров те­ат­ра ка­бу­ки и бор­цов су­мо. Мно­го­сто­рон­няя ода­рён­ность К. про­яви­лась очень ра­но: с 1781 он ра­бо­тал как книж­ный ил­лю­ст­ра­тор, мас­тер стан­ко­вой гра­вю­ры и жи­во­пи­сец. В по­сле­дую­щие го­ды обу­чал­ся в мас­тер­ских ху­дож­ни­ков разл. школ. Ув­лёк­шись жи­во­пи­сью шко­лы рим­па и, в ча­ст­но­сти, ма­не­рой худ. Та­ва­рая Со­ри, при­нял имя Хи­си­ка­ва Со­ри. За­тем учил­ся жи­во­пи­си шко­лы ка­но у То­рин Цу­цу­ми, позд­нее пе­ре­шёл в уче­ни­ки к Хи­рою­ки Су­миё­си, ху­дож­ни­ку шко­лы то­са. В 1797–99 брал уро­ки ев­роп. жи­во­пи­си у ху­дож­ни­ка, учё­но­го и ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ля Ко­ка­на Си­ба. Наи­бо­лее яр­ко в этот пе­ри­од та­лант К. рас­крыл­ся в су­ри­мо­но – гра­вю­рах, вы­пол­нен­ных по ча­ст­но­му за­ка­зу к спец. да­там и со­бы­ти­ям. Од­но­вре­мен­но (под псевд. Ка­ко) ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги пи­са­телей Кё­ку­тэя Ба­ки­на, Дзип­пэн­ся Ик­ку, Си­ки­тэя Сам­ба и Сан­то Кё­дэ­на. Уже с кон. 1790-х гг. у К. поя­ви­лись свои уче­ни­ки, ра­бо­тав­шие в жан­ре су­ри­мо­но и книж­ной ил­лю­ст­ра­ции.

В 1798–1805 К. опуб­ли­ко­вал неск. се­рий жен­ских порт­ре­тов, а так­же цвет­ные ил­лю­ст­ра­ции для книг «Пес­ни из Ита­ко», «Ис­то­рия со­ро­ка се­ми вер­ных вас­са­лов». За ни­ми по­сле­до­ва­ли се­рии пей­заж­ных гра­вюр «Во­семь ви­дов Вос­точ­ной сто­ли­цы», «Во­семь ви­дов Оми», «Ви­ды ре­ки Су­ми­да». С 1797 он на­чал под­пи­сы­вать свои ра­бо­ты псевд. Хо­ку­сай, а с 1800 стал на­зы­вать се­бя Га­кёд­зин Хо­ку­сай («Хо­ку­сай, одер­жи­мый ри­сун­ком»). В 1804 К. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие по стра­не, по­бы­вал в На­гое, Кио­то, Оса­ке. В 1810 на­чал ра­бо­тать над се­рией аль­бо­мов «Ман­га», за­ду­ман­ной как по­со­бие для на­чи­наю­щих ху­дож­ни­ков.

Кацусика Хокусай. «Волна». Гравюра на дереве из серии «36 видов горы Фудзи». 1823–31.

1820–30-е гг. – пе­ри­од рас­цве­та в твор­че­ст­ве К. В ре­зуль­та­те не­сколь­ких пу­те­ше­ст­вий по стра­не (в р-н Кан­сай, в Исе, на о. Кю­сю) бы­ли соз­да­ны се­рии пей­заж­ных гра­вюр, по­свя­щён­ные Япо­нии: «36 ви­дов го­ры Фуд­зи» (1823–31, од­на из важ­ней­ших в твор­че­ст­ве мас­те­ра), «Пу­те­ше­ст­вие по зна­ме­ни­тым во­до­па­дам раз­лич­ных про­вин­ций» (1827–33), «Ви­ды за­ме­ча­тель­ных мос­тов в раз­лич­ных про­вин­ци­ях» (1827–30), «100 ви­дов го­ры Фуд­зи» (1834–35). В эти же го­ды К. об­ра­ща­ет­ся к клас­си­че­ско­му для ис­кус­ст­ва Даль­не­го Вос­то­ка жан­ру «цве­ты и пти­цы» (се­рия «Боль­шие цве­ты») и к ил­лю­ст­ри­ро­ва­нию по­этич. ан­то­ло­гий про­шло­го (се­рия «Под­лин­ное зер­ца­ло по­этов Ки­тая и Япо­нии», 1828–33).

Кацусика Хокусай. «Вид горы Фудзи в грозу». Гравюра на дереве из серии «36 видов горы Фудзи». 1823–31.

Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей жан­ра укиё-э, К. вы­пол­нял пей­заж­ные гра­вю­ры в круп­ных го­ри­зон­таль­ном и вер­ти­каль­ном фор­ма­тах, поль­зо­вал­ся сме­лы­ми перс­пек­тив­ны­ми эф­фек­та­ми и нео­жи­дан­ны­ми цве­то­вы­ми со­че­та­ния­ми, во­пло­щая ха­рак­тер­ный эпич. об­раз япон. пей­за­жа; поэ­ти­чес­ки-воз­вы­шен­ную ок­рас­ку по­лу­чи­ла у не­го и те­ма тру­да про­сто­го че­ло­ве­ка, со­от­не­сён­но­го с при­ро­дой стра­ны.

В 1834 К. пре­кра­ща­ет ра­бо­тать над эс­ки­за­ми для гра­вюр и вы­пус­ка­ет ил­лю­ст­ри­ров. аль­бо­мы ди­дак­тич. ха­рак­те­ра, а так­же пи­шет кар­ти­ны на бу­ма­ге и шёл­ке; их те­ма­ми ста­но­вят­ся де­мо­ны и по­ко­ри­те­ли де­мо­нов, ар­ха­ты, от­шель­ни­ки, при­ви­де­ния и обо­рот­ни. В 1848 из­да­ёт кн. «О пра­виль­но­сти при­ме­не­ния кра­сок». По­сле по­жа­ра 1839, унич­то­жив­ше­го всё иму­ще­ст­во К., мас­тер про­во­дит неск. лет в ски­та­ни­ях. В 1841, вос­поль­зо­вав­шись при­гла­ше­ни­ем из­вест­но­го ме­це­на­та Та­каи Код­за­на, пе­ре­ез­жа­ет в его име­ние в Обу­сэ в пров. Син­сю, где жи­вёт до са­мой смер­ти. Из Обу­сэ боль­шое ко­ли­че­ст­во ри­сун­ков и жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний К. бы­ло вы­ве­зе­но в му­зеи Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. В соз­дан­ном в Обу­сэ му­зее Хо­ку­сай­кан хра­нят­ся вы­пол­нен­ные мас­те­ром в кон­це жиз­ни жи­во­пис­ные пан­но: пар­ные пла­фо­ны с изо­бра­жения­ми муж­ской и жен­ской сти­хий в ви­де волн, а так­же празд­нич­ная ко­лес­ни­ца.

К. был пер­вым япон. мас­те­ром, при­з­нан­ным в ев­роп. стра­нах. Ев­роп. ху­дож­ни­ки уви­де­ли в япон. гра­вю­ре, и в пер­вую оче­редь в ра­бо­тах К., за­кон­чен­ную и со­вер­шен­ную эс­те­тич. сис­те­му, прин­ци­пи­аль­но от­ли­чаю­щую­ся от ху­дож. прин­ци­пов ев­роп. иск-ва и от­кры­ваю­щую воз­мож­ность ино­го вос­при­ятия при­выч­ных и по­все­днев­ных яв­ле­ний жиз­ни.

Лит.: Со­б­ра­ние книж­ных ил­лю­ст­ра­ций Хо­ку­сая. То­кио, 1971–1973. Т. 1–5 (на япон. яз.); Во­ро­но­ва Б. Г. Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай. Гра­фи­ка. М., 1975; Hillier J. R. Hokusai paintings, dra­wings and woodcuts. 3rd ed. Oxf.; N. Y., 1978; Bowie T. The drawings of Hokusai. Westport, 1979; Lane R. Hokusai, life and work. N. Y., 1989; На­га­та С. Хо­ку­сай Ка­цу­си­ка. Ка­та­лог му­зея Хо­ку­сая. То­кио, 1990. Т. 1–5 (на япон. яз.); Forrer M. Hokusai: mountains and water, flowers and birds. Munich; N. Y., 2004; Хо­ку­сай. То­кий­ский на­цио­наль­ный му­зей. Кат. То­кио, 2005 (на япон. яз.); Ви­но­гра­до­ва Н. А. Хо­ку­сай. М., 2005; Ива­но­ва А. Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай. СПб., 2006; Jonemura A. Hokusai. Wash., 2006. Vol. 1–2.

Вернуться к началу